Географические информационные системы или ГИС — системы для сбора, хранения, анализа и визуализации пространственных данных в цифровой форме — широко используются в гуманитарных исследованиях.
Современный ГИС-инструментарий универсален, он может выполнять множество функций. Но историческая наука — особый случай, и ей нужно что-то более узкоспециализированное. Требуется инструмент, который позволит представить исторические процессы в пространстве и провести более глубокий анализ, основываясь на их визуализации. Сегодня один из самых ярких примеров специализированного ГИС-инструмента для исторической науки — геохронологический трекинг.
О чем это?
Геохронологический трек — это сочетание геопространственных и хронологических данных в виде кривой, которая соединяет точки на карте. Эти точки основаны на биографической информации об исторической личности или объекте, имеют строгую историко-географическую привязку, в то время как дуги, которые их соединяют, носят условно-логический характер.
Технология создания
В своей работе «Геохронологический трекинг — специализированный ГИС-инструментарий исторического исследования» научные сотрудники Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН Я.А. Ивакин и С.Н. Потапычев рассмотрели процесс создания геохронологического трека на основе послужного списка военнослужащего первой половины ХХ века. Трек отражает изменения мест службы.
Сначала в отдельную базу данных вносятся все населенные пункты, в которых когда-либо расквартировывались военные части. Предполагается, что такой населенный пункт определяется один раз: возможность многократного размещения части в каком-либо населенном пункте исследователи решили не учитывать. В качестве координат населенного пункта указывается широта и долгота почтового отделения.
Далее составляется перечень воинских частей. В таблице указывается их наименование и период нахождения в населенном пункте. Структура обобщенных данных позволяет составить индивидуальные послужные карточки и на их основе выявить геохронологический трек индивида. Указывается его дата рождения с точностью до месяца, а из уже имеющихся таблиц с перечнем воинских частей заполняются поля «Наименование воинской части» и «Дата назначения в часть». Послужной список считается непрерывным: дата завершения службы в одной части — дата начала службы в новой части.
На основании информации из таблицы формируется база данных «Геохронологический трек индивида». Ее визуальная интерпретация в виде графа на основе ГИС-подложки (карты-основы) — это конечный результат геохронологического трекинга. В данном случае вершины трека (графа) — места дислокации воинских частей, а дуги — направленные линии, которые условно позволяют проследить перемещение индивида.
Дуги различаются по толщине и цвету в зависимости от данных, внесенных в таблицу. Например, чем больше перемещений индвида из пункта А в пункт В, тем линия, соединяющая точки А и В на карте, толще.
Историк — наблюдатель или «следователь»?
С технологией создания геохронологического трека всё понятно, но чем он может быть полезен историку?
Геохронологический трекинг позволяет наглядно представить исторические факты, осветить не вполне очевидные аспекты деятельности социальных групп и индивидов. То есть пронаблюдать, увидеть историю.
Российский историк В.О. Ключевский говорил, что историк — наблюдатель, а не следователь. В случае с исторической информатикой (одним из методов исследования в которой и является геохронологический трекинг) все ровно наоборот. ГИС-технологии упрощают элемент наблюдения за историческими процессами и позволяют гораздо больше времени уделить «историческому следствию». Под «историческим следствием» подразумевается не просто построение логических цепочек и сравнительный анализ исторических процессов, а именно построение исторических гипотез, их подтверждение или опровержение.
В другом своем исследовании Я.А. Ивакин и С.В. Потапычев исследовали перемещения выпускников Санкт-Петербургского морского кадетского корпуса. Была выдвинута гипотеза, что после выпуска младшие офицеры получали назначения либо в штабы флотов, либо в соответствующие им крупные корабельные соединения, и при дальнейших их переводах в другие соединения или штабы их специализация сохранялась. Авторы исследования выбрали период с 1870 по 1910 год. В Российской империи того времени штабы флотов находились в Санкт-Петербурге (Балтийский флот), Севастополе (Черноморский) и Порт-Артуре (Тихоокеанский), а крупные корабельные соединения базировались в Гельсингфорсе (так в русском языке называли столицу Финляндии Хельсинки вплоть до 1926 года), Новороссийске и Владивостоке.
Следующий этап — формирование базы данных из соответствующих послужных списков. Визуализировать данные можно с помощью специализированных ГИС-приложений (например, ArcMap) или на основе картографического набора данных (например, OpenStreetMap).
Как видно из этого геохронологического трека, именно по предполагаемым географическим направлениям и шло распределение офицеров после выпуска: преимущественно на Балтийский флот, следом — Черноморский и уходящие за пределы фрагмента карты линии указывают на распределение выпускников на службу в Тихоокеанский флот.
Что еще можно визуализировать в истории
Готовый геохронологический трек — визуализация текстовой информации. Её гораздо проще воспринимать и анализировать, чтобы подтвердить или опровергнуть те или иные предположения.
На основании статистически значимых документов можно, например, проанализировать объективные тенденции большого террора в СССР или углубиться в изучение миграционных процессов в Европе середины V века нашей эры. За какую бы историческую задачу мы ни брались, использование геохронологического трекинга в разы сократит временные затраты на ее выполнение.
Конечно, эта технология далеко не универсальна, и целью дальнейших исследований будет именно определение ее возможностей и варианты совершенствования.