Как случайность пришла в искусство?
Величайшие произведения искусства рождаются благодаря творческой работе художников, но этот процесс не обходится без случайностей. Насколько они весомы при создании произведений и можно ли ими управлять?
Одни работы называют «отшлифованными» — например, картины Бугеро и альбомы Backstreet Boys. В них почти нет ничего случайного: они либо изначально создаются по определенному шаблону, либо оттачиваются до идеала.
В других работах художники оставляют место несовершенствам. Например, импрессионисты поддаются страсти и превращают неточности в прием, скульпторы могут специально оставлять огрехи, а музыканты нередко используют самые первые записи песен.
Один из известных композиторов, использовавших случайность —Джон Кейдж, увлекавшийся восточной философией. Он задумался о неточности как о художественном методе после прочтения древнекитайского трактата И-Цзин «Книга перемен». В лекции 1957 года об экспериментальной музыке Кейдж описывал ее как «бесцельную игру, способ осознать жизнь, которой мы живем». Такой подход предопределил алеаторику — метод сочинения музыки с управляемой случайностью. Манифестом алеаторики с теоретическим обоснованием стала статья «Alea» французского композитора Пьера Булеза.
Современное генеративное искусство
Случайность в современном искусстве представляет NFT-художник Тайлер Хоббс. Он работает с алгоритмами, плоттерами и краской. Вычислительную эстетику формируют предубеждения современного компьютерного оборудования и программного обеспечения, а именно — их взаимодействие с окружающим миром.
Процесс создания генеративного искусства основан на творческом кодировании. Работа начинается с простых идей, зачастую нарисованных в блокноте. Иногда программу запускают с нуля и экспериментируют, не имея четкого направления. Художник пишет «сырой» код без использования Photoshop, вносит изменения (порой с ошибками), перезапускает программу и снова повторяет цикл до завершения. Затем при желании цифровые изображения можно превратить в физические объекты, например, заказав печать в типографии.
Когда случайность становится основой для художественной работы, появляется возможность генерировать целую серию изображений. При этом каждая новая картинка будет отличаться от предыдущей, сохраняя элемент неожиданности. Такая работа требует тщательного планирования и проведения множества экспериментов.
Как становятся цифровыми художниками?
Превратить генеративное искусство из небольшого увлечения в настоящую работу получилось у известного латвийского художника Ильи Борисова, известного как Швемблдр (Shvembldr). Изначально он был разработчиком в медиа «Медуза» (признано в России «нежелательной организацией»). При этом Илья Борисов не только программировал, но и совершенствовал продукты, экспериментируя с движками и добавляя новые игровые механики. Так он увлекся работой с канвасом (с помощью библиотеки KonvaJs) и начал рисовать примитивные объекты, используя random для их расположения. Результаты получались непредсказуемыми, и перед будущим художником открылся мир Generative Art — артистов, биеннале, визуализаций и программного обеспечения.
Процедуральное искусство (Generative Art) — это использование компьютерных технологий для создания произведений искусства, которые раньше могли быть созданы только художником. Программа сама определяет, какие особенности будут в произведении и как оно будет выглядеть, но границы и критерии выставляет человек.
Термин «процедурное искусство» обычно используется для описания художественных работ, созданных компьютером с помощью определенных алгоритмов, например, в динамической живописи. Однако процедурное искусство может также использовать автономные системы из разных областей, таких как химия, биология, механика, робототехника, математика, музыка и другие.
Погрузиться в генеративное искусство Илье Борисову помог онлайн-курс «Programming Graphics I: Introduction to Generative Art» от дизайнера Джошуа Дэвиса. Он состоял из основ, анимации и аудиовизуала, был наполнен интересными материалами и даже шутками. В обучении использовался гибкий программный скетчбук — язык Processing для творческого кодирования на основе Java, который включал библиотеку от Джошуа. Проблема заключалась в том, что работы выпускников курса слишком сильно походили на работы преподавателя.
Чтобы быть «самобытным артистом», Илья Борисов стал применять систему P5 от JavaScript. В пробах пера художнику помогал YouTube-канал The Coding Train. Илья Борисов все больше убеждался в том, что цифровые художники — личности интересные, творческие и совмещающие в себе большое количество умений. Он сфокусировался на статике и визуализации своей же музыки.
Художник отмечает, что в любом творчестве хорошо начинать, кем-нибудь вдохновляясь. В попытках повторить чью-то работу, находишь свой стиль. Илью Борисова вдохновляли такие авторы, как Маноло Гамбоа, Тайлер Хоббс и Мэтт Делорье. Со временем он стал ощущать цвет, выработал собственную технику, набрал подписчиков в социальных сетях, и его пригласили быть модератором в сообщество Generative Art на Reddit.
Итак, чтобы заниматься генеративным искусством, необязательно уметь программировать, но желательно владеть хотя бы базовыми навыками. Могут пригодиться знания геометрии, линейной алгебры и цвета, но их всегда можно изучить в процессе.
Ресурсы для изучения генеративного искусства
Создавать произведения генеративного искусства позволяют самые разные программы, такие как TouchDesignet, Blender и Cinema4d. В работе можно использовать WebGL и шейдеры, генерировать по частям или даже выливать жидкости на реальную поверхность — это все будет считаться Generative Art. Приведем список тематических ресурсов для его внимательного изучения или просто получения эстетического удовольствия.
Соединить искусство и программирование позволяет платформа OpenProcessing. Пользователи со всего мира здесь выкладывают графику, небольшие компьютерные игры и даже светящиеся следы от курсора, созданные при помощи кода. На площадке можно найти и паттерны — придуманные разработчиком образцы, которые система каждый раз генерирует заново, делая их уникальными.
Посмотреть различные туториалы можно на сайтах Generative Hut и GenerateMe. Также огромное количество тематических материалов предоставляет Awesome Creative Coding с GitHub. Примеры интересных художников — Casey Reas и Raven Kwok.
Погрузиться в цифровое искусство позволяют не только веб-ресурсы, но и книги. Например, у теоретика и историка Зигфрида Цилински выпущена монография «Археология медиа», посвященная науке и технологиям. В ней разбирается представление медиа в качестве комплекса сложных технических и культурных систем. История цифрового искусства представлена в одноименной книге Кристианы Пол с примерами и экспериментами художников с технологиями.
Несмотря на то, что художники занимались искусством задолго до того, как у компьютеров появились полноценные экраны, сегодня программисты и инженеры могут создавать дизайн на основе кода. Человеку необязательно подбирать цвета и продумывать идеи, ведь шедевры могут получиться с помощью математики и простой случайности.