Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

«Системный Блокъ» уже рассказывал, что интерес россиян к мобилизации возник еще в июне 2022 года. А за день до официального объявления о ней в конце сентября запросы «как уехать» стали расти в геометрической прогрессии. 

Но россияне искали не только пути покинуть страну. Примерно за 3-4 дня до официальной мобилизации резко выросли запросы «как откосить» и «как сломать руку». Одними из первых обратили на это внимание белорусские медиа, логично предположив, что сломанная рука — это один из вариантов «как откосить». 

Примерно в это же период Яндекс с помощью подсказок помогал пользователям находить ответы на волнующие вопросы. 

Подсказки Яндекса формируются автоматически на основе анализа статистики пользовательских запросов за определенный период. Вручную в работу алгоритмов Яндекс не вмешивается и подсказки не удаляет — даже по требованию пользователей. 

Еще один предположительное видоизменение запроса «как откосить» — это возросший в тот же период интерес к шизофрении и эпилепсии. К обоим психическим заболеваниям интерес одинаково высок, при этом пик запросов «эпилепсия» приходится на 2-8 октября. 

Видимо, в ответ на этот интерес через несколько дней после объявления мобилизации появляется много разъясняющих статей (например, в Тинкофф Журнале, psychologies.ru, или региональных СМИ) могут ли мобилизовать человека с психическим расстройством (спойлер: да). 

Еще один вопрос, который стал тревожить россиян после мобилизации — «когда закончится *Роскомнадзор*». Но интерес к нему постепенно снижается — кажется, повторяется картина февраля 2022 года. 

Яндекс-подсказки также фиксируют некоторую потерю интереса. Разница между скринами ниже — две недели. 

Скрин от 8 октября 2022 года
Скрин от 28 октября 2022 года. 

Интерес к другим политическим запросам (скрины ниже) неустойчивый и, по-видимому, сильно зависит от текущей повестки — от того, что в конкретный момент появляется в СМИ и всеми обсуждается. 

Например, пик запросов «что будет после референдума» приходится на первые дни октября, а потом кривая резко падает вниз. Очевидно, что для российского пользователя ситуация с референдумом потеряла свою остроту и стала неинтересна. 

Зато примерно в это же время резко возрос интерес к «отступлению» и «ядерному удару». Это отметило интернет-издание Верстка. Они писали, что россияне практически не интересуются «денацификацией» и «демилитаризацией», зато число запросов по слову «отступление» превысило 216 тысяч (в 6 раз больше, чем в августе или июле), а по слову «ядерный удар» — 182 тысячи (в 5 раз больше, чем в августе).

Еще один запрос, который был на высоте, но постепенно сдал позиции — «списки мобилизованных 2022». Этот запрос был одним из самых трендовых в прошедшие недели — хотя на правительственном портале «Объясняем.рф» еще 23 сентября было опубликовано, что самостоятельно узнать, подлежит ли человек мобилизации, можно только в военкомате по месту пребывания. В начале октября фразу «списки мобилизованных 2022» вбивали только в Яндекс более 160 тыс. раз. 

В начале октября интерес к спискам мобилизованных в 2022 году все еще оставался высоким — он подогревался и в медиа. 19 октября Baza опубликовала пост, где, со ссылкой на свои источники сообщила о так называемых «списках от военкоматов» на границе: в базе пограничной службы находится около 1 млн человек, которым запрещено покидать страну. (о том, что погранконтроль получает такие списки, СМИ писали еще в конце сентября 2022

К концу октября запрос о списках сдал свои позиции — 31 октября Министерство обороны заявило о завершении всех мероприятий по мобилизации. 

Сейчас волну популярности переживает запрос «алименты с мобилизованных». 

И кажется, появляется еще один будущий трендовый запрос — «когда второй этап мобилизации». На начало ноября 2022 года данных по этому запросу мало, но поисковики указывают, что интерес к второму этапу частичной мобилизации растет. 

В заключение несколько скринов, показывающих интерес россиян к мирным переговорам. 

«Системный Блокъ» продолжает собирать «цифровые следы» россиян и надеется, что будущее принесет более позитивные запросы.