По данным министерства просвещения РФ на начало учебного 2020/2021 года в стране трудились 1 318 077 учителей общеобразовательных школ. При этом в школах России было 26 222 вакантных места.
В январе прошлого года тогда еще министр просвещения Ольга Васильева в интервью «Российской газете» заявила, что в школах работает «почти полтора миллиона» учителей и не хватает «еще процентов десять».
Средний класс: who are you?
Независимо от того, кто и когда первым заговорил о «среднем классе» — Аристотель в Древней Греции или датская королева Каролина в XVIII веке — эту прослойку населения всегда определяли как людей, занимающихся умственным трудом, с достатком, которого хватает на нормальное существование. Очевидно, что учителя должны относиться к среднему классу.
При этом сейчас нет общепринятых критериев, чтобы определить, относишься ли ты к «белым воротничкам», т.е. среднему классу, а не к «синим воротничкам», т. е. к рабочему классу. Есть разные методики.
Всемирный банк
Главное — доходы. Всемирный банк вводит понятие «мирового среднего класса» и считает, что в этом классе годовой доход на душу населения составляет приблизительно 4-17 тысяч долларов (в международных долларах по курсу 2000 года). Значит, месячный доход составляет примерно 330-1416 международных долларов (8108-34794 рублей по курсу 2018 года).
Кроме того, Всемирный банк считает, что представителей среднего класса к 2030 году будет 15% от всего населения. Они будут обладать высоким уровнем потребления и ориентироваться на мировой рынок: покупать иностранные товары высокого качества, автомобили (возможно, подержанные), путешествовать и стремиться получить высшее образование по мировым стандартам.
Институт социологии РАН
Согласно этой методике, чтобы принадлежать к среднему классу, человек должен отвечать четырем критериям: иметь как минимум среднее специальное образование, его работа должна быть умственным трудом, на ней он обязан зарабатывать не ниже медианных значений зарплаты того места, где он живет, и он должен оценивать свой статус в обществе не ниже 4 баллов из 10
Росстат подсчитывает медианные зарплаты в апреле нечетных годов, так что по данным за 2019 год, в среднем по России представитель среднего класса должен зарабатывать не меньше 33 793 рублей 50 копеек.
Банк Credit Suisse
Швейцарский банк Credit Suisse ежегодно публикует доклад о благосостоянии населения разных стран. В России благосостояние совершеннолетнего населения составляет 5-25 тысяч долларов в год на человека. При этом благосостояние мирового среднего класса составляет 10-100 тысяч долларов в год на человека. Учитывая средние показатели курса рубль-доллар ЦБ РФ, можно сказать, что представитель среднего класса в России должен зарабатывать в месяц минимум 59 475 рублей по курсу за 2020 год или 53 850 рублей по курсу 2019 года.
Здесь и далее будет использован средний курс доллара, т.е. среднее арифметическое от значения официального курса рубля по ЦБ РФ
Бывший министр экономического развития М. С. Орешкин
Максим Орешкин, тогда еще министр экономразвития России, в декабре 2017 года заявил, что нижняя граница ежемесячного заработка среднего класса — это 20-30 тысяч рублей.
Учитывая инфляцию, сейчас эту границу можно определить в 22 122‑33 183 рублей.
Учитель в России, Россия в учителе
Наиболее полный и емкий портрет российского учителя составил проект Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) в 2018 году. Это был третий этап, предыдущий датирован 2013 годом.
TALIS — это первое международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития. В фокусе внимания исследования находятся учебная среда и условия работы учителей в общеобразовательных организациях. На первом этапе исследования в 2008 году в проекте участвовали 24 страны, в 2013 году — 37 стран, в 2018 году — 46 стран.
Миссия проекта — «предоставить полезные для принятия политических решений данные и анализ» по таким вопросам, как роль и функционирование школьного управления, оценка работы учителей и получение ими обратной связи, профессиональное развитие учителей, установки и взгляды учителей по поводу преподавания и педагогических практик. В проекте отмечают, что в России постепенно падает число молодых преподавателей: число учителей в возрасте до 25 лет сократилось с 4,7% до 3,9%, а доля учителей старшей возрастной группы (50 и более лет) увеличилась с 40% до 42%.
Если тенденция не прекратится, то в будущем нас ждет большой кадровый голод, когда большинство преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста все-таки уйдут на пенсию.
Как мы видим, требование об образовании Института социологии РАН выполняется. Впрочем, это логично, так как прийти преподавать в школе без образования практически невозможно, что и отражено в статистике.
На диаграмме сравниваются показатели России и стран, принявших участие в TALIS (в открытых отчетах нет данных по отдельным странам). В среднем Россия выигрывает у TALIS, но у нас мало «категорически согласных» с тем, что учитель — это престижная профессия, и много просто «согласных», то есть людей, которые вполне могут ориентироваться не на современную социальную ситуацию, а на отголоски социальной ситуации прошлого. В СССР работать учителем было престижно. И версия о мнениях, основывающихся на прошлом, косвенно подтверждается, если учитывать средний возраст российского учителя.
Учителя литературы отметят истинно русскую литературную традицию у самих учителей: думать о мире и, одновременно с этим, страдать. 53% учителей считают, что учитель — это уважаемая профессия в обществе, и в то же время своей зарплатой недовольны 68%. А что, если не зарплата, показатель твоей ценности, особенно если ты госслужащий?
Недовольство зарплатой становится понятным, если посмотреть на количество задач у современного учителя и сколько суммарно в часах занимают задачи, связанные непосредственно с преподаванием:
Ставка (один оклад) преподавателя — это 18 академических часов. Судя по статистике TALIS, в России почти все преподаватели берут 1,5 или 2 ставки, хотя по Трудовому Кодексу РФ продолжительность рабочего дня преподавателя с учетом не преподавательской нагрузки должна составлять не более 36 часов в неделю.
За(р)платы
Посмотрим на то, как изменилась зарплата учителей за 10 лет.
По данным Росстата, ситуация на севере и востоке страны лучше, чем в европейской части России (за исключением Москвы). При этом невозможно не заметить «проплешину» в центре страны — Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, а также Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа.
А центрами устойчивого развития можно назвать Москву и область, Мурманскую, Челябинскую, Тюменскую и Хабаровскую области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейскую автономную область и Камчатский край.
При этом Росстат считает зарплаты без учета НДФЛ и учитывает только оклады, а не премии и надбавки, которые могут на время исчезать из зарплатных ведомостей. В министерстве просвещения об этом знают и отмечают, что бо́льшая часть зарплаты учителей должна состоять из оклада, а не надбавок.
В интервью «Российской газете» экс-министр просвещения Ольга Васильева заявила, что ведомство стремится, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей расходовалось на оклады за одну ставку — то есть за 18 уроков в неделю, а оставшиеся 30% — на надбавки.
«Такие рекомендации регионы получают каждый год. Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, надбавки и стимулирующие выплаты», — сообщила Васильева, отметив, что «далеко не все [регионы] эту пропорцию — „70 на 30“ — соблюдают».
«Министр подчеркнула, что нередко зарплата учителя в отчетах губернаторов достигает средней по региону только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работая на 1,5 ставки и больше» — текст «Российской газеты».
Но даже при условии, что учителя в России буквально работают «за себя и за того парня, стоит посмотреть на динамику заработных плат учителей за 10 лет с учетом инфляции (85,08% за десять лет) — и становится понятно, что работа за двоих, а то и троих не помогает.
После учета инфляции, к центрам развития добавились Алтайская республика и Красноярский край.
При этом ситуация в Ханты‑Мансийском и Ямало‑Ненецком автономных округах — катастрофическая. С учетом инфляции учителя потеряли до 10 тысяч рублей!
С 2010 года МРОТ вырос в 2,8 раза — с 4 330 до 12 130 рублей. В то же время не все регионы успевают повышать зарплаты, и зарплата учителя все ближе к минимальному размеру оплаты труда.
Если в стране есть инфляция, то зарплаты должны ее обгонять. Но если при повышении МРОТ не повышаются зарплаты учителей, то, во-первых, считать профессию уважаемой в обществе сложно, и, во-вторых, учителя де‑факто становятся ближе к границе бедности. А средний класс — это далеко не бедность.
Повышение зарплат обгоняет повышение МРОТ лишь в восьми регионах: Севастополе (но не в Крыму в целом!), Дагестане, Пензенской, Челябинской и Мурманской областях, Алтайской республике и Хакасии, а также в Еврейской автономной области. Из прошлых «лидеров» остается только Челябинская область и Еврейская АО.
Из списка развивающихся можно вычеркнуть Дагестан и Пензенскую области, с учетом того, что повышение заработных плат лишь на сотые доли процента обгоняет повышение МРОТ.
Продукты. Сага о полупустом холодильнике
Если вычесть из средней зарплаты один прожиточный минимум (у каждого региона он свой), то самыми «пострадавшими» регионами будут Забайкальский край, Карачаево-Черкессия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Чечня, Удмуртия и Ханты‑Мансийский автономный округ. «Свободная» часть зарплаты учителей будет чуть ниже прожиточного минимума (и МРОТа) по России в целом — в пределах 11‑12 тысяч рублей.
Но средний класс на свои средства живет свободно, а не питается на один прожиточный минимум. Что останется от зарплат учителей, если отнять от них два региональных прожиточных минимума?
Самые «свободные» в денежном отношении учителя в регионах располагают от 10 до 20 тысяч рублей. Есть регионы, где у учителей очень много «свободных денег»: Москва (45 062 руб.), Челябинская (79 041 руб.), Мурманская (27 809 руб.) и Тюменская (51 655 руб.) области, Ненецкий (46 148 руб.) и Чукотский АО (35 686 руб.), Камчатский (28 716 руб.) и Хабаровский край (47 523 руб.) и Еврейская АО (60 742 руб.).
При этом есть регионы, где зарплаты уходят в минус: в Кабардино-Балкария (долг в 279 рублей), Забайкальский край (долг в 611 рублей) и Ханты-Мансийский АО (долг в 5 458 рублей)!
Can a car?
По определению института современного образования, в хозяйстве людей среднего класса должно быть два автомобиля. Сколько учителю придется копить со свободных денег на один новый отечественный автомобиль и одну иномарку?
Учитель в Чечне будет копить на отечественный автомобиль более 69 лет, в целом более пяти лет на автомобиль будут копить учителя из 48 регионов. Учителя из 26 регионов будут копить на авто от двух до пяти лет. Восемь регионов — будут копить до двух лет. Трое не накопят никогда. При этом средняя продолжительность жизни в России составляет 73,4 года.
Более 100 лет на иномарку будут копить пять регионов (Чечня, Удмуртия, Новгородская область и Ивановская область и Башкортостан), более 50 лет — два региона (Карачаево‑Черкессия и Якутия). Года и даже двух лет накоплений не хватит никому.
(Не)движимость
Свое жилье важнее автомобиля. Мы решили посмотреть за сколько лет учитель накопит себе на квартиру в 60 кв. м — это средняя площадь двушки и довольно близко к средней площади квартиры в России.
В среднем все не очень хорошо в европейской части России и лучше в тех самых центрах развития (богатых нефтяных и северных регионах вроде Тюмени, Мурманска), при проблемных зонах в Кабардино‑Балкарии, Ханты-Мансийском АО и Забайкальском крае. Есть еще девятнадцать регионов, где копить будут больше половины средней продолжительности жизни. Сравнительно быстро (до 10 лет) накопят в восьми регионах: Челябинская и Тюменская области, Севастополь, Еврейская АО, Ненецкий АО, Ингушетия, Хабаровский край и республика Алтай.
Самоощущение
Большинство учителей сходятся на том, что должны чувствовать себя представителем среднего класса. Вот эти смски прислали на передачу «Реальные цифры» телеканала ОТР:
- «Бурятия Мухоршибирский район зарплата за 21 ч. составляет 7500 руб. У меня 3 детей. Как дальше жить?»
- «Алтайский край, г.Змеиногорск, 33 часа, 13045»
- «Нагрузка 40 часов. Оплата 16 700 рублей. г. Барнаул»
- «Кемеровская обл. Моя мама учитель высшей категории получает за 45 часов 25 тыс. рублей оклад 6723 плюс север.150процен. При стоим.хлеба 52руб.ХМАО»
- «Я детям рассказываю о честности, нравственности, доброте, любви, а сама думаю: дети, я не тому вас учу! Честным, нравственным и добрым воздается по заслугам только в литературных произведениях, а в жизни вы будете приходить домой и считать дни до весны, когда опять пойдет зелень с огорода и станет хоть чуточку легче! В двадцать первом веке я, учитель литературы высшей категории, радуюсь: слава богу, зиму пережили! Летом не так голодно. И это не война, не революция — это считается нормальной жизнью. Зарплата со всеми надбавками, полторы ставки — 15 000р»
Те учителя, кто подумал, что их ситуация похожа на описанную выше, — исключаются из среднего класса по критериям института социологии РАН.
Судя по карте выше, все российские учителя отвечают критерию среднего класса с точки зрения дохода. Однако Росстат считает зарплаты без учета НДФЛ и учитывает только оклады, учителя вынуждены работать на 1,5-2 ставки (работая 32,6 урока в неделю в среднем по стране).
Не везёт с деньгами, повезёт в… других критериях?
Представитель среднего класса обладает высоким уровнем потребления и ориентируется на мировой рынок: покупает иностранные товары высокого качества, импортные автомобили, путешествует «и имеет возможность получить высшее образование по мировым стандартам» — таковы критерии Всемирного банка.
Как мы увидели, российский учитель не может ориентироваться на иностранные товары — не с той динамикой сближения с границей МРОТ, подобной Титанику и айсбергу. Так что согласно критериям Всемирного банка российский учитель — не средний класс, несмотря на выполнение главного критерия по доходам.
Если судить по определению института социологии РАН, большинство учителей в России отвечает многим критериям среднего класса: имеют как минимум среднее специальное образование, их работа — умственный труд, зарабатывают они не ниже медианных значений зарплаты в России (де-юре). Учитель также должен ощущать себя представителем среднего класса, предполагают социологи. А вот с этим проблемы.
Это демонстрируют не только присланные в ТВ-эфир сообщения. Согласно опросу TALIS, 57% не считают профессию престижной (13% вообще категорически не согласны), а бо́льшая часть учителей (68%) не считают оплату своего труда достойной. Хотя престижной профессию считают 43% учителей, при этом часть из них считают, что им платят недостаточно. Все это не позволяет считать, что критерии института социологии РАН выполняются. Учитель в России — не средний класс.
Критерии швейцарского банка Credit Suisse (о годовом заработке в $ 5 000 — 25 000) не выполняются в 30 регионах России. Это преимущественно регионы европейской части страны, где традиционно проживает больше человек, чем в азиатской ее части. Так что учителя нельзя считать средним классом, исходя из критериев Credit Suisse.
В институте современного развития считают, что представитель среднего класса должен зарабатывать 129 770-161 550 рублей, что оказалось невыполнимо даже для Москвы.
По Максиму Орешкину нижняя граница среднего класса — это 20-30 тысяч рублей. Даже с учетом инфляции, это единственный критерий, который выполним по всей стране. М.С. Орешкин заявлял , что средний класс в каждой стране разный и зависит это от экономического состояния страны. Это единственный критерий, о соответствии которому вы можете принять решение сами.
Источники
- Реестр - Открытые данные Минобрнауки: Количество вакантных мест педагогических работников в субъектах Российской Федерации
- Федеральная служба государственной статистики: величина прожиточного минимума
- Global Wealth Report 2018: US and China in the lead
- Т-Ж. Средний класс в России. Сколько надо зарабатывать, чтобы в него попасть
- World Bank Document
- Средний класс в современной России: 10 лет спустя. ФНИСЦ РАН, 2014