Словосочетание «дистанционное образование», наверное, сегодня вызывает содрогание у студентов, школьников и преподавателей по всему миру. Но дистант появился гораздо раньше: в 2028 году этому формату исполнится 300 лет, а полноценное онлайн-обучение впервые появилось в 80-х годах XX века.
Чему учили на дистанционке в XVIII веке
Дистанционный формат появился в XVIII веке. Правда, тогда это и выглядело, и называлось по-другому. Назывался прапрадед дистанта корреспондентским обучением и осуществлялся посредством почты: студентам присылали учебные материалы и задания, а затем они отправляли их профессору на проверку.
Первое упоминание корреспондентского обучения относится к 1728 году: американский профессор Калеб Филипс организовал дистанционные курсы стенографического письма. Знаем мы о них благодаря его объявлению в Boston Gazette: «Все желающие научиться стенографии из провинции могут подписаться на еженедельную рассылку учебных материалов». Результат обучения был гарантирован такой же, как если бы студенты жили в Бостоне и посещали очные занятия. Однако такой курс не предусматривал обратной связи и проверки преподавателем студенческих работ.
SkyEng по почте в XIX веке
По-настоящему похожими на дистанционные уроки в современном понимании можно считать курсы британского ученого-стенографа Айзека Питмана: в них предусматривалась проверка и корректура выполненных студентами работ, а не только рассылка учебных материалов. Первый такой курс появился в 1840 году, а затем по тому же принципу в 1856 были организованы первые языковые школы в Германии.
Основатели первых дистанционных школ — француз Шарль Туссан и немец Густав Лангеншайдт — подчеркивали в своих брошюрах, что обратная связь хоть и предусмотрена, но вряд ли будет необходимой, поскольку все тонкости предмета подробно изложены в учебных материалах. Их методика (впоследствии ее так и назовут: «методика Туссена-Лангеншайдта» или «MeTouLa») была основана в большей степени на обучении студентов разговорному иностранному языку, а не правильной грамматике. Несмотря на то, что у студента не было примера правильного произношения на иностранном (например, общения с преподавателем), в учебных материалах был дословный подстрочный перевод и простая фонетическая транскрипция.
Прабабушка курсеры
Не просто дистанционные курсы, а настоящая заочная школа была впервые открыта в Соединенных Штатах в 1873 году. Называлась она «Общество поощрения обучения на дому» и была рассчитана на студенток. Она была одной из первых попыток дать женщинам по всей стране (вне зависимости от цвета кожи) полноценное высшее образование.
Основано Общество было дочерью профессора Гарвардского университета, писательницей Анной Эллиот Тикнор. Обучение шло по шести направлениям: Искусство, История, Английский, Немецкий, Французский и Естественные науки. Вся программа осваивалась студентками по принципу корреспондентского обучения, а экзамены организовывались на дому по типу take-home exam, где вместо привычных ответов на вопросы от студентов требовалось эссе на определенную тему курса. Такой экзамен писали не установленные три часа, а несколько дней или даже неделю.
Формат обучения, предложенный Анной Тикнор, ломал не только географические барьеры, но и сословные рамки. Если существовавшие в то время женские колледжи в Нью-Йорке были доступны в основном обеспеченным слоям населения, то в школе Тикнор могли учиться и состоятельные дамы в возрасте, и представители рабочего класса. Цена была вполне доступной: 2$ в год в 1873-1882 годах или 3$ в год в 1883-1897 годах. По сравнению с этим очное обучение, например, в Вассарском женском колледже в Нью-Йорке стоило около 300-400$ в год.
Заочное образование университетах
Традиционные университеты тоже довольно давно занялись удаленными форматами образования. Формат заочного обучения в современном значении зародился еще в 1858 в Лондонском университете. Студенты на его базе могли получать не просто дополнительные знания (как это было в случае с корреспондентским обучением стенографическому письму), но и диплом о высшем образовании и ученую степень.
В 20-х годах ХХ столетия обретает популярность идея использования новых технологий в образовании, однако реализовать ее удастся лишь спустя время.
Экстремально децентрализован, но не побежден
В 1969 году в Лондоне появился Открытый университет. Изначально он базировался в Александровском дворце на севере города в бывших студиях телеканала BBC. Там записывались лекции с профессорами, которые можно было смотреть в прямом эфире. Однако такой формой преподавания Открытый университет не ограничивался: предполагалась коммуникация преподавателя со студентами посредством корреспондентского обучения, организовывались летние очные школы. Эти опции были доступны только студентам, а послушать лекции по радио или посмотреть по телевизору мог каждый желающий. Лекции длились 30 минут и повторялись дважды в неделю: один раз в будние дни и один раз на выходных (обычно в воскресенье утром), чтобы у каждого студента была возможность посвятить час просмотру/прослушиванию лекции и несколько часов самостоятельному освоению материала.
Такой формат преподавания оказался популярным: в первый год работы Открытого университета им заинтересовались 129 тысяч студентов. Из них, правда, подали документы всего 42 тысячи, а были приняты 25 тысяч. Студенты оплачивали вступительные взносы, отдельно оплачивались летние школы. У отличников была возможность получить гранты от местных органов системы образования, а учеба в Открытом университете поощрялась работодателями. Сегодня Открытый университет уже обзавелся собственным кампусом и стал крупнейшим университетом Соединенного Королевства.
Появляются телевизионные университеты и в других странах: Национальный Университет Дистанционного Образования в Испании (1972), Корейский Национальный Открытый Университет (1972), Национальный Открытый Университет имени Индиры Ганди (1985).
В Китае в конце 70-х сформировалась целая «экстремально децентрализованная» система: во главе был Центральный Радио- и Телевизионный Университет, 28 подчиненных ему районных дистанционных университетов и порядка 300 дистанционных школ. В Радио- и Телевизионном Университете в Китае, более известном на родине как dianda (сокращение от guangbo dianshi daxue), процесс обучения основан на теле- или радио лекциях с сопутствующими учебниками. С самого своего основания он, как и Открытый Университет в Великобритании, практикует принцип open broadcasting: лекции доступны всем желающим, но вот зачесть их в стенах местного отделения Университета могут только поступившие студенты. На второй год после открытия в нем насчитывалось около 500 тысяч учащихся, а на сегодняшний день — уже более 2,5 миллионов. И если в первые несколько лет работы Университет предлагал в основном курсы по точным наукам (математика и физика) или инженерным специальностям, то сегодня в его программе есть уже и иностранные языки, и история искусств.
Цифровой дистант в 1980-е
С появлением компьютеров дистанционное образование становится более мобильным. Первые ПК от компании IBM появляются в 1981 году, а уже спустя 8 лет — в 1989 — в Аризоне коммерческий Университет Феникса запускает первые онлайн-программы как для студентов бакалавриата, так и для магистрантов. В 2005 году из 280 тысяч студентов Университета Феникса почти половина занималась онлайн, а сегодня большинство программ бакалавриата от администрирования уголовного правосудия до менеджмента подразумевают смешанный формат обучения. При этом магистерские и докторские программы в большей степени рассчитаны на онлайн-формат.
Университет Феникса вызывал бурные дискуссии в преподавательской среде, но своей основной ценностью он считал баланс между учебой и работой для студентов, которым это необходимо. Такими студентами чаще всего были взрослые люди: их целью было получить второе высшее или пройти курсы повышения квалификации, которые также предлагает Университет Феникса. Именно про них президент педагогического колледжа (Колумбийский Университет) говорил: «Для многих высшее образование не является приоритетным: есть еще работа и учеба. Таким студентам и нужен доступный формат обучения с гибким расписанием».
В штате Колорадо позднее появился полностью дистанционный Международный Университет Джонса. Он «вырос» из телевизионного университета Mind Extension University (1987) и был первым в истории аккредитованным онлайн-университетом.
Никогда такого не было, и вот опять
Почему же многие хотят оставить дистант в 2020 году? Такой форме образования уже около 300 лет: как показывает история, она совсем не нова. Можно было бы и приспособиться за столь продолжительный срок, учитывая опыт прошлых поколений.
Но вот только тогда у студентов был выбор между дистанционным форматом и очным, и сам дистант был добровольным.
Был добровольным с XVIII века по 2020 год.
Источники
- The Evolution of the Character and Practice of Distance Education
- Methode Toussaint-Langenscheidt
- Bergmann, Harriet F. «The Silent University»: The Society to Encourage Studies at Home, 1873–1897, The New England Quarterly, Vol. 74, No. 3 (Sep., 2001), pp. 447-477
ANNE BRUDER, “Dear Alma Mater: Women’s Epistolary Education in the Society to Encourage Studies at Home”, 1873—1897, The New England Quarterly, Vol. 84, No. 4 (December 2011), pp. 588-620 - The Evolution of Distance Learning. Timeline created by Diann Cockerham
- History of the University of London
- Gerald H. Read, “The Open University in Britain”, The Phi Delta Kappan, Vol. 53, No. 4 (Dec., 1971), pp. 230-233
- The Open University
- The Open University of China
- Robert McCormick, “The Radio and Television Universities and the Development of Higher Education in China”, The China Quarterly, No. 105 (Mar., 1986), pp. 72-94
- Robert McCormick, “Central Broadcasting and Television University”, The China Quarterly No. 81 (Mar., 1980), pp. 129-136
- University of Phoenix
- Joseph M. Cronin and Patricia M. Bachorz, “The Rising of Phoenix, and What It Means for Higher Education”, The Journal of Education, Vol. 186, No. 1, Higher Education Issue (2005), pp. 11-21
- OnlineSchools. org
- Jones International University