Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Анна Андреева

Путешествие в прошлое — заманчивая идея. Но полностью погрузиться в атмосферу древности только лишь читая книги или рассматривая сохранившиеся артефакты может быть сложно. К счастью, в наше время историкам доступно достаточно информации для того, чтобы получить целостное представление о быте древней цивилизации, а компьютерные технологии делают результаты их работы наглядными и увлекательными для любой аудитории.

Как это сделано?

Идея создать подобную 3D-модель появилась еще в середине 1990-х у группы исследователей из UCLA и других научных учреждений, например, университета Индианы. Технически же идея была реализована командой разработчиков из Flyover Zone. Всего в проекте принимало участие около 50 специалистов под руководством Бернарда Фришера (Bernard Frischer) — профессора университета Индианы, занимающегося археологией и топографией древнего Рима и его окрестностей.

Первая версия Rome Reborn была выпущена в 2007 году, после чего проект продолжает обновляться и совершенствоваться. На данный момент доступна уже третья версия, совмещенная с виртуальной реальностью, которая позволяет пройти по улицам города, полюбоваться видами домов и даже зайти в некоторые из них.

Про некоторые сооружения, такие как Колизей, у археологов есть много информации, поэтому их модели создавались после детального изучения материальных объектов, дошедших до нашего времени. Кроме того, про подобные постройки написано множество специализированных работ по истории искусства, из которых брались данные о внешнем виде, цвете, элементах декора.

3D-модель Колизея, созданная по историческим документам и сохранившейся части здания

Более подробно про то, как добывалась информация об облике некоторых зданий, можно посмотреть в гугл-документе, который находится в открытом доступе на сайте проекта.

В первой колонке приводится латинское название, потом — английское. Далее дается список литературы, в которой описывается объект (в примере — колонна Фоки). В последней колонке указаны примечания

Но, к сожалению, многих построек не сохранилось вовсе. В таком случае приходилось опираться на античные тексты, в которых содержится описание быта римлян. По таким литературным памятникам была воссоздана общая застройка города, какой она теоретически могла быть в прошлом.

Что получилось в итоге

Созданная 3D-модель содержит около 7 тысяч зданий на территории более 14 кв. км. Основные локации — Римский Форум, базилика Максенция, Колизей с окрестностями и Пантеон. Кроме того, есть возможность полетать на воздушном шаре и посмотреть на весь город с высоты. В скором времени, как пишут разработчики, будут добавлены императорские форумы и дворец.

Вид на центральную площадь. Слева и справа — базилики. Сзади — храм Юлия Цезаря. На переднем плане — Ростра с колоннами и отдельно стоящая колонна Фоки

Любой желающий может ознакомиться со многими разделами сайта бесплатно. Для одних объектов есть короткие обзорные видео, показывающие панорамы 3D-модели, для других — только скриншоты. В принципе, этого вполне достаточно для того, чтобы понять в общих чертах, как выглядел Рим в 320 году.

Тем же, кому это кажется недостаточным и хочется погулять по древним улицам самостоятельно в виртуальной реальности, придется заплатить за полную версию. В ней, остановившись на локации, можно послушать подробные объяснения лектора про историю данного места и особенности архитектуры. Кроме того, в платной версии есть и другие дополнительные опции, например, можно посмотреть, как выглядит соответствующее место в настоящее время, а после «прогулки» по виртуальному городу предлагается тест для закрепления полученных знаний.

Храм Весты и Триумфальная арка Августа

Как это используется?

Проект Rome Reborn — самая полная реконструкция Рима, не раз был отмечен в СМИ и неоднократно получал награды за вклад в развитие науки и образования.

В первую очередь, Rome Reborn может применяться на занятиях со школьниками. На сайте даже выложены подробные планы уроков с использованием этой программы, которые могут помочь учителям в организации учебного процесса.

Для любителей истории могут быть полезны отдельные маленькие приложения, посвященные триумфальным аркам, в которых подробно разбирается то, в каком историческом контексте они были созданы и что именно на них изображено.

А для тех, кто занимается историей или историей искусств профессионально, есть возможность посмотреть огромную коллекцию 3D-моделей статуй, которые тоже есть в проекте.

И, наконец, этот проект будет интересен туристам, которые могут посмотреть исторические реконструкции сооружений перед тем, как увидеть их в современном Риме.

Планы на будущее

Изначально рассматривался более сложный вариант — сделать интерактивный город с возможностью проследить его развитие со времен появления первых поселений на территории Лация до Средних веков. Однако это оказалось слишком масштабной задачей. К тому же самые ранние памятники плохо сохранились или вообще не дошли до наших дней, поэтому создать достоверные 3D-модели было бы чрезвычайно сложно..

На данном этапе работы над проектом пришлось остановиться на одном временном срезе, а именно 320 году нашей эры, когда Рим находился в состоянии расцвета. В тот момент в городе насчитывалось максимальное число жителей — несколько сотен тысяч людей. Здесь важно отметить еще и тот факт, что всего через несколько лет столица империи по указу императора Константина была перенесена на восток в Константинополь, так что Рим на долгое время оказался законсервированным, и новые постройки практически не возводились.

Что касается дальнейших планов команды разработчиков, на официальном сайте Flyover Zone указано, что предполагаются аналогичные 3D-модели для Афин, Египта и разных других исторических мест.

Сайт проекта: Rome Reborn