Пушкин с детства любил путешествовать и много поездил (царская немилость и ссылки способствовали). Но за границей так и не побывал. Хотя знал много языков, французским владел как вторым родным, а в произведениях изобразил и Париж, и Мадрид, и Италию, и Балканы. Вот что говорит сам поэт в своем главном травелоге — «Путешествии в Арзрум»:
Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег. Но этот берег был уже завоеван: я все еще находился в России.
В общем, Пушкину не повезло. Хотя сегодня заграница — это не только Эрзурум на территории Турции, но и многие другие пушкинские места: Тифлис-Тбилиси, Кишинев, Киев, Одесса… И даже Уральск, куда поэт ездил вместе с Далем (да-да, тем самым человеком-словарем) для сбора сведений о Пугачевском восстании, ныне находится в Казахстане.
Всего Пушкин проехал более 34 тыс. верст — свыше 36 тыс. километров. Сюда включен и его последний путь — после гибели поэта (к очередной годовщине которой мы написали этот пост) тело отвезли во Псков и похоронили на территории Святогорского монастыря.
Изучить все маршруты Пушкина можно на карте: