Музыкальный альбом Hello World вышел под названием первого музыкального альбома, написанного искусственным интеллектом. Его создатель — композитор SKYGGE, который работает совместно с нейросетью Flow Machines. За SKYGGE стоит французский поп-музыкант Бенуа Карре, который начинал проект, как исследование возможностей ИИ в сочинении музыки.
Первые плоды исследование принесло еще в 2016 году — это была песня Daddy’s Car, написанная Flow Machines в стиле The Beatles. Эксперименты продолжились, и в 2018 году появился Hello World, собрав 15 композиций, к созданию который приложил код искусственный интеллект. Разберемся, откуда нейросеть черпает вдохновение, как сочиняет собственные мелодии, и какую роль во всем этом играет человек.
Технология Flow Machines
Искусственный интеллект Flow Machines представляет собой систему с двумя основными модулями. Один модуль генерирует ноты и аккорды в виде партитуры — это Flow Composer. Другой работает со звуками — это Rechord / Mashmelo, разработанный Matthieu Ramona (Rechord, полифонический двигатель) и Marco Marchini (Mashmelo, монофонический генератор для голосовых и сольных инструментов).
В классическом сеансе с Flow Machines пользователь сначала выбирает несколько стилей, которые система примет за основу. Затем следует выбор аудиозаписей, которые определят звуковые текстуры генерируемых композиций. Можно сказать, что именно выбор пользователем тех или иных стилей, песен и голосов, вдохновляет нейросеть. И после система генерирует множество вариантов партитур и аудиозаписей, которые чаще всего как минимум весьма мелодичны. А дальше интерактивный интерфейс позволяет пользователю переключаться между генерацией партитур и аудио-рендеринга до тех пор, пока результат его не удовлетворит.
Разработчики пишут о своем создании так: «…Flow Machines изучает музыкальные стили из огромной базы данных песен… затем, используя уникальные комбинации методов передачи стилей, оптимизации и взаимодействия, оно может сочинять в любом стиле».
А как влияет человек?
Для всех, кто беспокоится о будущем, где машины забрали у людей даже искусство, отметим, что пока технология Flow Machines не готова сочинять музыку самостоятельно. Во-первых, именно человек отбирает базу, на которой ИИ генерирует композицию, а во-вторых, после создания многочисленных вариаций мелодии, человек отбирает и дорабатывает понравившиеся.
В каком-то смысле, Flow Machines можно назвать еще одним музыкальным инструментом или электронным «соавтором» для композиторов. Целью его создателей было предложить новый творческий подход, который композиторы могут использовать для поиска вдохновения и написания произведений. И все треки, что вошли в альбом Hello World, стали результатом работы целой команды музыкантов и исполнителей. Точнее, почти все.
После 14 записанных для альбома треков, создателям захотелось чего-то особенного. А именно, песни без вмешательства человека, песни от искусственного интеллекта. Так появилась Mafia Love (Oystershell). В других песнях были некоторые ручные исправления: ИИ генерировал части всей структуры, стихи, припев, но не целую песню от вступления до конца. Mafia Love же — свободное творчество нейросети. Правда, по заказу человека, но назовем это вдохновением на работу.
Плоды соавторства ИИ и человека
В результате экспериментов с ИИ Бенуа Карре и его команда создали альбом из 15 композиций. Название его напоминает программу, которую пишут новички при изучении языков программирования. А псевдоним Карре навеян сказкой Андерсена «Тень» (Skygge (дат.) — тень). Именно эта ассоциация легла в основу первого трека альбома — Ballad Of The Shadow: гибкие мелодия и голос принимают причудливые формы, словно тени, ползущие по стенам. Музыкант пишет, что вся работа над альбомом напоминала ему игру — с тенями песен, которые он «скармливал» нейросети.
Для альбома Карре, также с помощью Flow Machines, создал и оригинальный голос. Его основой стал голос некоего «поющего ковбоя», который музыкант преобразовывал до тех пор, пока не достиг эффекта искусственности. Именно стремление к музыке, совершенно отличной от написанной человеком, и стало основным для SKYGGE: «Эти мелодии, эти звуки несут в себе что-то бесчеловечное, но они нас очаровали». И все же в альбом вошли и песни, исполненные живым музыкантами, что тоже было значимо для создателей, ведь передало идею о взаимодействии машины и человека, о том, чему они могут друг у друга научиться.