Журнал «Советское фото» издавался в Москве с 1926 по 1991 год. Это был единственный специализированный фотожурнал в Советском Союзе, рассчитанный на широкую аудиторию и профессиональных фотожурналистов, и фотографов-любителей. Поэтому сейчас ему нет равных в представлении официальной фотографической культуры СССР.

Несмотря на культурную изоляцию Советского Союза на официальном уровне, фотографическая культура часто пересекалась с ведущими парадигмами фотографии, которые развивались в то же время на Западе. Так, например, изображения семей, детей, рабочих и народных гуляний 1960-х годов напоминают визуальный язык гуманистической фотографии, который обычно ассоциируется с американским журналом «Life» и фотовыставкой The Family of Man, открытой в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1955 году.

Портреты, спортивные репортажи и городские пейзажи советских фотографов, а также эксперименты с цветными или оптическими искажениями 1970-х и 1980-х годов легко принять за изображения в ведущих западных фото-журналах того времени ( Camera, Швейцария). Обложки «Советского фото» наглядно демонстрируют, что фотографы в СССР часто использовали те же визуальные приёмы, что и их коллеги за рубежом, хотя работали они в разных политических режимах, культурных контекстах и экономических условиях.

Несмотря на большое значение журнала для изучения культуры СССР, исследовали его недостаточно. И вот в 2017 году команда лаборатории культурной аналитики из Льва Мановича, директора лаборатории, и двух научных сотрудников, Августина Индако (Agustín Indaco) и Элис Тифентале (Alise Tifentale) начала работу над анализом базы обложек «Советского фото».

База данных

«Советское фото» выходило ежемесячно за некоторыми исключениями. Например, в 1929 и 1930 годах журнал выходил два раза в месяц, а в 1934 году—один раз в два месяца. Издание журнала было приостановлено между 1942 и 1956 годами из-за Великой Отечественной войны и долгого послевоенного восстановления страны. Кроме того, в течение нескольких лет среди регулярных ежемесячных выпусков был двойной выпуск. Меньше всего сохранилось журналов из 1960-х годов: в базе данных содержится только один выпуск 1962 года, по два выпуска 1963 и 1964 годов и три выпуска 1966 года.

Изначально был подготовлен корпус из 455 обложек журналов, однако из-за большого количества неточностей первичной оцифровки (дубликаты, половинчатые сканы) в корпус вошло всего 401 хорошее изображение. Важно, что это число отражает только количество обложек в исследуемой базе данных, а не общее количество обложек.

Визуализация

Жизнь «Советского фото» охватывает все основные этапы культурной и политической истории страны: послереволюционный советский авангард 20-х, наступление сталинской диктатуры в 30-е, послевоенные годы и хрущевскую оттепель конца 50-х— начала 60-х, стагнацию и спад советской экономики в 70-е. Наконец, он свидетельствует о постепенных изменениях, которые произошли в 1980-х, приведших к окончательному распаду СССР в 1991 году, который также был годом выхода последнего номера журнала «Советское фото». Обложки журналов отражали историческую специфику каждого из этих моментов. Статья, написанная учеными по итогам их исследования, предлагает один из способов изучения этой истории через серию визуализаций, которые начинаются с более общего обзора всех обложек журналов и переходят в рассмотрение каждой отдельной обложки.

Как группируем и что видим

Коллаж из всех обложек

Коллаж на рисунке 1 показывает обложки журналов в хронологическом порядке, начиная с верхнего левого (1926) и заканчивая нижним правым (1991). Это представление позволяет нам заметить, как обложка менялась со временем.

Основные элементы дизайна оставались относительно неизменными, несмотря на различные политические и социально-экономические обстоятельства. С самого начала существования журнала на обложку всегда помещали «фото номера» и слова «Советское фото», а вот расположение названия и его шрифт проходит через несколько преобразований: от жирного дублирования названия на верхней и нижней части обложки в 1926 году (см. верхнюю строку визуализации) до гораздо более изящного и мелкого шрифта для названия в верхней части обложки в 1991 году (см. нижнюю строку визуализации).

Рисунок 1 показывает интересную динамику в использовании цвета. В 1920-х и 1930-х годах (примерно в верхней трети коллажа) цвет добавлялся к некоторым черно-белым фотографиям: вся обложка печаталась в монотонном (зелёном, красном) цвете, отличном от черного. На некоторых обложках печатались отдельные цветные блоки: красный, желтый или зеленый прямоугольники могли обрамлять фотографию.

В 1970-х годах (это десятилетие расположено примерно в середине коллажа) журнал становится стабильно-монохромным: отныне название печатается черным цветом на белом фоне в верхней части обложки, а фотография располагается в центре. Наконец, в 1980-х цвета возвращаются, но в другом качестве — печать цветных фотографий становится нормой.

Коллаж обложек журналов, опубликованных до и после Великой Отечественной войны

Рис. 2.1 Обложки всех журналов, напечатанных до Великой Отечественной войны
Рис. 2.2 Обложки всех журналов, напечатанных после Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война — важнейшая веха в истории Советского Союза, поэтому эти коллажи особенно интересно сравнить.

До войны:

  • Изображения, выбранные для обложек, основаны на сильных контрастах между объектом и фоном;
  • Доминирует одна выразительная форма, геометрия;
  • Преобладают портреты крупным планом или человеческая фигура в движении: спортсмены, рабочие и революционные лидеры

После войны:

  • В 1960-х и начале 1970-х гг.: продолжается довоенный подход — фотография занимает всю или почти всю обложку и демонстрирует один основной объект, который выделяется на нейтральном фоне;
  • В конце 1970-х и 1980-х гг. (нижняя половина) изображения становятся разнообразнее. Хотя портреты все еще популярны, на многих изображениях появляется множество мелких деталей, которые отличаются от визуальной ясности и простоты довоенных обложек.

Обложки журнала, сгруппированные по десятилетиям

1920-е и 1930-е гг. — самые изученные десятилетия в истории советского искусства, поэтому им было уделено особое внимание.

Эти два периода кардинально разнятся между собой, хотя в 30-х и ощущается некая преемственность предыдущего десятилетия. В обложках 1920-х гг. (рис. 3.1) виден экспериментаторский дух русского авангарда: с течением времени меняется шрифт названия, изображения динамичны (это видно как в позе моделей, так и в самой композиции).

В 1930-е годы, напротив, начинает просачиваться статика, классика и «закрепощение»; фотографии выполняются в классицистической манере, вокруг центрированного изображения остается много пустого пространства. На обложках всё чаще появляются портреты официальных лиц тех лет.

«Близкий взгляд» на отдельные обложки

Не каждая обложка этого журнала представляет собой культурную и художественную ценность, но если рассматривать каждую из них в отдельности, можно в полной мере выявить глубокие различия в дизайне и макете журнала, а также в выборе обложек. Например, в октябрьском номере журнала «Советское фото» за 1927 год была опубликована культовая фотография русского авангардиста и фотографа Александра Родченко (1924); начиная с 1930-х годов, вместо творческих и экспериментальных фотографий на обложках журналов все чаще появляются изображения Ленина и Сталина; а эпоха перестройки и духа гласности лучше всего воплощена на обложке августовского-сентябрьского номера журнала «Советское фото» за 1991 год, на которой изображена полуобнаженная модель среди книг, цветов и ярких этикеток (остродефицитного по тем временами лондонского сухого джина Gordon’s).

Первый анализ учёных подтверждает, что оцифрованные номера журналов могут служить полезным инструментом для более детального исследования событий в советской фотографии на протяжении всего ХХ века и контекстуализации их как части новой, более глобальной истории фотографии.

Источник: Exploring photography magazine Sovetskoe Foto, 1926–1991