Как создать универсальный каталог цветов, когда цветная фотография еще не изобретена? Эта проблема стояла перед людьми на протяжении многих веков. Единственный возможный вариант — идентифицировать цвета с помощью словесного описания. В этом случае, чтобы избежать субъективности, было решено опираться на природные объекты, которые имеют соответствующие оттенки.
В конце XVIII века ученый-геолог Абраам Готлоб Вернер выпустил каталог минералов для идентификации их по ряду внешних признаков: весу, запаху, твердости или, что актуально для нас, по цвету. При этом он выделил 8 основных цветов и 55 дополнительных оттенков. Эту идею систематизации было логично применить и для художественных целей и по аналогии с каталогом минералов создать каталог цветов.
В начале XIX века такой проект был осуществлен. Шотландский художник-натуралист Патрик Сайм, основываясь на классификации Вернера, создал такой каталог цветов. Он был опубликован в 1814 году и содержал подробные описания 110 различных оттенков. Взяв за основу работу своего предшественника, Патрик Сайм добавил цветовые образцы и примеры того, где можно найти эти цвета в природе среди растений, животных и минералов.
В результате получился наиболее полный для своего времени каталог, который приобрел широкую известность в XIX веке. Например, есть сведения о том, что к нему обращался Чарльз Дарвин во время своего путешествия на корабле «Бигль». Конечно, в наши дни существует большое количество подробных и специализированных справочников по колористике. Тем не менее каталог Вернера по-прежнему представляет интерес и как объект изучения историков, и как полезный справочник для художников.
Но как сохранить эту книгу в идеальном состоянии? Цвета, напечатанные на бумаге, со временем блекнут, а ведь именно они представляют наибольший интерес в данном случае. Одним из выходов может стать оцифровка старинных изданий. Сейчас есть много различных сайтов, на которых можно полистать отсканированные книги. Например, вот здесь можно посмотреть тот самый каталог цветов Сайма.
Однако использовать эту книгу для работы по-прежнему затруднительно. Во-первых, в ней есть много упоминаний о растениях и животных, которые могут быть неочевидны для неспециалиста. Например, для красновато-сиреневого (Red Lilac Purple) автор отсылает читателя к цвету точек на переднем крыле бабочки павлиний глаз, а для желтовато-серого (Yellowish Grey) — к веточкам барбариса. Во-вторых, при рассмотрении описания того или иного оттенка читателю придется все время перелистывать книгу, возвращаясь к описанным ранее цветам, что может показаться утомительным занятием.
Новая жизнь каталога
Николас Руже — веб-дизайнер, который специализируется на художественной обработке данных и их представлении в необычном и красивом виде. Одним из его проектов стало создание оцифрованной версии каталога Вернера, дополненного Саймом.
Сначала цветовые образцы из книги были отсканированы, а текст набран на компьютере. На этом этапе получился старый каталог в новом виде.
Затем, чтобы с каталогом было удобнее работать, Николас Руже добавил фотографии тех растений, животных и минералов, которые были приняты за образцы автором каталога. Кликнув на определенный цвет, можно посмотреть, как он выглядит в природе.
Для каждого оттенка в каталоге Вернера указано, какие цвета надо смешать, чтобы его получить. Поэтому на следующем этапе работы в каталог были добавлены гиперссылки, чтобы можно было быстро переключаться между подробными справками о цветах и не искать их вручную. Кроме того, была создана единая схема смешиваний.
Посмотреть итоговую версию каталога, потыкать по разным цветам и осознать цветовое многообразие природы можно здесь.
Помимо этого каталога Николас Руже аналогичным образом оцифровал старинную книгу с описаниями растений. Его другие проекты по визуализации включают упоминания названий оттенков в литературе, распространенность цветов на флагах различных стран, представление музыки в виде комбинации разноцветных точек разного диаметра и многое другое.