Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

Карл Линней даёт имена всему живому

Благодаря математику Готфриду Лейбницу, создавшему две картотеки — картотеку исторических фактов и первый карточный библиотечный каталог, — зародились две традиции использования карточек: для исследовательских целей и для библиотечных каталогов. XVIII столетие окончательно оформило это разделение, причём идея использовать карточки для научных исследований принадлежит одному из выдающихся европейских учёных.

Сам себя он описывал так: «Лоб изборождён морщинами. Бородавка внизу правой щеки, ещё одна справа на носу. Дурные зубы, изъеденные червями» [1]. Другие были более любезны: Жан-Жак Руссо попросил передать ему, что на Земле нет более великого человека, а Гёте уравнивал его с Шекспиром и Спинозой. Ещё при жизни его называли Princeps botanicorum, «принцем ботаников», и Плинием Севера. Но сегодня ни один из этих титулов не звучит так же громко, как его имя — Карл Линней.

Карл Линней. Гравюра Джона Чапмена, 1812 год. Источник: National Portrait Gallery, London

Линней остался в истории как автор бинарной классификации живых организмов, использующейся по сей день. Для того, чтобы создать её, он изучил и классифицировал все доступные в его время знания о флоре и фауне. Справиться с таким объёмом информации в одиночку (а Линней предпочитал работать один) было невероятно трудно, поэтому неудивительно, что учёный перепробовал несколько способов организации данных. Его способ организации гербариев был удивительно похож на картотеку: каждое растение помещалось на отдельный лист бумаги; готовые листы не переплетались, а сортировались по семействам растений и помещались в ячейки особого шкафа, разделённого подвижными перегородками.

В 1752 году Линней и его ученик Даниэль Соландер каталогизировали коллекцию бабочек шведской королевы Луизы Ульрики. Тогда Линней впервые применил карточки для записи информации о предметах в коллекции. Вероятно, этот опыт и вдохновил Линнея на применение карточек в исследовательской работе, а Соландер позже создал карточные каталоги коллекций Ганса Слоана и Джозефа Бэнкса.

Примерно в 1767 году Линней начал составлять свою картотеку. Карточки были сделаны из обычной писчей бумаги и имели одинаковый формат — 13×7,5 см. До наших дней сохранились чуть больше тысячи карточек, 901 из них посвящена растениям, остальные — животным и минералам. Каждая карточка заполнялась только с одной стороны (впрочем, когда надобность в ней отпадала, Линней мог просто перечеркнуть запись и сделать другую на обратной стороне).

Карточки Линнея. Источник: [1]

Интеллектуалы находят применение игральным картам

Впрочем, Линней был не единственным интеллектуалом эпохи, использовавшим карточки для ведения записей. Схожие системы применяли немецкий юрист Мозер и швейцарский писатель Лафатер. Любопытной особенностью картотек того времени было то, что часто их вели на оборотах игральных карт. Причины этого понятны — их делали из плотной бумаги, они выпускались в большом количестве, а потому были доступными и дешёвыми.

В 1775 году парижская Академия наук поручает аббату Франсуа Розье составить каталог всех своих публикаций с 1660 по 1770 год. Розье готовит каталог к публикации, делая записи на оборотах игральных карт, и находит этот способ столь удобным, что рекомендует использовать его своим читателям.

Австрийская библиотека создаёт первый карточный каталог

Герард ван Свитен был довольно типичным для XVIII века интеллектуалом. Выпускник Лейденского университета и ученик выдающегося медика и химика Германа Бургаве, в 1745 году он стал врачом австрийской императрицы Марии-Терезии. Круг его деятельности не ограничивался медициной — по поручению императрицы он боролся с суевериями сербских и моравских крестьян, защищал обвиняемых в вампиризме и колдовстве, был членом учёных обществ Англии, Франции, Швеции и, кстати, российской Академии наук. Ещё одной задачей ван Свитена было заведование императорской библиотекой.

Неудивительно, что сын ван Свитена стал столь же многосторонним человеком, каким был отец. Готфрид ван Свитен посвятил больше двадцати лет жизни дипломатии, после чего стал высокопоставленным государственным деятелем в Вене. Одновременно с этим он очень увлекался музыкой: сам был композитором-любителем и, что гораздо важнее, покровительствовал величайшим композиторам своего времени — Моцарту, Гайдну (даже писал либретто для его ораторий), Бетховену. При дворе ван Свитен получил и одну из должностей своего отца — должность префекта императорской библиотеки.

Отец и сын ван Свитены. Гравюры Иоганна Эрнста Мансфельда. Источник: Wikimedia Commons

Во второй половине XVIII века австрийская императорская библиотека постоянно увеличивалась. Собрание, восходящее к XIV веку, пополнялось благодаря книгам венской городской и университетской библиотек, а также за счёт коллекций из иезуитских монастырей, распущенных в 1773 году. С 1766 года под руководством ван Свитена-отца составляется каталог библиотеки — в виде обыкновенных переплетённых книг, как тогда было принято. Хотя в итоге каталог составляли семнадцать томов, никто не был уверен в том, что туда попали все книги библиотеки.

Ван Свитен-сын возглавил библиотеку в 1777 году, через пять лет после смерти отца, и проработал там четверть века, до своей кончины в 1803 году. За это время в библиотеку поступили более восьми тыс. печатных книг, рукописей и документов. Новый куратор с самого начала понял не только масштаб задачи, но и свою ответственность — ведь библиотека без каталога подобна, используя метафору Шерлока Холмса, чердаку, полному «всякой рухляди, какая попадётся под руку», а до полезных и нужных книг «среди всей этой завали и не докопаешься».

22 мая 1780 года начинается составление нового каталога австрийской императорской библиотеки. Готфрид ван Свитен и его помощник, переписчик Адам фон Барч, создают свод правил для составления каталога (позже фон Барч создал ещё и первый в истории каталог гравюр). Книги приносятся из хранилища, данные о них переписываются на отдельных карточках стандартного размера по форме, которая включает в себя название, имя автора, выходные данные, дефекты книги. Эта процедура очень похожа на ту, что почти веком ранее использовал Лейбниц в библиотеке герцога Августа.

Благодаря тщательно разработанному методу работа идёт быстро: летом 1780 года переписаны 31 596 книг, через год — ещё 27 709. Всю работу выполняет команда, в которой нет и двадцати человек: два куратора, пять писцов, четыре слуги и семь временных помощников.

Часть каталога австрийской императорской библиотеки. Источник: Австрийская национальная библиотека

Нельзя сказать, чтобы ван Свитен или его помощники сразу планировали создать каталог в формате картотеки. Как мы уже видели, библиотекари того времени были знакомы с восходящей к Геснеру идеей «одна книга — одна карточка». Но этот метод рассматривался лишь как временная форма библиотечного каталога, которую в конечном счёте должна была сменить рукописная или печатная книга.

Несомненно, ван Свитен планировал создание такого традиционного каталога и лишь в процессе работы понял, что это невозможно. В отчёте 1787 года он пишет: «Рабочие материалы заполняют 205 коробок, что после обработки даст каталог объёмом приблизительно 50–60 томов». Нецелесообразность такого решения уже не вызывает сомнений, и каталог продолжает использоваться в своем первоначальном виде до 1848 года, когда его сменяет новый — тоже, разумеется, карточный.

Первый в истории карточный каталог библиотеки, как и рабочий каталог Линнея, дошёл до наших дней — все 205 коробок сегодня хранятся в Австрийской национальной библиотеке.

Великая Французская революция меняет библиотечное дело

В конце XVIII века идея картотеки витает в воздухе. 2 ноября 1789 года французская Национальная ассамблея национализирует всю собственность католической церкви — в том числе обширные монастырские библиотеки. В 1790 году начинается их каталогизация, во время которой возникает идея создать общенациональный библиотечный каталог. Секретарь «Комиссии четырёх наций», библиотекарь, аббат Гаспар Мишель Леблон, по всей видимости, знакомый с идеями аббата Розье, предлагает департаментам переписать каталоги своих местных библиотек на оборотах игральных карт и в таком виде прислать в Париж.

В Лувре создаётся Библиографическое бюро, которое развивает бурную деятельность — к 1794 году были готовы 1,2 млн карточек. Однако часть департаментов прислали не карточки, а обычные переплетённые каталоги, и их пришлось переписывать уже в Париже. Другие же, опасаясь изъятия своих библиотек, сообщали, что у них нет книг или что их библиотеки ничего не стоят. Ни один том нового каталога так и не вышел.

Интерьер нового здания королевской библиотеки. Невоплощённый проект архитектора Этьена-Луи Булле, 1785 год. Источник: Gallica

Грандиозный проект национальной библиографии был, с одной стороны, кульминацией идей века Просвещения, пытавшегося с помощью энциклопедий, музеев и коллекций упорядочить весь мир, а с другой — попыткой централизации и абсолютного государственного контроля, свойственных для революционной Франции. Крах этого проекта отражает и конец Просвещения, и конец Революции — раздираемой войнами и террором стране книги оказались не нужны.

Источники

  1. Blei D. How the Index Card Cataloged the World [Электронный ресурс] // The Atlantic. 2017. 1 декабря. URL: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2017/12/how-the-index-card-catalogued-the-world/547271/ (дата обращения 16.05.2024).
  2. Charmantier I., Müller-Wille S. Carl Linnaeus’s botanical paper slips (1767–1773) [Электронный ресурс] // Intellectual History Review. 2014. № 24. DOI: 10.1080/17496977.2014.914643. URL: https://www.researchgate.net/figure/Slip-describing-the-genus-Salacia-according-to-the-genus-description-layout-found-in_fig1_264090528 (дата обращения 16.05.2024).
  3. Hopkins J. The 1791 French Cataloging Code and the Origins of the Card Catalog [Электронный ресурс] // Libraries & Culture. 1992. Vol. 27, no. 4. Pp. 378–404. URL: http://www.jstor.org/stable/25542474 (дата обращения 16.05.2024).
  4. Krajewski M. Paper Machines: About Cards & Catalogs, 1548-1929 [Электронный ресурс]. MIT Press, 2011. 224 p. URL: https://books.google.ru/books?id=y3UwKT7ddPIC&source=gbs_navlinks_s (дата обращения 16.05.2024).
  5. Müller-Wille S., Scharf S., Indexing Nature: Carl Linnaeus (1707-1778) and his Fact-Gathering Strategies [Электронный ресурс]. London, The London School of Economics and Political Science, 2009. 46 p. URL: https://eprints.lse.ac.uk/47386/  (дата обращения 16.05.2024).