Рождение журнала «Платоновские исследования» происходило на фоне своего рода «платоновского ренессанса» в России:
- в 2013 году были созданы Платоновский исследовательский научный центр в РГГУ и межрегиональное Платоновское философское общество;
- незадолго до этого в Москве и Петербурге прошли две большие международные конференции, посвящённые Платону. А после конференции 2012 года вышел посвящённый Платону номер журнала «Логос»;
- в 2013-м году Институт философии РАН подготовил сборник исследований по истории платонизма. Также был опубликован двухтомный «Платоновский сборник» — прямой предшественник журнала «Платоновские исследования».
Обзор истории платоновских исследований в России можно прочесть в статье Романа Светлова и Ирины Протопоповой.
Обложки журналов «Логос» (2012 г.) и «Платоновские исследования» (2014 г.)
Мы решили взглянуть на историю журнала «Платоновские исследования» с количественной точки зрения. Архив журнала есть в свободном доступе на сайте. Анализ архива покажет, какие темы поднимались в отечественном платоноведении за последние десять лет и как менялось соотношение этих тем.
Рубрики и темы
Для извлечения данных архива мы использовали пакет rvest, написанный на языке программирования R.
Общая статистика
- За все годы в журнале опубликованы 275 материалов.
NB: На момент подготовки материала ещё не был опубликован второй номер за 2023 г.
- Самыми популярными рубриками стали «Платон и платоноведение» (66 статей) и «Рецепция платонизма» (62 статьи).
- Алексей Гараджа и Ирина Протопопова — не только создатели, но и самые активные авторы журнала: по отдельности и в соавторстве они приняли участие в 37 материалах (включая переводы и рецензии).
- В рубрике «Платон и Аристотель» вышли семь статей. Рубрика представлена лишь в одном выпуске (за 2016 год), посвящённом «неписаному учению» Платона.
В разные годы названия рубрик могут немного отличаться, и при подсчётах мы позволили себе несколько незначительных переименований.
Число материалов в основных рубриках журнала «Платоновские исследования»
На протяжении десяти лет соотношение главных рубрик меняется. Так, рубрика «Платон и платоноведение» достигает максимума в 2017 году, а в 2021-м лидирует «Рецепция платонизма».
На 2018–2019 гг. приходится максимум публикаций на иностранных языках, число которых на графике изображает пунктирная линия. Отчасти это связано с тем, что в августе 2018 г. в Санкт-Петербурге прошла XXVI Международная научная конференция «Платоновское наследие в исторической ретроспективе…». Она стала официальной площадкой для встречи исполнительного комитета Международного платоновского общества. На конференцию в Питере собрались десятки исследователей со всего мира, а отдельные доклады легли в основу двух выпусков «Платоновских исследований».
Участники конференции «Платоновское наследие в исторической ретроспективе…» Источник: сайт ИГИТИ НИУ ВШЭ
В последние годы всё увеличивается число публикаций в рубрике «Переводы и публикации». В ней выходят переводы источников и исследовательской литературы, а также архивные материалы. Выдающимся в этом плане стал 2022 год, когда в журнале вышли переводы П. В. Соколова, В. Л. Иванова, Р. Л. Шмаракова и др. Чаще всего рубрику «Переводы и публикации» пополняют ответственный редактор журнала А. В. Гараджа (11 публикаций) и Е. В. Афонасин (4 публикации).
Анализ лексики
Некоторое представление о содержании рубрик может дать анализ лексики. Наиболее частотные слова в каждой рубрике мы представили в виде облака слов.
Наиболее частотные слова в рубриках журнала «Платоновские исследования»
Но заметно, что простой подсчёт частотности слов по рубрикам не даёт полной картины:
- одна тема может встречаться в разных рубриках. Например, богословие Флоренского обсуждается в материалах двух рубрик: «Платонизм в России» и «Платонизм и традиция»;
- и, наоборот, одна рубрика может содержать множество разных тем. Так, в рубрике «Рецепция платонизма» встречаются темы, связанные с рецепцией Платона как у Аристотеля, так и у христианских авторов;
- а отдельные рубрики, в частности, «Хроника и рецензии», вообще не имеют определённой тематической привязки.
Зачем создавать тематическую модель
Для более точного понимания основных тем в отечественном платоноведении мы решили построить тематическую модель с использованием Латентного размещения Дирихле (LDA).
LDA — это популярный алгоритм для построения тематических моделей, в рамках которого каждый документ рассматривается как смесь тем, а каждая тема — как смесь слов. Это позволяет документам «перекрывать» друг друга по содержанию, а не разделяться на отдельные группы — что свойственно для естественного языка. Тематическая модель поможет нам выделить наиболее характерные темы внутри каждой рубрики журнала.
О том, как человек может понять текст, не читая его, и как компьютер ему в этом помогает, — читайте в другой статье «Системного Блока». В ней вы подробнее узнаете, что такое тематическое моделирование и алгоритм LDA. А ещё мы писали о том, как самостоятельно сделать тематическую модель при помощи различных инструментов: Mallet, TopicModellingTool и Python.
Тематическую модель архива «Платоновских исследований» мы будем строить, пользуясь языком программирования R.
Подготовка материала
Для создания модели были использованы только статьи и рецензии на русском языке (всего 241 публикация). Они были распознаны с использованием tesseract в R, а также очищены от древнегреческого текста и латиницы. Далее мы провели лемматизацию, то есть привели все слова к начальной форме — лемме. Лемматизация проводилась с использованием пакета udpipe и корпуса SynTagRus.
Перед моделированием мы при помощи регулярных выражений удалили из статей списки литературы и вручную исправили отдельные ошибки лемматизации. Среди наиболее занятных ошибок — лемма «тимя» для греческого имени «Тимей» и «Мария» для имени «Марий» (Викторин). Также мы удалили леммы, которые встречаются лишь один раз в корпусе.
После всех манипуляций мы получили терм-документную матрицу размером 15 861 термин на 241 документ. Теперь к данным можно применять алгоритм LDA.
Пёстрые главы платоноведения: создание модели
Работа LDA похожа на то, как мы размечаем текст текстовыделителями, и обычно первая трудность заключается в том, чтобы подобрать адекватное число таких «текстовыделителей», или топиков.
Визуализация принципа работы LDA, метафора текстовыделителей. Источник: Blei, D. M. (2012), Probabilistic topic models
Для подбора топиков могут использоваться различные метрики, в том числе реализованные в пакетах textmineR и ldatuning.
Все они «предлагали» для журнала модели с большим числом топиков (50–90). Это отражает тематическое разнообразие журнальных статей, которые охватывают такие сюжеты, как Платон и евразийство, Платон и Босх, Платон и хореография, Платон и богословие, Платон и Индия, Платон и психоанализ, Платон и Хайдеггер, Платон и… многое другое. Однако для корпуса, состоящего из 241 документа, выделять 80 топиков не имеет особого смысла. На практике это приводит к появлению многочисленных дублей. Например, нескольких топиков с ключевым словом «Флоренский». «Ключевое слово» следует понимать условно, так как LDA — это вероятностная модель.
В итоге после серии экспериментов была выбрана модель из 30 топиков. Результаты представлены в таблице. Для каждого топика показаны 10 наиболее характерных для него терминов, а более общее представление о теме можно составить по автоматически созданным меткам. Prevalence указывает на представленность темы в корпусе. Чем выше его значение, тем чаще топик встречается в материалах журнала «Платоновские исследования».
Анализ тематической модели
Топики отчасти пересекаются. Это, как уже было сказано, характерно для естественного языка и допускается алгоритмом LDA. Однако в целом темы вполне узнаваемы: тут есть политика (топик №20), этика (топик №19), космология (топик №3), медицина (топик №13), теория идей (топик №4) и т. д.
Не будем подробно комментировать каждый выделенный моделью топик, а расскажем вам о трёх наиболее интересных сюжетах.
- Платон и Россия
Тема 11 на первый взгляд похожа на переводоведческую: здесь можно заметить имена выдающихся переводчиков Платона — В. Н. Карпова и А. Н. Егунова. Однако она охватывает и более экзотические аспекты рецепции Платона в России, например, легенды Ордена российских тамплиеров и гностические реминисценции у Бориса Гребенщикова. Так что её можно назвать «Платон в России» в самом широком смысле слова.
Переводчики Платона: Василий Николаевич Карпов (1798–1867 гг.) и
Андрей Николаевич Егунов (1895–1968 гг.). Источник: Википедия
Несмотря на похожий список «ключевых слов», тема 10 отличается уклоном в лингвистику и этимологию. Она в значительной мере связана с несколькими переводами из Исидора Севильского, выполненными А. В. Гараджой.
В две отдельные темы модель выделила рецепцию Платона в русской философии: имяславие о. Павла Флоренского доминирует в теме 12, а о. Сергий Булгаков (и «София») — в теме 8.
Павел Флоренский и Сергей Булгаков.
Картина «Философы» художника Михаила Нестерова. 1917 г. Источник: Википедия
2. Любовь, душа и тело
Модель также выделила две «любовные» темы — 2 и 6. Как узнать, чем они отличаются и верно ли модель их разделяет?
Два топика можно сравнить по формуле:
Если β2 в 2 раза больше β1, то логарифм будет равен 1, а если наоборот, то -1. Показатель beta можно интерпретировать как вероятность того, что слово «порождено» той или иной темой. Сравнение тем 2 и 6 визуально представлено на графике.
Как видно, в теме 6 преобладает сократическая тематика: здесь Диотима, Херефонт, даймоний и т. п. Напротив, в тему 2 попала любовь за пределами платоновского корпуса: например, «Амур и Психея» Апулея, эротические мотивы в творчестве Босха и Дюрера (в этой связи упоминается и поэт-гуманист Конрад Цельтис).
Сравнение топиков 2 и 6. Оранжевые столбики показывают на те слова, которые наиболее характерны для топика 6 (по сравнению с топиком 2). А зелёные, наоборот, — на наиболее характерные термины для топика 2
Проведём такое же сравнение для тем 18 и 24, получивших одинаковые метки «душа» и «тело».
В теме 24 заметна проблематика сна и бодрствования. Именно эта тема преобладает в переводе «О сне и бодрствовании» Аристотеля, выполненном С. В. Месяц.
А топик 18 связан с душой и телом скорее в контексте эмбриологии. Этой теме посвящены статьи М. Н. Варламовой «Одушевление эмбриона в комментарии Иоанна Филопона на О душе Аристотеля», П. В. Соколова «Трактат о сперме и семени Аверроэса: эпитома арабской перипатетической эмбриологии XII века», И. Г. Гурьянова «Неоплатонические представления об эмбриогенезе и их рецепция в эпоху Возрождения» и другие. Работы М. Н. Варламовой формируют 48% этой эмбриологической темы.
Сравнение топиков 18 и 24
Подобный интерес к эмбриологии в отечественном платоноведении может показаться удивительным, но стоит учитывать институциональные факторы: некоторые из этих работ выполнены при грантовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Душа и семя как причины развития эмбриона: проблема единства физического сущего в процессе возникновения».
3. Платон versus Аристотель
А что насчёт Аристотеля? Если в статье вы встретили слово «Аристотель», то перед вами, вероятнее всего, тема 15. Однако её нельзя считать чисто «аристотелевской»: помимо работ о творчестве самого Аристотеля, здесь широко представлена рецепция аристотелевского наследия. Например, «Рецепция текстов Аристотеля в латинском платонизме Поздней Античности» М. С. Петровой.
Оживление аристотелевской проблематики в 2015–2017 г. отчасти было связано с масштабным проектом РНФ, приуроченным к 2400-летию со дня рождения Стагирита. Нельзя сказать, что после этого тема пошла на спад: в 2021 г. наблюдается даже небольшой рост. Это видно на графике: тема 15 обозначена оранжевым цветом.
Доля некоторых тем в общем объёме по годам. Топики 5, 15 и 25 связаны с Аристотелем. Полностью платоноведческая тема 29 дана для сравнения
Заметно присутствие Аристотеля и в другой — «диалектической» — теме 25. Для неё характерны такие слова, как «доказательство», «посылка», «аналитика» и т. п. Эта тема составляет почти 85% в статье А. Т. Юнусова «Метод гипотез Федона и Вторая аналитика Аристотеля: некоторые параллели». Но достаточно низкий показатель prevalence указывает на то, что эта тема встречается не так часто, и график это подтверждает (фиолетовая линия).
Такая же ситуация с темой 5 «неписаное учение»: она взлетает во втором выпуске за 2016 г. в рубрике «Платон и Аристотель», чтобы потом сойти почти на нет (зелёная линия на графике).
Тематические кластеры
При создании модели мы старались избрать оптимальное количество топиков. Но, как мы уже заметили, многие из них всё равно тематически близки друг другу. Поэтому можно попробовать объединить топики в группы с более широкой тематикой. В этом нам поможет кластеризация.
В пакете textmineR реализована функция для подсчёта расстояния Хеллингера, которое используется для сравнения двух распределений вероятностей. Этой функции мы передали матрицу Φ («фи»), которая хранит распределения слов по темам: P(word|topic).
Результаты иерархической кластеризации c делением на 15 кластеров представлены на дендрограмме.
Иерархическая кластеризация топиков
Первый кластер вбирает в себя онтологию (4), космологию (3), а также аналитическую рецепцию Платона (26) и проблему познания (21). Назовём эту группу теоретическая философия.
Второй кластер объединён вокруг души и её отношений с телом (18, 24), включая неоплатоническую проблематику (28) и христологию (7). Для седьмой темы характерен низкий показатель prevalence: это значит, что она сосредоточена лишь в немногих статьях. Для удобства интерпретации разобьём кластер на два: душа и тело, с одной стороны, и неоплатонизм и патристика, с другой.
В третьем кластере мы будем рассматривать вместе темы 9 и 29 под условным названием Платон и платоноведение. Темы 5, 25 и 15 имеет смысл изучить отдельно; назовём этот блок Платон и Аристотель.
Дальше два странных соседа: сократический эрос (6) и размышления о природе текста (23). Впрочем, если подумать, соседство не такое уж неожиданное, ведь сам Жак Деррида в «Фармации Платона» обращается к образу Сократа. А перевод этого сочинения — главный представитель темы 23. Тема 23 появляется также в статье А. И. Золотухиной «Философское обоснование танца у итальянских хореографов Возрождения: от Аристотеля к Платону» и в статье А. А. Хахаловой «В поисках иного тела логоса: Похвала Елене Горгия». Не в силах изобрести общего названия для деконструкции, танцев и психоанализа, мы оставим тему 23 под именем разное, а тему 6 отнесём к «сократической» теме 30 — Сократ и сократики. Тему 1, вопреки заметному присутствию в ней Сократа, имеет смысл рассматривать отдельно: такие слова, как «Исократ», «риторика», «стиль» говорят о том, что перед нами — риторический блок.
Темы 19, «этика», и 20, «политика», явно объединяются в кластер практическая философия. Выделение этики в отдельную тему 19 — в значительной мере заслуга четырёх статей А. В. Серёгина. Темы 2, 13, 22 и 27 — это религия и культура. Например, характерные слова темы 27: «пророк», «Евангелие», «Ориген» и т. п., но в теме встречается также астрология и магия, как, например, в переводе О. Л. Акопяном текста Марсилио Фичино. Тема 13 сосредоточена вокруг Фичино — итальянского философа эпохи Возрождения — в контексте медицинской тематики. Эта тема почти полностью сформирована работами И. Г. Гурьянова.
А вот тему 17 уберём из этого кластера — её имеет смысл рассматривать вместе с другими аспектами рецепции Платона в России. Вместе с темами 11, 8, и 12 она поместится в кластер Платон в России. «Этимологическая» тема 10 будет вместе с темой 23 под вывеской разное. Общее имя для тем 14 и 16, с некоторой долей условности, — герменевтика.
Изменения в тематике журнала за 10 лет
Проанализировав результаты кластеризации, мы получили 12 осмысленных тематических групп. Присутствие этих кластеров в содержании журнала «Платоновские исследования» на протяжении 10 лет изображено на графике.
Изменение тематики журнала в динамике
График показывает тематическую стабильность журнала. Отметим некоторые особенности.
- В последнее время можно заметить снижение интереса к тому, что Аристотель называл практической философией — к этике и политике. Но это не обязательно связано с падением интереса к этим темам в отечественном платоноведении в целом. За годы существования «Платоновских исследований» появились новые площадки для публикаций — например, журнал «Философия. Журнал Высшей Школы Экономики», первый выпуск которого относится к 2017 г.;
- по сравнению с первыми выпусками снижается доля «титульного» для журнала кластера «Платон и платоноведение», а кластер «Платон и Аристотель» достигает максимума в 2016 г. — но почти исключительно за счёт интереса к «неписаному учению». Лучшему пониманию этих трендов способствовало бы сравнительное изучение другого важнейшего журнала по философскому антиковедению в России, новосибирского Schole;
- заметный интерес к сократической проблематике, включая эротические аспекты, можно считать отличительной чертой отечественного платоноведения, представленного в журнале;
- виден также рост доли статей, связанных с религиозной и культурной рецепцией платонизма. В целом, журнал не ограничивается традиционными жанрами философской историографии, смело заглядывая в смежные области интеллектуальной истории и культурных исследований.
Тематика рубрик
Мы отобрали рубрики, в которых за время существования журнала вышло более пяти статей, и посмотрели, из каких тематических кластеров они складываются. Как видно, модель не во всём согласна с редакторскими решениями — впрочем, стоит помнить, что модель рассматривает документы как сочетание тем, а редактор может выбрать только одну рубрику.
Кластер «религия и культура» почти полностью оказался в рубрике «Рецепция платонизма» (и, конечно, в «Переводах»), а «русская философия» — в рубрике «Платонизм в России». Небольшая рубрика «Платон и Аристотель» включает значительную долю одноимённой темы, но последняя представлена и в других рубриках. Кластер «Неоплатонизм и патристика» разделился между рубрикой с одноимённым названием и «Рецепцией».
Распределение тематических кластеров по рубрикам. Длина столбика пропорциональна количеству статей в рубрике
Кластер «Сократ и сократики» присутствует во многих рубриках, а не только в одноимённой. Может показаться удивительным, что кластер присутствует в рубрике «Переводы и публикации», так как фрагменты сократиков на русский язык почти не переводились. Как выясняется, это связано с фрагментами «Философской истории» Дамаския, переведенными Е. В. Афонасиным, а также с переводами А. В. Гараджи из Максима Тирского и Аристоксена Тарентского.
Новые данные
Пока этот материал находился в работе, вышел второй выпуск журнала за 2023 г., который мы решили использовать в качестве тестовой выборки для нашей модели. Исключив одну статью на английском языке, мы получили репрезентативный результат. Вот некоторые значимые наблюдения.
Основные темы выпуска: проблема познания (21), платоноведение (29) и Платон в России (11):
- больше всего «проблемы познания» в статье Д. Дорохиной «Проблема бытия в метафизическом персонализме», но тема также заметна в статье Стрельцова «Эпистемологическая триада в Сократических достопамятностях И. Г. Гамана»;
- тема «платоноведение» распределилась по нескольким статьям, но ни в одной не превышает 25%;
- а вот тему 11 — «Платон в России» — модель вполне корректно опознала в трёх материалах, посвящённых деятельности переводчика Платона — А. Н. Егунова.
Статья Т. А. Щукина о Михаиле Пселле была верно отнесена к теме 22, «сформированной» во многом работами того же исследователя. А главный редактор журнала И. А. Протопопова со статьёй «Сократ и подражатели: “миметический” и “подлинный” субъект у Платона», как и прежде, поддерживает жизнь в «сократической» теме 6.
Таким образом, модель доказала свою эффективность на тестовой выборке. Вот так можно понять, о чём научная статья, не читая её.
Благодарности
Идею подобного исследования подал Борис Орехов, который несколько раз подсказывал автору выход из возникавших на пути тупиков. Философский кругозор и дружеские советы Сони Порфирьевой помогли опознать и интерпретировать некоторые философские темы. Спасибо Алексею Гарадже за возможность ознакомиться с выпуском 2023/2 до его публикации на сайте.
Полную версию статьи и код можно посмотреть здесь.
Источник: Архив журнала «Платоновские исследования»