Госкаталог музейного фонда России — это цифровой архив с краткими описаниями археологических находок, картин, книг, рукописей и других экспонатов из музеев и частных собраний. База данных уже содержит более 40 миллионов музейных предметов и регулярно пополняется. Вот десять необычных экспонатов, доступных пользователям Госкаталога.
1. Железнодорожный билет из латуни
![Прямоугольный латунный жетон — железнодорожный билет 1837–1840 гг.](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-05-05-1.jpg)
1837–1840 гг., Государственный исторический музей, г. Москва. Источник
На фото — латунная пластина размером 4,4 см на 7,2 см. Так выглядели первые в России железнодорожные билеты. Они появились в 1837 году, когда между Петербургом и Царским селом открылась первая российская железная дорога. Прямоугольные жетоны со скруглёнными углами и выбитой информацией: номером вагона, места, станцией назначения и временем отправления — называли «жестянками» и после прибытия сдавали кондуктору для повторного использования. В таком виде железнодорожные билеты просуществовали до 1860-х годов, когда их заменили бумажными. А бумажные билеты, в свою очередь, сменяются электронными и тоже становятся музейными экспонатами. Так, по запросу «железнодорожный билет» Госкаталог выдает более 400 результатов.
2. «До чорта уроков»: объяснительная записка школьника 1937 года
![Объяснительная школьника за пропуск занятия, 1937 г.](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-13-53.jpg)
1937 г., Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Рыбинск. Источник
На листке из ученической тетради школьник объясняет руководителю оркестра народных инструментов, почему не придёт на занятие: «так как у меня много (до чорта!) уроков». Но на этом не останавливается: приписывает в скобках «хорошая причина», сообщает, что на днях захотел погулять, называет это самоуправством и просит обратить внимание на подпись.
Чтобы узнать, какие причины пропусков называли другие участники оркестра и их родители, нужно правильно задать условия поиска по Госкаталогу. 17 объяснительных записок на имя П. И. Павлова опубликованы не как единая коллекция, а как отдельные экспонаты. По правилам цифрового архива поштучно описываются и парные, и сборные предметы (например, сапоги или комод с ящиками), и даже комплексы предметов. В этом случае индивидуальные номера присваиваются каждой монете клада. Поэтому смысловое единство таких экспонатов, как коллекция записок, не всегда очевидно.
3. Композиция из моржового клыка «В ожидании санрейса»
![Скульптура из моржового клыка, изображающая сцену из жизни тундровых чукчей](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-17-24.jpg)
1967 г., Музей косторезного искусства, с. Уэлен. Источник
Скульптура из моржового клыка изображает сцену жизни тундровых чукчей — ожидание санитарного рейса. На нартах лежит укутанный ребёнок, рядом стоит мужчина в национальной одежде с сумкой-аптечкой. Сцену дополняет гравировка: самолёт, люди несут больного на носилках, пасётся стадо оленей.
Чтобы увидеть композицию вживую, нужно добраться до самого восточного населённого пункта России — села Уэлен Чукотского автономного округа. Сделать это можно только по воздуху или по воде, так как село протянулось вдоль узкой косы между лагуной и Чукотским морем.
Познакомиться с остальными экспонатами Музея косторезного искусства и другими труднодоступными коллекциями из разных регионов можно и в оцифрованном виде, в базе Госкаталога. На сайте пользователи найдут виртуальную карту музеев, а уточнить поиск смогут при помощи сортировки по фильтрам: названию музея, территориальным единицам и профилю музейных собраний.
4. «Надежды исчезают по ходу игры»: настольная игра «Перестройка»
![Настольная игра, иронизирующая над перестройкой](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-21-25.jpg)
1991 г., Алтайский государственный краеведческий музей, г. Барнаул. Источник
Сатирическая настольная игра «Перестройка» вышла в седьмом номере газеты «Собеседник» за 1991 год. Игровым полем «Перестройка» похожа на классическую игру-бродилку, в которой участники бросают кубики и передвигают фишки. Подробного описания правил нет, только вводная информация: «В начале игры все получают надежды. Надежды (их роль могут выполнять разноцветные фантики) исчезают по ходу игры. В игре также участвует несколько конфет (карамелек, кусочков сахара, чёрных сухарей — в зависимости от того, что достанете)».
На разных этапах игры участники выполняют шуточные задания, ассоциативно связанные с историческими событиями. Например: «Постепенное исчезновение продуктов. Играющий, попав на эту клетку, любой ценой достаёт кусок сыра или колбасы и, если не находит, пропускает ход. Если находит, съедает в темноте, под игровым столом, чтобы не отняли конкуренты».
Отсутствие чётких правил, трудновыполнимые задания, частое использование метафор говорят о том, что «Перестройка» — это скорее замаскированный под настольную игру памфлет. Тем удивительнее, что в Госкаталоге она относится к рубрике «Документы», а не к предметам печатной продукции.
5. Эскизная тетрадь Бетховена
![Эскизная тетрадь Бетховена](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-26-55.jpg)
1802–1803 гг., Российский национальный музей музыки, г. Москва. Источник
Сведения о музыкальной рукописи Бетховена в Госкаталоге скудны: время и место создания, размер и материал, регистрационные номера. Название экспоната указывает на обстоятельства его обретения, но только в общих чертах: «из архива Мих. Виельгорского».
О том, как композитор-любитель граф Виельгорский ездил на концерт Бетховена в Вену и как эскизная тетрадь прошла путь от домашней коллекции до музея и публикации, можно прочитать на сайте Музея музыки. А Госкаталог — это прежде всего система государственного учёта музейных предметов. Поэтому описания экспонатов часто ограничиваются обязательными для регистрации сведениями и не содержат подробной информации. Так, пользователь Госкаталога, оставаясь в рамках этого цифрового архива, не узнает, что в эскизной тетради Бетховена — темы и отрывки «Крейцеровой сонаты», Третьей симфонии и других знаковых произведений немецкого композитора.
6. Платок с надписью «Молодёжь об’единяйся в борьбе за мир, против угрозы новой войны!»
![Платок с пацифистским рисунком](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-29-36.jpg)
1956 г., Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург. Источник
В центре платка — изображение земного шара и голубя мира, вокруг которых, держась за руки, стоят представители разных народов в национальных одеждах. Между ними — слово «мир» на разных языках, а по четырём сторонам платка написана фраза «Молодёжь, объединяйся в борьбе за мир, против угрозы новой войны!» на русском, английском, французском и немецком.
Платок из искусственного шёлка был создан в честь Третьего Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в 1951 г. в Восточном Берлине. Эмблемы фестиваля можно разглядеть по углам платка.
Этот сувенир делегация ГДР подарила крейсеру «Аврора». Похожие платки сохранились и в других музеях — например, в Астраханском музее-заповеднике, Учалинском историко-краеведческом музее и Музее истории города-курорта Сочи. Примечательно, что в последнем случае на фотографии экспоната и в описании Госкаталога указаны разные годы создания — 1957-й (через 6 лет после фестиваля) и 1950-й (за год до фестиваля). Это пример того, что ссылаться на данные цифрового архива стоит с осторожностью: в нём фиксируется учётная информация, но научная атрибуция (определение автора, времени и места создания) остаётся за рамками проекта.
7. Ламповый музыкальный инструмент — терменвокс
![Терменвокс — электронный музыкальный инструмент](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-33-26.png)
1930-е гг., Центральный музей связи имени А.С. Попова, г. Санкт-Петербург. Источник
Терменво́кс — это электронный музыкальный инструмент, на котором играют без прикосновений. Его в 1920-е годы изобрёл советский инженер-механик Лев Термен. Исполнитель музыки на терменвоксе водит руками, уменьшает или увеличивает расстояние до антенн инструмента. Электромагнитное поле меняется, и терменвокс издаёт своеобразные завывающие звуки.
Послушать, как звучит терменвокс, через Госкаталог невозможно, так как это не виртуальный музей, а информационная система. Зато можно увидеть, как выглядит этот необычный инструмент, и узнать, в каких музеях он хранится.
8. «Абевега русских суеверий идолопоклоннических жертвоприношении свадебных простонародных обрядов колдовства, шеманства и проч.»
![Сборник примет и суеверий](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-37-04.png)
1786 г., Тобольский историко-архитектурный заповедник, г. Тобольск. Источник
Сборник суеверий составил писатель Михаил Чулков во второй половине XVIII века. Некоторые из них ходят в народе до сих пор: кошка умывается — к гостям, ладонь чешется — к деньгам. Из «Абевеги» читатели узнают о мифологических существах, приметах и обрядах народов Российской империи.
Госкаталог содержит фотографии отдельных страниц сборника, поэтому пользователи архива могут посмотреть, в каких музеях хранятся и как выглядят оригинальные издания книги. Но если вам интересно, почему Байкал называют морем, к чему свербят брови и зачем облизывать лицо младенцу, придётся обратиться в библиотеку за полным текстом.
9. Космическая матрёшка с собаками Белкой и Стрелкой
![Матрёшка с символами покорения космоса](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-40-06.png)
2016 г., Музейно-выставочный центр «Самара космическая», г. Самара. Источник
Классическая матрёшка — это расписная деревянная игрушка в виде женщины в сарафане и платке. Матрёшки из коллекции «Космос — не игрушки!» изображают Гагарина, Титова, Королёва, Циолковского, космические аппараты (станцию «Мир», «Луноход-1»), скафандры, собак-космонавтов и даже «Тюбик щавельного пюре». Авторы экспозиции использовали форму популярного сувенира, чтобы с помощью нестандартной росписи и соединения фигур рассказать об освоении космоса.
В Госкаталоге есть фотографии и подробные описания космических матрёшек. Если вы выберете нужный музей и напишете в поисковой строке слово «матрёшка», то увидите 58 экспонатов. Но если наберете «матрешка», без «ё», получите только 1 результат — для поисковой системы Госкаталога это разные слова.
10. Столетний пряник в виде рыбы
![Пряник-рыба](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2024/02/2024-02-22_12-43-20.jpg)
1913 г., Российский этнографический музей, г. Санкт-Петербург. Источник
На страницах Госкаталога можно найти даже оцифрованную выпечку — например, пряники и печенье. Популярные изображения — фигуры женщин, мужчин, зверей, птиц и рыб. Попадаются и композиции («собака у будки»), а также пряники с надписями.
Некоторым из условно съедобных экспонатов уже исполнилось сто лет. Однако в Госкаталоге нет фильтра по дате создания, поэтому искать самые старые экспонаты той или иной категории приходится вручную.
Послесловие: почему в Госкаталоге трудно искать и что там стоит улучшить
В Госкаталоге собраны и другие необычные экспонаты — от зарайского бизона, сделанного из бивня мамонта 22–23 тысячи лет назад, до триптиха «Коронавирус, уходи!». Однако стоит помнить, что это электронный архив, а не цифровой музей. В нём нет 3D-изображений, возможности услышать звучание или осмотреть экспонат со всех сторон, а разрешение фотографий иногда не позволяет рассмотреть детали.
Пользователи отмечают и несовершенство поисковой системы. В Госкаталоге мало фильтров для удобного поиска, одинаковые предметы бывают отнесены к разным рубрикам (монеты рассматриваются и как предметы нумизматики, и как предметы археологии), а похожие запросы («рубаха» и «рубашка», «матрешка» и «матрёшка») не суммируются. Поиск могли бы улучшить давно известные и освоенные механизмы обобщения данных и расширения запроса — «Системный Блокъ» уже писал об экспериментах по кластеризации объектов Госкаталога.
Тем не менее Госкаталог регулярно посещают и музейные работники, и рядовые пользователи. А по статистике запросов сервиса «Яндекс.Вордстат», в месяц слово «Госкаталог» ищут более 25 тысяч раз.