Создание коллективных портретов и биографий на основе баз данных — традиционная задача для историков, занимающихся Новым и Новейшим временем. В то же время для т.н. «достатистической» эпохи подобные исследования можно встретить значительно реже. В этой статье я продемонстрирую, каким образом возможно составить коллективный портрет для конца XVI в.
Группа, которая меня заинтересовала, — это студенты иезуитского университета города Грац (Штирия, современная Австрийская республика), проходившие обучение в период между 1586 и 1599 годами. Орден иезуитов был одним из важнейших проводников Контрреформации, и главным инструментом для восстановления католицизма в Европе служила сеть учебных заведений (коллегиумов и университетов), которые находились под контролем Ордена. В этой связи чрезвычайно важно понимать, кем были студенты университетов и, соответственно, на кого иезуиты могли распространить свое влияние. Коллективный портрет студенчества даст нам информацию об их социальном и имущественном положении, возрасте, а также о том, из каких регионов городов они прибыли в университет. Кроме того, как выяснилось в ходе работы, для многих студентов мы можем определить дальнейший жизненный путь.
Откуда мы знаем об этих студентах
Источник, на основе которого я составил база данных, — это университетские матрикулы. Матрикулы — это списки, куда вносили имена новых студентов. Я работал с общеуниверситетскими матрикулами Грацского университета, а также со списком («Каталогом») воспитанников особого пансиона для бедных студентов, который был аффилирован с университетом. Многие студенты были одновременно воспитанниками пансиона, при этом случалось, что студентов записывали только в «Каталог» и не вносили в общие матрикулы. Матрикулы университета Граца долгое время лежали необработанными в университетском архиве и лишь в 1974 г. были опубликованы. Матрикулы вели на латыни, на языке, который долгое время оставался основным языком образования в Европе. В матрикулах указывали имя студента, регион и/или населенный пункт, откуда он происходит, учебный курс, на котором студент собирается учиться и, наконец, его сословный статус. Если студент был дворянином, это особо отмечали. Составителей «Каталога» пансиона для бедных студентов также часто интересовал возраст учащихся, сумма, которую студент внес за обучение, и, что особенно ценно, судьба студента после выпуска.
Матрикулы дают нам информацию о сотнях студентов, а их крайне формализованный вид позволяет создать базу данных и применять ее как исследовательский инструмент. Сделать это можно с помощью традиционной СУБД Microsoft Access. Всего в базу вошли 827 студентов.
Подготовка данных
В ходе конструирования базы данных я столкнулся с рядом сложностей, с которыми, как мне кажется, можно столкнуться при работе с многими массовыми источниками. Первая проблема была связана с тем, что я работал не с одним, а с двумя списками: общеуниверситетскими матрикулами и «каталогом» пансиона для бедных студентов. В итоговой базе данных я решил объединить данные обоих списков, чтобы получить более точную картину студенчества. Однако интегрировать два списка оказалось далеко не просто, и проводить эту операцию надо было с большой осторожностью.
Дело в том, что данные в двух списках могут как взаимодополнять друг друга, так и пересекаться. С одной стороны, в «Каталоге» я обнаруживал студентов, которых по какой-то причине не включили в общие матрикулы (всего 143 студента), и добавлял их данные к соответствующему году в объединенной базе. С другой стороны, часто (140 случаев) студента записывали в оба списка, причем чаще всего в «Каталоге» бедных студентов информация о студенте была подробнее. В таком случае нужно было следить за тем, чтобы сведения об одном студенте в двух списках попадали в одну ячейку в Базе данных, а не дублировали друг друга. Иногда случалось, что «фамилия» (или вторая части имени) одного и того же студента в двух списках была записана немного по-разному, так как писали его не сами студенты, а писцы со слов студента. В результате в общеуниверситетских матрикулах мы находим студента по «фамилии» Motcho, а в «Каталоге» — Matko. В таких случаях я ориентировался на собственно имя (например, Joannes) студента, которое всегда передавали одинаково, и на время поступления в университет и пансион.
Вторая проблема — это неполнота имеющихся в источнике данных. К примеру, если информация о месте, откуда прибыл студент есть для подавляющего большинства студентов (793 из 827), то возраст указан лишь в 28% случаев (225 студентов). Сведения о будущей профессии выпускника, которые представляют особый интерес, есть лишь для 52 студентов. Также важно было учитывать, что, к примеру, сведения о возрасте есть лишь для бедных учащихся, следовательно, имеющуюся у меня выборку нельзя было считать случайной, и результаты по ней нельзя было автоматически переносить на всех студентов.
Откуда приезжали студенты
Несмотря на все сложности, в итоге мне удалось создать базу данных и на ее основе понять, кого иезуиты смогли привлечь в свой университет. У иезуитов учились главным образом люди незнатного происхождения, однако достаточно богатые для того, чтобы оплатить связанные с обучением расходы. Большая часть студентов приезжала в Грац из австрийских, немецких и венгерских земель, однако были и отдельные личности, которые так хотели учиться в этом университете, что добирались до него из Франции, Италии, Англии и даже Литвы. Средний возраст «абитуриента» был фактически таким же, как и сегодня — 18 лет, однако разброс в значениях был значительным: от 14 до 30 лет. Наконец, после окончания университета большая часть выпускников, сохранивших связь с alma mater, выбирала себе профессии, необходимые для утверждения католицизма на местах: священники, учителя. Некоторые становились монахами или сами вступали в орден иезуитов и продолжали там карьеру.
Студент пришел к успеху
Среди выпускников мне встречались и абсолютно исключительные личности, чьи судьбы явно не вписываются в «коллективную биографию» . Так, например, в сентябре 1589 г. в Грац из далекой Померании (побережье Балтийского моря) прибыл 24-летний Алекс Неандр. До этого он успел отучиться в университете Франкфурта-на-Одере (его имя мы находим в местных матрикулах), но полученных там знаний ему, видимо, не хватило, поэтому он отправился в «академическое странствие», в ходе которого и дошел до столицы Штирии. Проучившись в Граце всего 4 месяца, он направился дальше, в сторону Кёльна, крупнейшего католического центра Германии. В университете параллельно с учебой Алекс зарабатывал деньги, выступая как певец и, возможно, музыкант. Это был довольно типичный способ подработки для студентов. Неандр за время своего недолгого обучения по всей видимости сумел произвести хорошее впечатление на своих наставников и оставил о себе добрую память. Об этом нам говорит короткая приписка, которую составители матрикул сделали в графе со сведениями об Алексе: «Дай Бог ему доброй дороги». Никто другой из уходящих студентов не удостоился такого личного пожелания. До Кёльна Неандр так и не дошел, а в апреле 1590 г. остановился в городе Вюрцбург во Франконии (это примерно на полпути от Граца до Кёльна), который был древним епископским центром. В Вюрцбурге бывший студент сделал блестящую и, что особенно интересно, музыкальную карьеру. Сначала он стал префектом музыки в городской иезуитской гимназии, а затем получил место музыкального директора в городском кафедральном соборе, где и оставался до своей смерти в 1605 г. Алекс Неандр был в католической среде достаточно известным композитором и за свою недолгую жизнь он сочинил более 100 мотетов (особый музыкальный жанр) на духовную тему. Быть может именно музыкальный талант прибывшего с севера студента так впечатлил иезуитских учителей в Университете ?
Студент-император
Говоря о знаменитостях, чьи имена мы находим в Матрикулах, нельзя не вспомнить о сыне эрцгерцога Карла Габсбурга Фердинанде, который в 1618 г. станет императором Священной римской империи и как ревностный католик сыграет не последнюю роль в развязывании кровопролитной войны с протестантами, которая войдет в историю как Тридцатилетняя. Когда Фердинанду было всего 9 лет, его записали как почетного первого студента университета. Для Фердинанда выделили целую страницу, большую часть которой занимает написанная рукой профессионального каллиграфа титулатура молодого эрцгерцога, а внизу страницы Фердинанд расписался собственноручно. Хорошо виден контраст между почерком не так давно научившегося писать ребенка и хорошо обученного университетского писца. Жаль лишь, что будущего императора нельзя назвать реальным студентом (мы даже не учитывали его в конечной базе данных) Грацского университета, ведь после этого торжественного акта записи в матрикулы больше он там не появлялся, а образование получил несколькими годами позже в другом иезуитском университете в баварском городе Ингольштадт.
Так выглядел Фердинанд через 5 лет после того, как его записали в Матрику
Источник: Die Matrikel der Universität Graz / bearbeitet von J. Andritsch. Bd.1: 1586-1630. Graz, 1977.