Ранее мы рассказывали о том, что такое онлайн-кладбище, как появился этот феномен и как трансформируется отношение к кладбищам в новой реальности. Об этом вы можете прочитать здесь.
В гуманитарных науках пока нет четкой классификации виртуальных кладбищ, потому что это достаточно новое и уникальное явление. Сейчас социологи выделяют следующие виды виртуальных кладбищ: ритуальные агентства, страницы умерших в соцсетях, онлайн-мемориалы.
Ритуальные агентства
Здесь виртуальное траурное пространство прямо связано с реальным местом усопшего.
На надгробиях можно поместить я QR-коды (специальный код, на котором хранится информация об ушедшем, его можно прикрепить на памятник). Такую услугу уже активно внедряют ритуальные агентства при поддержке цифровых ритуальных сервисов
Появляются экраны на могилах: специальный dashboard, который работает, когда датчики фиксируют рядом активность, и на экране появляются видеоролики, текст или слайд-шоу с фотографиями усопшего.
Развиваются NFC-надгробия — это микрочип, который может быть внедрен в памятник. Устройство может хранить до 1000 слов и изображений, которые потом передаются на смартфон с чипом NFC.
Появляются техно-кладбища. Например, в Японии функционирует целое технологическое кладбище Ruriden. Кладбище хранит множество урн с прахом, вход осуществляется по специальной смарт-карте. После того, как человек приложил карту, нужная ячейка с прахом усопшего подсвечивается определенным цветом.
В период COVID-19 активно начала появляться услуга онлайн-похорон, где родственникам и близким усопшего предлагалось провести церемонию прощания в ZOOM или другом подобном приложении. После COVID-19 эта практика продолжила свое существование, так как сейчас, например, кто-то не смог приехать на похороны по каким-либо иным причинам — из-за проживания в другой стране или срочной командировки.
Страницы умерших пользователей в социальных сетях
После смерти пользователя его страница в соцсети становится «мемориалом памяти».
Социальные сети ВКонтакте, Facebook, Instagram* и т. д. действительно можно считать виртуальным кладбищем, так как страница мертвого человека способна на просторах социальной сети превратиться в онлайн-мемориал, где другие пользователи могут совершать практики поминовения.
Исследователи делают прогноз, что уже к 2070 году умерших пользователей соцсети станет больше, чем живых. Поэтому администрации соцсетей сталкиваются с тем, что нужно начать пересматривать взаимодействие живых и мертвых пользователей в социальных сетях. У некоторых пользователей соцсетей уже бывали случае, когда соцсеть предлагает «добавить в друзья» умершего человека или выдает плашку «Сегодня день рождения у вашего друга, поздравьте его!», а друга уже нет в живых.
Из-за присутствия умерших в публичном пространстве начинают возникать паблики, демонстрирующие страницы мертвых людей, например, vk.com/deadpagesvk или https://vk.com/rip_pages. Но специфика таких виртуальных кладбищ заключается в том, что умерший человек и участник сообщества не имеют родственных или дружественных отношений друг с другом, что приводит к десакрализации смерти. Так, мы начинаем наблюдать проявления RIP-троллинга (оскорбления и насмешки в адрес умершего человека). Психологи говорят, что таким образом человек хочет привлечь к себе внимание или справиться со страхом смерти.
Также появился термин Death Tourism (посещение различных групп смерти или страничек мертвых пользователей в интернете). По сути, любого человека, кто посещает страницу умершего человека или группы смерти, можно назвать Death Tourist.
Онлайн-мемориалы
Здесь образ умершего человека становится симулякром — копией, подменяющей оригинал. Так как нет ни материальной, ни виртуальной причастности человека к месту, необходимо создать новое пространство, чтобы запечатлеть память о человеке.
В пространстве таких онлайн-мемориалов, как и на обычном кладбище, люди начинают создавать поминальные практики: оставляют памятные комментарии, отправляют картинки и ставят поминальные свечи и т.д.
В России существует множество таких сайтов, например, «Помню.Рус», Umer.ru, «Помним-онлайн» и др. Все они созданы по одному жанру: описание проекта, страницы умерших людей в виде плашек с фотографиями и возможность оставить памятный комментарий.
Проблема таких виртуальных кладбищ в том, что они не связаны с присутствием в них покойных людей. Эти страницы памяти не отсылают к индивиду в реальном мире к месту захоронения. Также онлайн-мемориалы не являются виртуальным пространством, где раньше действовали умершие в качестве пользователей сети. Поэтому подобные сайты вызывают много вопросов у людей, например, «зачем трогать души умерших людей, создавая для них виртуальную могилу?», «когда мы приходим на физическое кладбище, мы приходим к усопшему, а к кому мы будем приходить здесь?», «зачем афишировать свое горе?» и т. д.
С другой стороны, такие сервисы и сайты могут быть полезными, например, для тех, кто живет далеко от физической могилы и не имеет возможности посетить ее. Или для кого-то это может оказаться подходящим способом выражения горя и соболезнований.
Оторванность места в онлайн-пространстве от реального надгробия и от присутствия умершего пользователя в Интернете объясняет возникновение «липовых онлайн-мемориалов». Люди начинают создавать виртуальные памятники знаменитостям и тем, кто никогда не существовал цифровой среде: например, третьи лица регистрируют онлайн-мемориал Юрия Гагарина или Николая I.
Новая реальность
Помимо основных видов, существуют и подвиды виртуальных кладбищ. Например, в декабре 2021 года команда Opera GX запустила первое виртуальное кладбище геймеров. Там устанавливаются виртуальные могилы тем, кто перестали играть в игры по разным причинам. 8-битное цифровое надгробие может сделать любой желающий. Согласно статистике проекта, там уже есть более 26 тыс. ушедших из разных игр ников игроков. При заходе на страничку с цифровым воспоминанием об игроке можно нажать F, чтобы отдать ему дань уважения.
Также существуют виртуальные кладбища домашних животных. Люди могут создать страницу памяти своего питомца на сайте. Первое виртуальное кладбище домашних животных было создано жительницей Кейп-Канаверала (США, Флорида) Джинни Бранкато и называется Rainbow Bridge.
В России отдельно хочется выделить сайт «Зоорай», который был создан в 2005 году Алексеем Козыревым. Алексей решил создать виртуальное кладбище после смерти кота Шмыги, а красочный и яркий дизайн сайта переносит нас в легенду о радужном мосте и дарит ощущение теплоты и спокойствия. Здесь хозяева создают мертвым питомцам не надгробия, а домики. Под каждым виртуальным домиком есть страница памяти, где можно оставить пожелание или подарок в виде виртуальной открытки. Хозяева рассказывают истории жизни питомца, его последние часы жизни, а также открыто делятся своим горем. Есть также уникальная практика «письмо питомца с радуги», где питомец в лице хозяина может написать письмо о том, как ему живется на радуге, как сильно он соскучился по хозяину и т.д.
Смерть — это всегда столкновение частного и публичного. И виртуальные кладбища являются этому подтверждением. Благодаря цифровым технологиям, у нас повысился уровень свободы, мы можем открыто и публично говорить и писать своем горе и утрате. Но, с другой стороны, появляется много отклоняющихся практик, которые превращают виртуальные кладбища в рассадник черного юмора.
[1] Gilbert N., Sofka M. Dying, Death, and Grief in an Online Universe: For Counselors and Educators. Springer Publishing Company, 2012. P. 8–24. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/.
* принадлежат компании «Meta», признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Источники:
Как похоронить котенка в интернете
Феномен танатосенситивности цифровой среды
Малаканова О.А., Табеева Ю.А. Феномен виртуальных кладбищ
Рунаев Т. А. Виртуальные кладбища как коммеморативные практики: разновидности и векторы развития