Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

Многие из нас во время учёбы в школе изучали графики и диаграммы и задавались вопросом: «Где же это может пригодиться?» Проект Льва Мановича «Визуализация Вертова» — наглядный пример того, как с помощью визуализации данных можно по-новому взглянуть на известные фильмы и найти в них интересные закономерности. 

Материалом для исследования стали две кинокартины советского режиссёра Дзиги Вертова: «Одиннадцатый год» и «Человек с киноаппаратом». Используя различные виды графиков и диаграмм, Манович предлагает рассмотреть эти фильмы под совершенно другим углом. 

Сделать невидимое видимым: как исследовать кино через анализ кадров 

Цель визуализации данных — «сделать невидимое видимым». В своём проекте Манович показывает, как с помощью методов визуализации можно исследовать разные свойства фильмов. Например, измерить визуальные свойства каждого кадра: среднее значение шкалы серого, контрастность, количество фигур, количество граней, относительное соотношение различных цветов, текстурные свойства и прочее. 

Отдельные кадры фильма или части кадров могут быть распределены в соответствии с метаданными (дата, место, автор), свойствами содержания (например, наличие лиц) или визуальными характеристиками (композиция, направленность линий, контраст, текстуры). При визуализации видеоматериалов обычно удобнее выбирать ключевые кадры, которые отражают основные характеристики видео. Такая выборка может осуществляться по разным критериям: резкое изменение цвета, движения, позиции камеры, границы кадра, начало музыки или диалога и т. д.

Как устроены фильмы Вертова: взгляд через данные 

Сравнивая фильмы Вертова «Одиннадцатый год» и «Человек с киноаппаратом», Манович пришёл к выводу, что в «Человеке с киноаппаратом» кадры, как правило, короче, и режиссер намеренно выделяет временные паттерны, которые повторяются на протяжении всей кинокартины. Манович утверждает, что подобная системность проявляется лишь в некоторых эпизодах фильма, а в других фрагментах длина кадров выстроена хаотично. 

Длина кадров в фильме «Человек с киноаппаратом», где цифрами выделены временные паттерны; 1. Длинная последовательность коротких кадров одинаковой длины. 2. Чередование длинных и коротких кадров. 3. Чередование длинных и коротких кадров, длина которых постепенно уменьшается с одинаковой скоростью
Длина кадров в фильме «Человек с киноаппаратом», где цифрами выделены временные паттерны: 1. Длинная последовательность коротких кадров одинаковой длины. 2. Чередование длинных и коротких кадров. 3. Чередование длинных и коротких кадров, длина которых постепенно уменьшается с одинаковой скоростью

Помимо гистограммы Манович использует круги, с помощью которых выявляет отличительную особенность фильма «Одиннадцатый год»: в картине присутствует несколько длинных кадров. Это открытие противоречит распространённой теории о том, что русская монтажная школа, к которой принадлежал и Вертов, использовала только короткие кадры. 

Длина кадров в фильме «Одиннадцатый год», диаметр круга показывает длину
Длина кадров в фильме «Одиннадцатый год», диаметр круга показывает длину

Манович соединяет все 654 кадра фильма «Одиннадцатый год» в одно изображение. Так мы можем увидеть всю раскадровку картины. Наибольшее внимание Манович уделяет крупным планам героев. Он отмечает, что в фильме часто встречаются кадры, где люди смотрят вверх, «предположительно в сторону коммунистического будущего». Когда кадры объединены в одно изображение, практически сразу можно заметить, что 8-й ряд состоит исключительно из кадров со взглядами вверх, а в 1-м, 4-м, 5-м и 9-м рядах такие кадры чередуются с другими кадрами.

Последовательности кадров с людьми, которые смотрят вверх
Последовательности кадров с людьми, которые смотрят вверх

Среднее значение серого: как измерить количество изменений в кадре

В своём исследовании Манович приходит ещё к одному выводу: помимо последовательности кадров со взглядом вверх в фильме также присутствует последовательность кадров со взглядом вправо. Более того, смена направлений взглядов происходит в кинокартине постоянно.

Смена направлений взглядов актеров
Смена направлений взглядов актёров

Сравнивая начало и конец каждого кадра, Манович обнаруживает, что в большинстве случаев кадры статичны, однако визуальные изменения в них всё же присутствуют. Эти изменения отмечены столбцами: диалог людей — коротким столбцом, кадр с машиной в движении — длинным. Манович выявляет закономерность, которая заключается в том, что два чередующихся коротких кадра имеют разный уровень визуальной активности. 

Уровень визуальной активности в кадре чередуется
Уровень визуальной активности в кадре чередуется

Что ещё удивительно, среднее количество визуальных изменений в каждом кадре сначала постепенно уменьшается, а затем, наоборот, увеличивается. В фильме это встречается несколько раз. 

Постепенное уменьшение, а затем увеличение визуальных изменений в кадрах
Постепенное уменьшение, а затем увеличение визуальных изменений в кадрах

Для измерения средней величины всех изменений в кадре Манович берёт два соседних кадра и с помощью программы вычитает количество пикселей первого кадра из количества пикселей второго кадра. Таким образом, программа вычисляет среднее значение серого и создает третий кадр в разностном изображении. Можно увидеть, что в третьем кадре первого ряда нечёрные пиксели практически отсутствуют, а в третьем кадре второго ряда их значительно больше из-за движений рабочего на экране. 

Метод Мановича для вычисления среднего значения визуального движения. В третьем столбце — разностное изображение, по которому определяется активность в кадре
Метод Мановича для вычисления среднего значения визуального движения. В третьем столбце — разностное изображение, по которому определяется активность в кадре

Проект Льва Мановича стал наглядным доказательством того, что с помощью визуализации данных можно подтвердить или опровергнуть практически любую концепцию, возникшую при просмотре фильма. Более того, визуализация позволяет совершенно по-новому взглянуть как на саму кинокартину, так и на киноиндустрию в целом. 

Техники визуализации, разработанные Мановичем, можно использовать для исследования любой большой коллекции изображений: кадров, фотографий, рисунков и т. д. По мнению самого исследователя, главная цель проекта «Визуализация Вертова» — «стать мостиком между областью киноведческих исследований и областью цифровых гуманитарных наук».

Источники:

Лев Манович «Визуализация Вертова» 

Лев Манович «Визуализация медиа: техники изучения больших медиаколлекций»

Лев Манович «Каталог Вертова» (пролог книги «Язык новых медиа»)

Дзига Вертов «Рождение “киноглаза”»