Восток, пираты и митрополит: что происходит на книжном рынке

Ковидный локдаун ударил по многим сферам экономики, книжный рынок не был исключением — типографии практически прекратили свою работу. Но пандемия закончилась, полиграфия активно наращивала темпы, и показатели книжного рынка росли, приближаясь к доковидным значениям. Всё изменилось с началом военных действий: новая волна кризиса накрыла издателей и книготорговцев. Мы постарались разобраться с основными проблемами книжного рынка и тенденциями его развития в сложные времена.

Полиграфия смотрит на Восток

Болезненным для полиграфии стал пятый пакет санкций — он ограничил импорт полиграфического оборудования и деталей для уже приобретённых машин. Кроме того, типографии остались без нужных материалов и химикатов: бумага, краски, клей, пластины, нитки — все эти расходные материалы закупались в странах Европы. Частично решить проблему удалось не импортозамещением, которое в полиграфии практически не работает из-за отсутствия в России соответствующих производств, но поиском новых каналов в Азии. Часть материалов теперь закупается в Китае, Индии и Турции.

Логистика значительно выросла в цене, увеличилось и время производственного цикла. А полностью уладить вопрос с необходимыми для работы материалами при этом так и не удалось. Нельзя полностью решить проблему с оборудованием, ведь аналогов некоторых машин просто не существует, а параллельный импорт практически невозможен из-за особенностей заводского учёта: каждая машина и деталь имеют серийный номер, а их продажа строго отслеживается. Более того, многие типографии нуждаются в модернизации, и если найти деньги — это сложная, но выполнимая задача, то купить на них оборудование — нет.

Удорожание производства неминуемо приводит к росту себестоимости книги. В попытках хоть как-то контролировать потолок цен, типографии стали жертвовать качеством товара. Так, по данным российской книжной палаты, в первом квартале 2023 года книг в переплёте было напечатано меньше всего. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем большинство книг будет выходить в мягкой обложке и с бумагой низкого качества. Кроме того, сокращаются и тиражи. В начале года они упали почти на четверть.

Впрочем, проблему с ассортиментом уже начинают отмечать некоторые книжные магазины. Доля книг от общего числа их товаров повсеместно снижается, составляя от половины до четверти всего ассортимента. В попытках заполнить пустующее пространство книжные начинают продавать всё больше канцелярии, мерча, сувениров, а также не самые очевидные товары вроде виниловых пластинок или техники.

Евгений Капьев, гендиректор издательства ЭКСМО, на конференции, посвящённой развитию книжного рынка, отметил, что в 2022 году издательство печатало книги «с запасом», предполагая ещё большее повышение себестоимости производства. В этом году ЭКСМО печатает ровно столько, сколько необходимо. Какое-то время книжные магазины будут распродавать остатки, напечатанные в лучшие времена, но в случае, если ситуация продолжит осложняться, ассортимент действительно рискует сократиться.

Семь раз проверь, один напечатай

Закон о пропаганде ЛГБТ заставил издателей пересмотреть внутреннюю политику. В отсутствии чётких формулировок, под страхом штрафов и исков расцвела самоцензура. Если раньше книга попадала на вычитку экспертов только в самых крайних случаях, то сейчас к юристам отправляется любой текст, связанный с секс-просветом или косвенно затрагивающий спорные аспекты. Некоторые фрагменты вырезаются, невзирая на потерю смысла, а авторам, печатающимся в издательствах эксклюзивно, то и дело предлагают переписать эпизоды. Уже изданная книга рискует и вовсе пропасть с полок. 

Однако даже самоцензура потенциально не защищает издательства. Так, книгу могут счесть «безопасной» несколько экспертов, нанятых издательством, а эксперт Роскомнадзора с ними не согласится, и дело будет заведено. Поэтому полностью обезопасить себя не получится даже при скрупулёзной вычитке произведений.

Сильнее всего от закона об ЛГБТ-пропаганде пострадало издательство Popcorn Books, специализирующееся на young adult-литературе. С российского рынка пропала почти половина их ассортимента, а главный бестселлер «Лето в пионерском галстуке» и вовсе стал символом цензурной кампании.

Осложняет жизнь участникам книжного рынка и закон об иноагентах. Некоторые книжные снимают произведения авторов-иноагентов с продажи, а некоторые устраивают целые перфомансы, подчёркивая абсурдность принятых мер. Так, например, независимый книжный «Все свободны» в ноябре прошлого года замотал в чёрную плёнку книги иноагентов, отметил их маркировкой «18+» и выставил на витрине под надписью «Миру мир». Чуть позже в витрину выстрелили из травматического пистолета.

Несмотря на риски, издатели продолжают публиковать авторов-иноагентов, но меньшими тиражами. Это увеличивает себестоимость производства, но при официальном запрете таких книг малые тиражи не приведут к серьезным финансовым потерям. Так противоречиво издательства подстраховывают сами себя.

Интересно, что часть книг, снятых с продажи, «эвакуируется» за границу. Книги издательства Popcorn Books, а также часть произведений авторов-иноагентов теперь можно найти в книжных магазинах Казахстана, Беларуси, Грузии и других стран, популярных у русских релокантов. 

Пираты книжных морей

Самоцензура и высокие цены стимулируют пиратство. Если спрос есть, а купить произведение невозможно, то кто-то этим обязательно воспользуется. Уже сейчас можно прогнозировать повсеместное появление неофициальных переводов, вроде тех, что были распространены в 90-е, ведь часть иностранных авторов отказывается от заключения договоров с российскими издательствами, а часть не может печататься из-за закона о пропаганде ЛГБТ. Запреты же и вовсе только стимулируют интерес к произведениям.

Помимо интернет-пиратства обороты набирают и контрафактные издания, продаваемые на маркетплейсах. Покупая дешёвую книгу на Wildberries, вы можете даже не догадываться, что поддерживаете рублём нелегальный бизнес. При этом, конечно же, ни автор, ни издательство не получат с этой покупки ни копейки. Ситуацию осложняет и политика работы маркетплейсов. Во-первых, каждый продавец устанавливает цену самостоятельно, поэтому книги могут оказываться в разы дешевле, чем в физических магазинах. Во-вторых, маркетплейсы не выслеживают пиратов. То есть поиском нелегальных копий должны заниматься правообладатели, а уже после их обращения площадка может заблокировать продавца. Чтобы выискивать пиратов по всему интернету, издателям, пожалуй, нужны целые отделы, а пока рук не хватает и политика маркетплейсов не меняется, можно предполагать лишь рост оборота контрафактных книг.

Кого же мы будем читать легально?

Вот уже несколько лет подряд в тройку самых издаваемых авторов входит Стивен Кинг. В прошлом году суммарный тираж его книг составил 0,44% от общего тиража всех изданий. В этом году новых книг Кинга ждать не стоит. Однако, пока старые договоры в силе, мы будем находить в магазинах переиздания уже известных книг. Точно так же дела обстоят со многими другими иностранными авторами. Согласно Олегу Новикову, совладельцу группы компаний «Эксмо-АСТ», каждый год будет утрачиваться четверть прав на публикации зарубежных авторов. То есть в обозримом будущем с полок пропадёт далеко не один Кинг.

При этом саммари — пересказ без прямого цитирования — не видится адекватной альтернативой. Если нон-фикшен, научпоп и образовательные книги ещё можно представить в пересказе, то грубое перекраивание художественных произведений лишает их всякого смысла.

И всё же печатать что-то нужно. Издательства, вслед за типографиями, смотрят на Восток. Заключаются договоры с китайскими авторами, выходит манга. Пристальное внимание обращено на самиздат. За счёт молодых, популярных в интернете авторов издатели надеются привлечь аудиторию подростков.

Интересной тенденцией стал рост тиражей антиутопий и военных романов. Так, в топ-5 после начала СВО попали Джордж Оруэлл и Эрих-Мария Ремарк. Судя по всему, тенденция сохранится, ведь в 2023 году Ремарк снова в топе.

Многие СМИ, однако, были озадачены показателями начала 2023 года — пальма первенства от Кинга перешла митрополиту Тихону и его «Несвятым святым». Впрочем, это ещё не значит, что издатели импортозаместили короля ужасов сановником. Дело в том, что собираемая книжной палатой статистика крайне неоднородна и имеет сезонный характер. Поэтому большой тираж митрополита в начале года не говорит ни о популярности автора, ни об ангажированности рынка — лишь о крупном единовременном переиздании. Какие именно авторы окажутся в топе в конце этого года, прогнозировать рано.