Введение
Эрмитаж был создан императрицей Екатериной II в 1764 году, и с тех пор его коллекция с каждым годом становилась все больше и больше. Как указано на официальном сайте музея, по данным на 31 декабря 2018 года в нем хранятся уже более 3 миллионов экспонатов, а общая площадь зданий составляет 233 345 кв. м.
Нетрудно подсчитать, что если уделять каждому экспонату хотя бы одну минуту, на осмотр всей коллекции уйдет более десяти лет. Добавьте к этому время на дорогу, очереди, еду и сон — не хватит и всей жизни.
Современные технологии позволяют хотя бы отчасти решить эту проблему.
Предыстория цифрового Эрмитажа
Даже в самых древних музеях существовала потребность как-то классифицировать и описывать предметы. Разрозненная документация постепенно стала превращаться в четко структурированные каталоги. Каждому экспонату присваивался свой особенный шифр, который подсказывал хранителям, к какой категории этот предмет относится и где его искать.
В Эрмитаже единая система учета создавалась на протяжении всей первой половины XX века. Эта система используется и сейчас, однако до недавнего времени каталоги были доступны только «избранным» — музейным сотрудникам и профессиональным исследователям, — а пользоваться ими было крайне сложно.
Теперь же, когда каталоги многих музеев находятся в открытом доступе, сведения о тысячах экспонатов (к тому же с подробным описанием и фотографиями) можно посмотреть из любой точки мира (а еще они не пропадут, если музей сгорит). Итак, что же сделал Эрмитаж?
Вариант 1: для знатоков искусства
Экспозиция Эрмитажа постепенно переходит в онлайн. Этот процесс медленный и очень трудозатратный, но уже можно посмотреть промежуточный результат. Оцифрована не вся коллекция Эрмитажа, однако на сайте уже представлено 400 тысяч экспонатов (то есть примерно 1/10 от всей коллекции). В онлайн-коллекции есть живопись, скульптура, нумизматика, археологические находки и другие экспонаты.
Чтобы что-то найти, нужно воспользоваться расширенным поиском. Например, можно выбрать школу, к которой принадлежал автор работ, или организацию (например, продукция завода в Гусь-Хрустальном). Также есть возможность сгруппировать экспонаты по коллекциям или выставкам.
И наконец можно выбрать уже конкретный объект, чтобы посмотреть детали. Понятно, что для каждого из сотен тысяч оцифрованных предметов чисто физически было невозможно дать хоть сколько-нибудь подробное описание, так что на этом сайте указана только самая ключевая информация об экспонате и месте его хранения.
Если вы простой турист и точно не знаете, на что вам хочется посмотреть, этот вариант для вас вряд ли подойдет. Практически нереально разобраться в таком обилии экспонатов. К тому же поиск работает не очень удобно, поэтому не сразу можно понять, как перейти в нужную категорию. Зато этот электронный каталог полезен тем, кто занимается искусством или историей профессионально.
Вариант 2: туристический с видео
У Эрмитажа есть и другой интернет-проект — «В фокусе». Здесь гораздо меньше экспонатов — чуть более 50 — но зато про каждый из них есть видео, в котором слово дается сотрудникам музея. Есть короткие «экскурсии», которые длятся несколько минут, а есть и полноценные получасовые лекции.
Кстати, на этом сайте представлены не только всем знакомые «обязательные для осмотра» экспонаты, но и гораздо менее известные произведения искусства и просто некоторые предметы интерьера. Например, можно послушать про статую Юпитера, про «Мадонну с Младенцем», про табакерки, часы, сервизы… Есть и обзоры некоторых временных и постоянных выставок.
У этого проекта тоже есть возможность поиска, который позволяет сгруппировать объекты по времени их создания, по тематике и прочим параметрам. Очевидные преимущества сайта — возможность посмотреть на экспонаты с хорошего ракурса (что затруднительно сделать в реальности из-за толп туристов), а также качество и достоверность информации (ведь экскурсоводами выступят сами хранители и заведующие отделами, которые с любовью относятся к каждому экспонату). Единственный минус — пока на сайте есть совсем мало объектов.
Кто стоит за оцифровкой музеев?
В России ведущей компанией по созданию такого рода проектов является КАМИС — автоматизированная информационная музейная система. Хотя это название большинству людей неизвестно, на самом деле многие музеи из разных городов России являются их заказчиками. Например, тот же Эрмитаж, Кунсткамера или Исторический музей. Именно к этой фирме обращаются, когда нужно создать цифровую базу данных и красиво оформить сайт. Они же делают мультимедийные стойки в самих залах музея.
Зачем это нужно и что будет потом
Итак, основная функция музеев, начиная с античности и до наших дней, помимо сохранения значимых памятников культуры — просвещение публики и популяризация научного знания. Такие цифровые музейные проекты — прекрасный пример того, как это может быть реализовано: коллекция доступна любому человеку из любой точки мира, будь то ученый, школьник или просто ценитель искусства.
Потенциально оба проекта могут развиваться до бесконечности, а точнее до тех пор, пока не будут оцифрованы абсолютно все экспонаты. Кроме того, у каждого предмета есть своя интересная история, которую было бы здорово рассказать всему миру.
В целом оцифровка музейных каталогов — распространенная практика. Сейчас у каждого уважающего себя музея есть нечто подобное. Например, те, кому не хватает Эрмитажа, могут посмотреть коллекцию Британского музея, музея Метрополитен или ГМИИ им. Пушкина (здесь есть как электронные коллекции, так и полноценный виртуальный музей в 3D).
Также обязательно читайте интервью с Определеновым и про виртуальный Русский музей