«Берлиоз выпучил глаза. „За завтраком… Канту?.. Что это он плетет? “ — подумал он.»
М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Недоверие атеиста Берлиоза к словам подсевшего «иностранца» о его беседе с Иммануилом Кантом за утренней трапезой можно понять еще и потому, что традиционные встречи в своем доме, на которых собирался кенигсбергский истеблишмент, последний назначал на обед. Уже скоро любой желающий сможет очутиться за этим обеденным столом, а также побывать в других помещениях кенигсбергского дома, в котором с 1783 по 1804 год проживал и преподавал автор знаменитых «Критик», основоположник немецкой классической философии. Команда Центра социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта (Баранова Е.В., Верещагин В.А., Маслов В.Н.) создает «Виртуальный дом Канта».
К работе также привлечены специалисты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (М.Ю. Сидляр), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Д.И. Жеребятьев), Марбургский университет имени Филиппа, Германия (В. Штарк). Проект 3D-реконструкции предполагает визуализацию внешнего вида и помещений особняка — кабинета, столовой, библиотеки, лекционного зала, спальни, — объединённых в интерактивную панораму.
Судьба дома Канта
В конце XIX в. здание, в котором ранее жил Кант, было перестроено и переоборудовано под коммерческие цели: в нем расположились несколько магазинов. Как видно на единственном снимке, запечатлевшем внешний вид здания в XIX веке, помимо размещенных на нем рекламных материалов, изменения в основном касались переделки фасадных окон во входные двери и витрины магазинов. Всего через несколько лет после того, как была сделана фотография, на этом месте было построено новое здание.
На что опирались при реконструкции
Основным источником для реконструкции стала работа служащего муниципального строительного управления Кенигсберга — Вальтера Курке: в 1917 г. на основе земельных книг, а также воспоминаний владельца дома профессора Доббелина, он воссоздал внешний и внутренний облик дома. Также ученые использовали гравюры, открытки, картины этого периода, работы зарубежных и отечественных кантоведов.
Работа началась с составления чертежей и планировок дома. Кант приобрел его 30 декабря 1783 года у наследников портретиста Иоганна Готлиба Беккера при посредничестве лорд-мэра Теодора Готлиба Хиппеля. Это был двухэтажный дом с пристройкой и сводчатым подвалом 54 фута 6 дюймов в ширину со стороны улицы, 23 фута 4 дюйма справа и 26 футов в глубину слева. На нижнем этаже дома в одном крыле находился лекционный зал, а в другом — комната повара.
Планировка верхнего этажа включала столовую, библиотеку, спальню, напротив них — гостиная и кабинет, окна которого выходили на восток, с видом на несколько садов; слуга жил на маленьком чердаке. Стены в доме были побелены, мебель простая, предметы обихода — не в изобилии. После смерти философа 10 марта 1804 года дом был оценен мастером-плотником Келером и мастером-каменщиком Хеллером в 3500 флоринов.
В процессе работы со специалистом из ТГУ им. Г.Р. Державина был выявлен и исправлен ряд неточностей в реконструкции внешнего облика дома: изменено количество люкарн, сделаны скатные крыши к каждой их них, создана крыша ангарного типа.
Как выглядели обеды у Канта
Следующим шагом стала поэтапная реконструкция столовой, библиотеки и лекционной комнаты. Это работа стала самой сложной. Сначала был создан экстерьер каждой из комнат, затем модель наполнялась предметами интерьера. При воссоздании столовой специалисты опирались на картину Эмиля Дёрстлинга «Кант и его сотрапезники». В 1892 году кёнигсбергский банкир и меценат Вальтер Симон поручил художнику, автору исторических полотен, картину, изображающую Канта в его доме в качестве хозяина. Руководствуясь сочинением Кристиана Фридриха Ройша «Кант и его сотрапезники» (1847) Дёрстлинг изобразил известных кёнигсбержцев, бывших частыми гостями Канта. В музее восстановленного Кёнигсбергского кафедрального собора в Калининграде висит копия этой картины. В столовой находились стол, шесть льняных стульев и столовые приборы на шесть персон.
Застольные вечеринки Канта в Кенигсберге, на которые он приглашал своих друзей в обед, были такими же легендарными, как и круглые столы Фридриха Великого в Потсдаме. Все предметы быта — посуда, мебель и другое, — декор, а также еда нашли отражение в реконструкции.
После столовой был воссоздан лекционный зал — площадью 35 квадратных метров с двумя окнами и дверью. Его пространство заполнили типичными простыми скамьями, широко представленными на картинах XVIII в., перед ними поставлена небольшая кафедра, на стенах размещены подсвечники и карта.
Использовались в реконструкции и фотоизображения небольшого количества реальных вещей Канта, хранившихся в музее в Кенигсберге — треуголки, трости, секретера и пуговицы.
Почему для моделирования выбрали 3ds MAX
Работать в пакете 3ds MAX непросто и трудоемко. Но этот высокопрофессиональный инструмент позволяют наиболее точно и реалистично смоделировать полигональную сетку объектов, наложить на нее текстуру и настроить освещение. Использование плагина VRay позволяет добиться фотореалистичной визуализации высокого качества.
При этом программа 3ds MAX совместима с такими архитектурными программами как AutoCAD и ArchiCAD. Есть возможность импортировать созданные там объекты, для дальнейшей проработки.
Что дальше
Восстановление библиотеки дома — наиболее сложная часть проекта, над которой трудится сейчас его коллектив. В 1922 году кенигсбергский юрист и исследователь Артур Варда опубликовал справочник книг Иммануила Канта: на момент смерти владельца она состояла всего из 500 томов (включая множество небольших брошюр), большинство из них посвящены физико-математическим и философским вопросам.
Розыск и оцифровка книг из перечня Варда ведется параллельно с реконструкцией дома. В планах реализовать интерактивный функционал, который позволит «брать» книги с полок и листать их в 3D-формате, — а также переходить в режим электронного чтения.
В 2024 г. состоится Международный Кантовский конгресс — посвященный 300-летию со дня рождения философа. Немецкое Кантовское общество (Kant-Gesellschaft) приняло решение провести его в Калининграде на базе Балтийского федерального университета, носящего имя великого юбиляра. Помимо научных мероприятий запланировано большое число проектов, связанных с туристической привлекательностью региона — восстановление «тропы Канта», разработка нового туристического маршрута, большая издательская программа, сувенирная продукция и многое другое.
Проект «Эпоха Иммануила Канта» не ограничивается только 3D-реконструкцией дома философа в Кёнигсберге. Совместно со специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова будет создана интерактивная экскурсия по реконструируемым объектам на платформах Twinmotion 2020.2 комнаты и/или отдельные предметы интерьеров будут размещены на онлайн платформе 3D-моделей Sketchfab.
Е.В. Баранова, В.А. Верещагин, В.Н. Маслов, М. М. Лопатин
Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград