«Берлиоз выпучил глаза. „За завтраком… Канту?.. Что это он плетет? “ — подумал он.»
М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Недоверие атеиста Берлиоза к словам подсевшего «иностранца» о его беседе с Иммануилом Кантом за утренней трапезой можно понять еще и потому, что традиционные встречи в своем доме, на которых собирался кенигсбергский истеблишмент, последний назначал на обед. Уже скоро любой желающий сможет очутиться за этим обеденным столом, а также побывать в других помещениях кенигсбергского дома, в котором с 1783 по 1804 год проживал и преподавал автор знаменитых «Критик», основоположник немецкой классической философии. Команда Центра социально-гуманитарной информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта (Баранова Е.В., Верещагин В.А., Маслов В.Н.) создает «Виртуальный дом Канта».
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image3-3.jpg)
К работе также привлечены специалисты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (М.Ю. Сидляр), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Д.И. Жеребятьев), Марбургский университет имени Филиппа, Германия (В. Штарк). Проект 3D-реконструкции предполагает визуализацию внешнего вида и помещений особняка — кабинета, столовой, библиотеки, лекционного зала, спальни, — объединённых в интерактивную панораму.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image5-2.jpg)
Судьба дома Канта
В конце XIX в. здание, в котором ранее жил Кант, было перестроено и переоборудовано под коммерческие цели: в нем расположились несколько магазинов. Как видно на единственном снимке, запечатлевшем внешний вид здания в XIX веке, помимо размещенных на нем рекламных материалов, изменения в основном касались переделки фасадных окон во входные двери и витрины магазинов. Всего через несколько лет после того, как была сделана фотография, на этом месте было построено новое здание.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image4-2.jpg)
На что опирались при реконструкции
Основным источником для реконструкции стала работа служащего муниципального строительного управления Кенигсберга — Вальтера Курке: в 1917 г. на основе земельных книг, а также воспоминаний владельца дома профессора Доббелина, он воссоздал внешний и внутренний облик дома. Также ученые использовали гравюры, открытки, картины этого периода, работы зарубежных и отечественных кантоведов.
Работа началась с составления чертежей и планировок дома. Кант приобрел его 30 декабря 1783 года у наследников портретиста Иоганна Готлиба Беккера при посредничестве лорд-мэра Теодора Готлиба Хиппеля. Это был двухэтажный дом с пристройкой и сводчатым подвалом 54 фута 6 дюймов в ширину со стороны улицы, 23 фута 4 дюйма справа и 26 футов в глубину слева. На нижнем этаже дома в одном крыле находился лекционный зал, а в другом — комната повара.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image7.jpg)
Планировка верхнего этажа включала столовую, библиотеку, спальню, напротив них — гостиная и кабинет, окна которого выходили на восток, с видом на несколько садов; слуга жил на маленьком чердаке. Стены в доме были побелены, мебель простая, предметы обихода — не в изобилии. После смерти философа 10 марта 1804 года дом был оценен мастером-плотником Келером и мастером-каменщиком Хеллером в 3500 флоринов.
В процессе работы со специалистом из ТГУ им. Г.Р. Державина был выявлен и исправлен ряд неточностей в реконструкции внешнего облика дома: изменено количество люкарн, сделаны скатные крыши к каждой их них, создана крыша ангарного типа.
Как выглядели обеды у Канта
Следующим шагом стала поэтапная реконструкция столовой, библиотеки и лекционной комнаты. Это работа стала самой сложной. Сначала был создан экстерьер каждой из комнат, затем модель наполнялась предметами интерьера. При воссоздании столовой специалисты опирались на картину Эмиля Дёрстлинга «Кант и его сотрапезники». В 1892 году кёнигсбергский банкир и меценат Вальтер Симон поручил художнику, автору исторических полотен, картину, изображающую Канта в его доме в качестве хозяина. Руководствуясь сочинением Кристиана Фридриха Ройша «Кант и его сотрапезники» (1847) Дёрстлинг изобразил известных кёнигсбержцев, бывших частыми гостями Канта. В музее восстановленного Кёнигсбергского кафедрального собора в Калининграде висит копия этой картины. В столовой находились стол, шесть льняных стульев и столовые приборы на шесть персон.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image2-2.jpg)
Застольные вечеринки Канта в Кенигсберге, на которые он приглашал своих друзей в обед, были такими же легендарными, как и круглые столы Фридриха Великого в Потсдаме. Все предметы быта — посуда, мебель и другое, — декор, а также еда нашли отражение в реконструкции.
После столовой был воссоздан лекционный зал — площадью 35 квадратных метров с двумя окнами и дверью. Его пространство заполнили типичными простыми скамьями, широко представленными на картинах XVIII в., перед ними поставлена небольшая кафедра, на стенах размещены подсвечники и карта.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image6-1.jpg)
Использовались в реконструкции и фотоизображения небольшого количества реальных вещей Канта, хранившихся в музее в Кенигсберге — треуголки, трости, секретера и пуговицы.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2021/04/image1-4.jpg)
Почему для моделирования выбрали 3ds MAX
Работать в пакете 3ds MAX непросто и трудоемко. Но этот высокопрофессиональный инструмент позволяют наиболее точно и реалистично смоделировать полигональную сетку объектов, наложить на нее текстуру и настроить освещение. Использование плагина VRay позволяет добиться фотореалистичной визуализации высокого качества.
При этом программа 3ds MAX совместима с такими архитектурными программами как AutoCAD и ArchiCAD. Есть возможность импортировать созданные там объекты, для дальнейшей проработки.
Что дальше
Восстановление библиотеки дома — наиболее сложная часть проекта, над которой трудится сейчас его коллектив. В 1922 году кенигсбергский юрист и исследователь Артур Варда опубликовал справочник книг Иммануила Канта: на момент смерти владельца она состояла всего из 500 томов (включая множество небольших брошюр), большинство из них посвящены физико-математическим и философским вопросам.
Розыск и оцифровка книг из перечня Варда ведется параллельно с реконструкцией дома. В планах реализовать интерактивный функционал, который позволит «брать» книги с полок и листать их в 3D-формате, — а также переходить в режим электронного чтения.
В 2024 г. состоится Международный Кантовский конгресс — посвященный 300-летию со дня рождения философа. Немецкое Кантовское общество (Kant-Gesellschaft) приняло решение провести его в Калининграде на базе Балтийского федерального университета, носящего имя великого юбиляра. Помимо научных мероприятий запланировано большое число проектов, связанных с туристической привлекательностью региона — восстановление «тропы Канта», разработка нового туристического маршрута, большая издательская программа, сувенирная продукция и многое другое.
Проект «Эпоха Иммануила Канта» не ограничивается только 3D-реконструкцией дома философа в Кёнигсберге. Совместно со специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова будет создана интерактивная экскурсия по реконструируемым объектам на платформах Twinmotion 2020.2 комнаты и/или отдельные предметы интерьеров будут размещены на онлайн платформе 3D-моделей Sketchfab.
Е.В. Баранова, В.А. Верещагин, В.Н. Маслов, М. М. Лопатин
Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград