Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Понять нельзя принять

Повсюду говорят, что в истории современного искусства начался новый этап и мир искусства изменился навсегда благодаря блокчейну. Теперь художники могут продавать произведения в цифровом формате за цифровые деньги, и формат этот называется NFT — non-fungible token.

Во множестве подробных грамотных гайдов на эту тему (ссылки на которые приведены под статьей) разъясняется, что NFT — это «‎невзаимозаменяемый токен», то есть этакий биткоин, только уникальный. Как и биткоин, NFT-токен —  единица данных в базе данных, а его уникальность заключается в привязке к цифровому объекту, например, произведению искусства. Формально говоря, владеть NFT-токеном означает владеть ключом, который подтверждает право собственности на цифровой объект.

Такими объектами могут быть цифровые карточки с изображениями спортсменов, билеты на мероприятия, патенты, членство в виртуальных клубах и цифровые активы внутри видеоигр (к последним мы еще вернемся). Но особенно удобной NFT-технология оказалась для продажи цифрового искусства. Художники стали привязывать произведения к конкретным NFT, то есть фрагментам кода, и добились того, что отдельные люди приобретают и коллекционируют цифровые изображения, изначально по своей природе воспроизводимые, доступные для всеобщего пользования и не имеющие владельцев.

Да, большинство изображений, права на владение которыми можно приобрести, находятся в открытом доступе, их можно смотреть и скачивать совершенно бесплатно. Что же именно и зачем нам предлагают покупать? Вынесенный в заголовок статьи вопрос вполне может довести до состояния, когда вам захочется сделать из вопроса NFT и продать первому попавшемуся криптоэнтузиасту. От этого, конечно, вопрос никуда не денется из вашей головы, а NFT — из нашей реальности.

Chaos, первое NFT-произведение художника Урса Фишера. Источник

Изображения скачанные vs прокачанные 

Итак, в чем разница между цифровым изображением, которое вы скачали, и точно таким же цифровым изображением, на которое вы приобрели у автора право владения? К примеру, в случае с фотографией существуют выполненные по указанию автора и им одобренные отпечатки, которые могут физически отличаться от изготовленных без ведома автора. По мнению исследователя Карен Говер, автор использует свой авторитет, чтобы установить, какие экземпляры являются подлинными, какие их параметры позволяют зрителю действительно встретиться с произведением и какие их признаки говорят о том, что вот это и есть подлинник.[1] Когда же речь идет о цифровом искусстве (что бы вы ни понимали под искусством), все копии произведения будут полностью безнадежно идентичны.

Серия художника Пака (Pak), где все изображения идентичны, но продаются под разными названиями и по разным ценам. Источник

Практическая, не философская разница между бесплатно скачанным изображением и таким же, но привязанным к NFT — в возможности перепродать, подарить и даже уничтожить NFT-токен. Цифровой художник Пак даже запустил свою криптовалюту, в основе которой уничтоженные («‎сожженные») токены. При покупке NFT вы заключаете с продавцом соглашение о том, какие права владение этим токеном будет давать в отношении привязанного цифрового объекта.

Сфера NFT и криптовалют остается законодательно неурегулированной, и пока не до конца ясно, что представляют собой права владения на многие цифровые произведения искусства. В большинстве случаев, покупая NFT, вы покупаете не контент, а токен, который связывает ваше имя с произведением автора на блокчейне. При этом авторские права и право на воспроизведение остаются у автора.

Многие NFT-скептики просто не видят смысла в том, чтобы доказывать уникальность и право собственности на что-то в сети или внутри компьютера. К примеру, по мнению бывшего организатора торгов аукционного дома «‎Кристис» Чарльза Оллсоппа, «‎покупать что-то и не получать этого — просто странно». Писатель Уильям Паундстоун выразился еще острее: «Владение NFT дает вам право сказать “У меня есть NFT!” — и не соврать при этом».[2]

NFT-оптимисты указывают, что появилась работающая технология, которая позволяет владеть чем-то, что существует онлайн. С их точки зрения, NFT  — это потенциальный инструмент для безопасного хранения цифровых объектов собственности и подтверждения права владения на них. Ранее люди пользовались подписями, печатями, эмблемами, а теперь личность удостоверяет код. Код позволяет сказать — вот это произведение и есть оригинал, и он принадлежит мне, я купил его напрямую у художника.

Цена цены криптоарта

В любом случае ничьи сомнения не мешают продавать крипто-искусство за десятки тысяч долларов. Большинство сделок по покупке NFT совершаются с целью перепродать актив дороже. То есть NFT, в том числе крипто-искусство, превращается в финансовый инструмент. В отличие от изображений, на которые вы бесплатно смотрите в интернете.

Как файл с огромным количеством копий в сети получает цену на рынке? Это происходит как минимум потому, что технология NFT позволяет создать ситуацию искусственного дефицита. Вообще искусственный дефицит — это такое поведение производителя, при котором он поддерживает уровень предложения товара ниже уровня спроса с целью воздействовать на цену. Фактически идея дефицита лежит в основе рыночной экономики — именно представление о том, что чего-то на всех не хватит, дает возможность назначить цену на объект.

Хоть онлайн-пространство — это пространство анти-дефицита, и копирование файлов не стоит практически ничего, NFT-токены дефицитны, ведь их количество, как и авторских отпечатков фотографий, ограничено. Но кто и как решает, что ценнее и дороже — NFT-токен на произведение Бипла (первого художника, который продал полностью цифровое произведение через крупный аукционный дом), «Оконный натюрморт 082» Джона Карела («‎Новый Бипл! Новый Бипл!», — говорили они, и «Окна» тихо продавались по цене 0,5 — 35 тыс. долларов за штуку) или «Пузатый пингвин 8814» (из серии, взорвавшей метаверс этим летом. Автор держит свое имя в секрете. Поговаривают, что это некая компания, которая провела масштабные исследования, чтобы вычислить, какие создания могут хорошо продаваться в формате NFT)… ну, или NFT-токен, который мы предложили в начале статьи — на jpeg-файл с текстом «Зачем покупать ссылку на изображение, которое можно скачать бесплатно?».

По мнению философа Джона Сёрла, объект имеет ту ценность и значение, о которых люди коллективно договорились. Речь идет о социальных конструктах, которые существуют только в контексте общества, где воспринимаемая ценность превращается в реальную цену. Это происходит в процессе общественного взаимодействия.[3] Например, так как достаточно большая группа людей приняла, что одобренные автором отпечатки фотографий дороже сделанных без его ведома, рыночная цена первых выше. 

На воспринимаемую ценность NFT-токенов — насколько ценными видят их покупатели — влияет множество факторов, начиная от курса криптовалют, маркетинга аукционных домов «Кристис» и «Сотбис», активности крупных коллекционеров, высказываний инфлюэнсеров в Twitter до появления технологических новинок для работы с цифровыми изображениями и моды на определенный стиль цифрового искусства.

Из-за головокружительных финансовых успехов некоторых художников (Бипл, Пак и другие счастливчики) и авторов (хотя нам ли решать, являются ли искусством Пузатые Пингвины) на рынке NFT продолжает расти спекулятивный пузырь. Часто назначаемые цены намного выше справедливых, что ведет к дальнейшему росту спроса. Есть вероятность, что когда/если этот пузырь лопнет, волна недоверия к NFT-технологии приведет к тому, что на рынке останутся только те, кто может и хочет использовать ее по прямому назначению.

Привязанность к изображениям, привязанным к NFT

Функциональная ценность NFT-токена как товара заключается не только в возможности его выгодно перепродать, но, как с любым объектом коллекционирования, в возможности демонстрировать свою ценную собственность (в виртуальном пространстве) ради повышения социального статуса и выражения вкусовых пристрастий. У NFT-токена, как у любого объекта коллекционирования, есть и гедонистическая, то есть неутилитарная ценность. Упомянутая выше мода на определенный тип цифрового искусства возникает в том числе оттого, что покупатели хотят именно такие цифровые объекты.

Согласно исследованию 2012 года, люди испытывают привязанность к определенным цифровым объектам, несмотря на их нематериальность и отсутствие официальных прав владения. Исследование проводилось на примере виртуальных активов в видеоигре World of Warcraft. В одном из случаев респондент несколько лет пользовался одним и тем же виртуальным щитом для своего персонажа, потому что это был подарок друга, хотя этот щит и был стандартным, распространенным в игре объектом.[4] Так что, возможно, лет через десять вы и не захотите продавать свой NFT-токен с привязанным jpeg-файлом «Зачем покупать ссылку на изображение…».

Вид на галерею Async, расположенную в виртуальном мире Cryptovoxels и выставляющую NFT-произведелния. Источник

В этой связи нельзя не упомянуть об «ауре», идею которой развил в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» теоретик культуры Вальтер Беньямин. В его эстетической теории «аура» означает невидимый покров произведения искусства, его аутентичность, связанную с культурным контекстом. «Аура» заставляет зрителя относиться к произведению искусства как к чему-то недосягаемому и непостижимому. По теории Беньямина, технологии, которые позволяют создавать неограниченное количество копий произведения, избавили их от «ауры» и тем самым приблизили к зрителю. Что будет, если попробовать применить это понятие к криптоарту?

В каком-то смысле NFT-технология воссоздает «ауру» произведения, которая проявляется в эфемерной, но все же связи данной копии с автором. Кроме того, эта технология, на первый взгляд, буквально ограничивает ту самую техническую воспроизводимость и (отчасти) придает копии уникальность. Однако вспомним: NFT — это не само произведение, а право владения им. Само произведение остается настолько же технически воспроизводимым, как и раньше.

Конца нет

В целом, можно выделить две противоположные точки зрения на криптоарт: NFT (окончательно) превращает искусство в товар/спекулятивный финансовый инструмент, но и делает искусство свободным, не зависящим от галерей и кураторов. Художники могут присваивать ценность цифровым файлам и взаимодействовать напрямую с коллекционерами. Преимущество блокчейна в его нейтральности, прозрачности и открытых для всеобщего обозрения данных — с его помощью можно легко отследить выплату роялти. При этом даже невозможность взломать блокчейн не останавливает мошенников. Пока что это Дикий запад, где чужие изображения в виде NFT то и дело выдаются за свои или продаются с поддельного аккаунта автора.

Чем больше жизни перемещается в онлайн — тем больше смысла в том, чтобы и искусство создавалось и жило онлайн. Растущая умозрительность жизни и складывание метаверса — давняя тенденция, которая во многом зависит от развития цифровых технологий. Есть мнение, что существующая с 2013 года NFT-технология обязана нынешнему буму пандемии коронавируса, из-за которого огромная часть жизни переместилась в сеть. Искусство в широком смысле тоже понятие умозрительное, общепринятого определения которого вообще не существует. Да и концепт в искусстве уже давно отделился от физической оболочки (вспомним приклеенный к стене банан).[6] Про криптоарт нам пока точно понятно, что это оформленное через блокчейн сложное социальное соглашение о правах, цене и ценности цифрового объекта. Можно предположить, что подлинное значение криптоарта еще не раскрылось. Будем беречь криптовалюту и голову — и ждать развития событий.

Почитать про NFT и криптоискусство можно здесь:

Ссылки: 

  1. Gover K.E. Are All Multiples the Same? The Problematic Nature of the Limited Edition. https://onlinelibrary.wiley.com/
  2. Grusche, T. and a collective of authors. Can NFTs Make Business More Beautiful? https://houseofbeautifulbusiness.com/
  3. Searle, J.R. The Construction of Social Reality. New-York, Free Press, 2010
  4. Nguen, T. The value of NFTs, explained by an expert. https://www.vox.com/
  5. Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. M.: Медиум, 1996.
  6. Price,S. Kuo, M. What NFTs Mean for Contemporary Art. https://www.moma.org/