Читать нас в Telegram

Аннет Маркхэм — профессор в Мельбурнском королевском технологическом университете. Преподает информационную науку и цифровую этику. Основная область исследований — цифровая этнография: как самоидентификация, межличностные отношения и социальные формации меняются под влиянием цифровой среды. Мы поговорили о ключевых социальных трансформациях под влиянием интернета, об этических проблемах, с которыми мы столкнемся в нашем цифровом будущем и о том, как и зачем изучать свою цифровую личность.

Жизнь в окружении гаджетов

Я изучаю, как воздействуют цифровые технологии, гаджеты и социальные сети на общество и нашу повседневную жизнь, как при этом складываются отношения между людьми, как происходит их общение, как индивид осознает себя как личность, как мы узнаем и распространяем новости, как организовываем свою жизнь. На все это сильно влияют цифровые коммуникации и интернет.

Этапы цифровой революции

В каждый период времени происходили свои важные изменения. В середине 90-х интернет позволил нам близко общаться с людьми на большом расстоянии, мгновенно и анонимно. В то же время появлялись сообщества, где каждый человек оставался анонимным и никто не знал, кто ты и откуда.

Крупное изменение 10 лет назад — это резкий скачок в развитии социальных сетей: YouTube, пользовательский контент, интернет-знаменитости, инфлюенсеры. Это все зарождалось где-то в 2002–2008 годах, когда люди начали отходить от анонимности и стремиться к аутентичности. Мы могли теперь повлиять на более широкую культурную среду, чем наше местное сообщество.

Это был век социальных сетей, но частично и феномена Web 2.0: люди могли моментально создавать контент, реагировать на новостные заметки, оставлять комментарии. Больше не нужно было размещать свою домашнюю страницу в Интернете и менять ее вручную — вы имели к ней доступ с помощью программ, и стало проще вносить изменения, принимать участие. Становились популярными мобильные телефоны, и люди могли носить с собой интернет повсюду.

2012 год — это датафикация: начинают набирать популярность большие данные, алгоритмы, машинное обучение, анализ данных и цифровизация.

О трендах и этических проблемах будущего

Я подозреваю, что через 2-3 года общение со своим виртуальным помощником станет широко обсуждаться. Уже сейчас многие изучают, что такое цифровой персональный помощник, типа Alexa, Siri или Google Assistant. Когда такие помощники будут работать автономно от лица пользователя и смогут организовывать для него встречи без его участия, тогда персональный ассистент станет независимой версией нашей личности.

В это же время станет популярна проблема этических норм. Siri — не гендерно-маркированное имя, но если вы спросите кого-нибудь, какого пола Siri, вам скажут — женского. Более того, многие предпочитают, чтобы персональный ассистент был женского пола, причем и женщины, и мужчины. Получается, мы снова и снова низводим женщин до этой роли, проецируем наши стереотипы на цифровую среду, отчего женщинам становится еще тяжелее их преодолеть. При этом всезнающий поисковик (Google или Яндекс) — воспринимается, скорее, как мужчина.

Другой пример: уже сейчас применяют алгоритмы, которые предсказывают, что вам захочется увидеть в ленте, и они уже вызывают вопросы. Например, алгоритму Instagram не важно, хотите вы видеть определенный контент или нет. Если вы что-то посмотрели, вам просто покажут больше похожего контента. Так постепенно происходит нарастание однородного контента в ленте.

В 2016 произошел случай, когда девушка покончила жизнь самоубийством из-за того, что в ее новостной ленте появлялось все больше постов о причинении себе вреда, потому что она сама делала посты на похожую тему.

Мы изучаем такие явления с точки зрения социальных наук и стараемся дать фидбек компаниям, которые занимаются техническим дизайном, чтобы они вмешались в алгоритм рекомендации контента и предотвратили подобные случаи.

Дополненная реальность уже здесь

Мы уже прогуливаемся по городам, непроизвольно задумываясь, что бы нам выдал Google или Яндекс про то или иное место, если бы существовал еще один слой реальности. Я могу сидеть у себя на балконе, смотреть на этот прекрасный город, любоваться архитектурой и думать: «Был бы здесь сейчас Google, он бы рассказал об этих зданиях, об их истории». Поэтому у нас уже есть зачатки довольно сложно устроенной дополненной реальности.

В этом отношении интересно посмотреть, как YouTube и стриминговые сервисы вроде Netflix изменили наше восприятие. Теперь мы не представляем фильм как 3-часовой блок, мы представляем его сегментами по 45–60 минут. Но хотя он поделен на сегменты, мы не смотрим по эпизоду в неделю, мы поглощаем их все сразу .NETflix приучает нас смотреть запоем.

Автоэтнография: изучаем свое цифровое поведение

Последние 6 лет я учу своих студентов в Чикаго и Дании быть автоэтнографами — изучать собственный цифровой опыт. Они отслеживают каждое свое действие в течение дня, а затем используют любую программу, бумагу с ручкой, или опрашивают самих себя или друг друга, чтобы точно определить и осмыслить, что они делают. В результате получаются данные — записи, скриншоты. Они собирают их в одно видео, потом смотрят его и записывают голосовой комментарий, отвечая при этом на вопрос: что этот человек делает? почему он делает одно, а не другое? что я об этом думаю?

Метод вроде записи в личном дневнике не объясняет человеку его действия. А такие голосовые комментарии — это нечто большее. Отчуждаясь, комментируя себя со стороны, мы осознаем свой опыт во всей глубине и детализации.

Я провожу такие семинары с 2012 года, и раньше все записывалось вручную, например: «Я взял телефон в руку 17 раз за последний час». Сейчас у студентов уже есть программы которые многое отслеживают автоматически, например, сколько постов они опубликовали, сколько времени они потратили на один пост. У кого-то получается все отследить, у кого-то нет, но это не имеет значения: я учу обращать внимание на свои повседневные действия.

Часто я предлагаю им сделать 2-часовую запись экрана и одновременно запись с фронтальной камеры. Потом они смотрят на свои лица и понимают, как они похожи на зомби. Видно, как мерцает экран, как на нем пролистываются смешные картинки и видео, а их лица — без эмоций. Это всегда удивляет.

В итоге каждый студент собирает портфолио: 3-4 видео по 2 минуты с комментариями, 7-страничное эссе и то, что я называю «braindom»: в течение 15 минут они пишут о своих ощущениях белым шрифтом по белому фону, так что нельзя стереть написанное — о своих ощущениях от курса, считают ли они себя зависимыми от социальных сетей.

На данный момент я собрала огромный этнографический массив информации о примерно 1500 студентах — их видео и голосовые записи. И сейчас я обучаю преподавателей проводить такие семинары.

Я планирую расширить и распространить этот курс. Он позволяет увидеть, насколько отличается представление человека о своем дне от реальной картины. Почему некоторые проверяют почту на компьютере и телефоне одновременно? Как часто мы заглядываем в телефон посмотреть, написал ли нам кто-нибудь? В конце курса я читаю в итоговых эссе, как они ненавидят значок уведомлений, этот красный дьявольский значок.

Ссылки

Интервью: Даниил Скоринкин, Герман Пальчиков, Ольга Ивлиева
Редактор: Вусале Агасиева
Иллюстрации: Евгения Родикова, Яна Пенечко