Миссия России, деградация Европы: какие патриотические фильмы заказывает Минкульт РФ  

С 2014 года Министерство культуры России публикует приоритетные для кинопроизводства темы, у которых есть все шансы получить господдержку. Следуя этим рекомендациям, режиссеры сняли, например, «Крым» и новые «А зори здесь тихие….». Рейтинг у этих фильмов на Кинопоиске низкие, но это не останавливает «патриотический продакшн» в РФ. Разбираемся, что для нас снимут в 2023 и насколько это будет в духе времени.

В ноябре 2022 года пресс-служба Министерство культуры России опубликовала список приоритетных в кинопроизводстве тем для получения господдержки на 2023 год. По этому списку режиссеры выбирают будущие сюжеты для фильмов, чтобы потом попросить финансовой поддержки у Фонда Кино и Минкульта. 

От защиты традиционных ценностей до военных побед

Министерство публикует этот документ с 2014 года. До нынешнего года темы, которые государство заказывает у российского кинематографа, выглядели довольно безобидно, патриотично и с легким милитаристским уклоном. 

Среди кинотем из года в год есть повторяющиеся: 

  • защита традиционных ценностей, 
  • герои в своих профессиях, 
  • самореализация людей с ограниченными возможностями, 
  • многообразие культур народов России. 

Видно, что в списке много социально значимых тем. Милитарские темы также вполне патриотичные, хоть и несколько «замыливающие» темные стороны истории:

  • история военных побед, 
  • заказные темы к круглым датам, 
  • фронтовые герои, 
  • миротворческая миссия России. 

Эта пропаганда не кажется слишком агрессивной, она будто бы оставляет место для творчества. Раньше встречались и еще заказные темы про Крым (самые яркие фильмы такой тематики «обозрел» BadComedian).

Взгляд в будущее: смотрим про «деградацию Европы»

К 2023 году списки заметно изменились. Они увеличились в среднем на 4-5 пунктов, в том числе за счет фильмов военной тематики. Помимо историй про традиционные ценности, про героев в своей профессии и других привычных сюжетов режиссерам предлагают снимать откровенно пропагандистское кино про:

  • популяризацию героизма и самоотверженности российских воинов в ходе специальной военной операции;
  • неоколониальную политику стран англосаксонского мира; 
  • деградацию Европы и формирование многополярного мира;
  • популяризацию службы в Вооруженных силах России, единение общества вокруг поддержки армии.

Россия, как и любое государство, использует кино и другие формы искусства для продвижения своей политики и идеологии. (О том, как это происходит, например, есть ролик на канале «Продолжение следует»). Не все военные фильмы и сериалы можно считать откровенной пропагандой: военное кино может подчеркивать героизм и патриотизм российских военных, формировать образ России как мощной и великой державы; может и показывать трагичность войны и ее последствий. 

Невозможно с ходу понять, какие фильмы созданы с гуманистической и художественной целью, а какие — с желанием продвинуть правительственную повестку. Как видно из графика, госзаказ на пропагандистское кино существует, и количество военных фильмов и сериалов с такой повесткой растет.

Насколько удачно российское кинопроизводство перенесет идеи формата РенТВ об «англосаксонском мире» на киноэкран, пока неясно. Шансы, что получится мощное художественное кино, есть, но вероятность того, что фильм по госзаказу в очередной раз «прорекламирует» BadComedian Женя Баженов, все-таки выше. 

Как окупаются патриотические фильмы

Еще один интересный момент — сколько бюджетных денег было потрачено на современные фильмы о войне с 2015 года, какие из них окупились и насколько они полюбились зрителю. Это особенно показательно с учетом того, что в России не существует независимых коммерческих студий, которые, как в Голливуде, выделяют деньги на создание фильмов. 

В России любой крупный источник финансирования так или иначе связан с государством, будь то «Газпром-Медиа Холдинг», «ВГТРК», «Национальная Медиа Группа», не говоря уже о государственных ресурсах грантовой поддержки кинопроизводства — Министерстве Культуры и Фонде Кино. Крупные российские медиахолдинги делят между собой самые популярные российские телеканалы, стриминговые сервисы, киностудии, радиостанции и многое другое. За счет этого они оказывают огромную рекламную поддержку своим собственным фильмам и фильмам коллег по медиа-бизнесу. 

У нас нет доступа к данным о бюджетах медиахолдингов, но государственные структуры все еще ведут и выкладывают статистику. Первое, что бросается в глаза при анализе статистики Минкульта и Фонда Кино, доступной с 2014 года, — военное кино в основном не окупается в широком прокате. 

Из 43 современных фильмов о войне, в финансировании которых участвовали государственные структуры, в плюс ушли только 6. Среди них «Т-34», «28 панфиловцев», «А зори здесь тихие…», «Балканский рубеж», «Несокрушимый» и «Собибор». 

Средний балл по Кинопоиску у фильмов, финансируемых из бюджета — 6,4. Это выше среднего, но все-таки недостаточно хорошо — хорошим рейтингом считается 7 баллов и выше. Но оценки этих фильмов выглядят лучше на фоне остального российское кино про войну за последние 30 лет (240 фильмов, не считая короткого метра), где средний рейтинг — 4,62. То есть если исключить накрутку рейтингов на кинопоиске, господдержка пошла фильмам на пользу. 

За последние семь лет только по официальным отчетам Фонда Кино государство на безвозвратной основе выделило 3.3 миллиарда рублей на военное, массовое кино. Но несмотря на потраченные бюджеты и пиар-возможности крупных медиа-холдингов, отечественные фильмы в российском кинопрокате не конкурентны зарубежному кино — ни по рейтингам, ни по сборам. Российский зритель пока недостаточно активно выражает свою любовь к отечественному кино.