Диджитализация вездесуща: практически во всех сферах аналоговое постепенно становится цифровым. Общий тренд поддерживают и музеи, переводящие свои коллекции в машиночитаемый формат.
Этот огромный массив данных о культурном наследии человечества — материал для анализа и извлечения новых знаний. Но так как музеи выполняют не только архивную, но и досугово-просветительскую функцию, на первый план выходит визуализация. Рассказываем и показываем, как музеи применяют дизайн данных для поиска скрытых смыслов в своих коллекциях, привлечения широкой публики и даже создания новых экспонатов.
Как музейные коллекции становятся данными
Мы уже описывали, как происходит оцифровка произведений искусства. Если кратко, физические объекты превращаются в нули и единицы с помощью различных сканеров, фотоаппаратов, видеокамер, электрофонов и специального ПО. Особенность оцифровки состоит в том, что, помимо цифрового «двойника» культурного объекта, появляется возможность сохранения всей связанной с ним информации (как из его карточки в музейном каталоге, так и из внешних источников) в виде метаданных. Получившиеся датасеты могут оставаться во внутренней системе музея для хранения и изучения специалистами или выкладываться в публичный доступ.
Что дает визуализация
Зачастую, даже если коллекцию удалось оцифровать, интерфейс для взаимодействия с ней функционально ограничен. Обычно цифровая коллекция представлена в формате простого списка картинок с далеко не всегда реализованными поиском по ключевым словам и/или фильтрацией по дате создания, жанру, стране и пр. При таком подходе теряется важное свойство коллекции — то, что она является единой структурой, элементы которой связаны между собой и которая имеет собственные характеристики. Здесь на помощь приходит информационный дизайн. Благодаря использованию визуальных образов становится возможным выделять заложенные в данных паттерны, выявлять закономерности и в целом упрощать коммуникацию информации. Кроме того, визуализация может служить более эффектной и иммерсивной альтернативой классическим способам сопровождения посетителя по выставке, таких как экскурсоводы, аудиогиды, плашки с текстом и бумажные каталоги.
Ночь (не) в музее — и день тоже
Пандемия коронавируса и другие несчастья последних лет продемонстрировали, как легко мы можем стать отрезанными от многих радостей реальной жизни, требующих нашего физического присутствия — в том числе и посещения музеев. В таких условиях интерактивные цифровые интерфейсы могут служить «мостом» между зрителем и коллекцией, сохраняющим возможность взаимодействия с ней. Более того, для коллекций, рожденных и существующих исключительно в цифровой среде, это фактически единственная точка доступа. Проект The MET Stories связывает отдельные работы из полумиллионной онлайн-коллекции «Метрополитен-музея» в единую историю по выбранной тематике, дополняя ее интерактивным таймлайном.

Пример конструирования истории про белок через экспонаты «Метрополитен-музея» в проекте The MET Stories
А в этой работе исследователи из Университета прикладных наук Потсдама взяли коллекции предметов искусства и предметов быта XIX века из двух государственных музеев Берлина. Они объединили их в большое облако, которое далее было разделено на жанрово-тематические кластеры с помощью алгоритмического расчета «похожести» объектов на основании их изображения и названия.

Облако музейных экспонатов на сайте Visuelle Exploration zweier musealer Sammlungen до и после приближения
Оба проекта иллюстрируют важную роль визуализации для выявления связей между разрозненными музейными экспонатами, что способствует извлечению новых смыслов из давно существующих коллекций.
Дополненная музейная реальность
С другой стороны, визуализацию данных можно встретить непосредственно в стенах музея. Так, она выполняет функцию вспомогательного приема в выстраивании выставочного повествования, используемого кураторами для улучшения опыта посетителя.Впечатляющий пример интерактивного музейного интерфейса — проект mARChive, представляющий собой стереоскопическую 360-градусную визуализацию, позволяющую посетителям комплексно изучить всю коллекцию Музеев «Виктория» в Мельбурне.

Демонстрация интерактивной среды визуализации mARChive в Музеях «Виктория». Мельбурн, Австралия. 2014 год
В конце концов, данные и сами могут выступать в роли выставочного объекта. На XXII-й Миланской триеннале была показана инсталляция The Room of Change, созданная дизайн-студией Accurat с целью привлечения внимания к изменениям, происходящим с окружающей средой. Команда трансформировала множество глобальных датасетов о демографии, эпидемиологии и экологии в масштабные data-driven «обои», ставшие не просто сопровождающим материалом к выставке, а ее полноценным экспонатом.

Инсталляция The Room of Change на XXII-й Миланской триеннале. Милан, Италия. 2019 год
Заключение
Данные можно найти везде — в том числе и в таких неожиданных местах, как музеи. Используя лучшие практики информационного дизайна, культурные институции могут создавать на основе этих данных интерактивные интерфейсы, позволяющие по-новому взглянуть на то бескрайнее множество культурных объектов, что человечество накопило за всю свою историю. К тому же подобные интерфейсы имеют потенциал как инструмент для повышения интереса к культурному наследию и расширения аудитории музеев. В конце концов, внедрение визуализации в таких местах способствует развитию массовой датавиз-грамотности, а умение читать и понимать графики — сверхценный навык в мире, которым правят данные.
Источники
- MET Stories [Электронный ресурс] // Neil Oliver. URL: https://neil-oliver.github.io/Major-Studio-1/New-Context/ (дата обращения: 20.03.2025).
- Visuelle Exploration zweier musealer Sammlungen [Электронный ресурс] // Christopher Pietsch, Viktoria Brüggemann, Mark-Jan Bludau, Marian Dörk. URL: https://visualisierung.smb.museum/ (дата обращения: 20.03.2025).
- mArchive [Электронный ресурс] // Jeffrey Shaw, Sarah Kenderdine, David Chesworth, Dennis Del Favero, Tim Hart. URL: https://www.jeffreyshawcompendium.com/portfolio/marchive/ (дата обращения: 22.03.2025).
- Broken Nature portrait #3: Accurat — The Room of Change [Электронный ресурс] // XXII Triennale Milano 2019. URL: http://www.brokennature.org/broken-nature-portrait-3-accurat-the-room-of-change/ (дата обращения: 22.03.2025).