Читать нас в Telegram
общение в интернете
Иллюстратор: Женя Родикова

Ольга Гулевич – доктор психологических наук, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ. В интервью «Системному Блоку» Ольга рассказала о психологии общения в интернете, о том, как на нашу коммуникацию с коллегами повлияла пандемия и том, как возможность высказаться в цифровой среде влияет на политическую активность.

Психология интернета — самостоятельная область?

Я бы не сказала, что есть какая-то специальная область, которая называется «психология интернета». Но с конца 90-х годов в научных журналах стали появляться исследования о том, как люди общаются в интернете и что они там могут делать. Первоначально это были исследования, в которых рассматривались рабочие онлайн группы, где люди совместно принимали решения. Вопрос был в том, насколько люди эффективны в таких группах. Параллельно рассматривались сюжеты об интернет-зависимости, о построении романтических отношений в интернете. Были попытки посмотреть, какие возможности эта новая цифровая среда дает человеку в плане общения и работы.

То, что мы сейчас знаем о происходящем в интернете, появилось из двух источников. Первый источник — это психология классической массовой коммуникации (периодические печатные издания, радио, телевидение). Например, мы знаем, как люди воспринимают новости, и как новости воздействуют на людей. Эти знания можно применить для того, чтобы понять, как люди воспринимают сообщения из онлайн изданий, и какое влияние эти сообщения оказывают на пользователей.

Второй источник – это знания о том, как люди общаются друг с другом, и от чего зависит психологическое благополучие человека. Эти знания были получены в разных областях психологии, но сегодня используются, чтобы понять, что происходит с человеком в онлайн пространстве. Классический пример – это изучение буллинга. Долгое время психологи изучали буллинг в общении лицом-к-лицу, а сейчас то же самое делают с кибербуллингом.

Особенности интернет-общения

Интернет-среда имеет несколько общих особенностей. Во-первых, пользователь может общаться с большим количеством людей. Во-вторых, он может сохранить анонимность, если захочет. В-третьих, человек имеет большую возможность выбора и может «подстроить» среду под себя. Кроме того, есть особенности, которые связаны с конкретным феноменом. Например, жертве кибербуллинга очень трудно скрыться от преследования, поскольку оно происходит днем и ночью, а порочащие сообщения быстро распространяются.

То, как человек взаимодействует с другими пользователями, влияет на его психологическое благополучие. Например, если вы действуете активно — выкладываете материалы о себе, рассказываете о своих успехах — то ваше психологическое благополучие часто оказывается лучше, чем когда вы ведете себя пассивно — просто наблюдаете за другими людьми. В любом общении вы сравниваете себя с другими. При активном поведении вы можете продемонстрировать, что вы в чем-то лучше, а при пассивном это сделать сложнее. Поэтому появляется зависть, возникает тревога, снижается самооценка. 

Об интернет-зависимости

Сам термин «интернет-зависимость» появился, когда интернетом пользовались немногие, а социальных сетей еще не было. Тогда большинство людей пользовалось компьютером и интернетом по работе, и лишь небольшая часть использовала его для других целей, например, для общения. Сегодня ситуация изменилась, и люди проводят в интернете много времени.

Интернет-зависимостью называют неадаптивное использование интернета, которое приводит к проблемам в личных и профессиональных отношениях. Существуют три модели, которые объясняют, почему она возникает. Согласно первой модели, интернет-зависимость – это аддикция, которая возникает и проявляется так же как другие зависимости.

Согласно другой модели, интернет-зависимость возникает, поскольку человек не может построить отношения с другими людьми лицом-к-лицу. В онлайн-среде люди компенсируют то, что не получают оффлайн. Классический пример: человеку может быть трудно общаться лицом к лицу, и он ищет в интернете ту поддержку, которой нет оффлайн.

Согласно третьему подходу, интернет-зависимость появляется у людей со слабой саморегуляцией. Онлайн-среда дает человеку большие возможности для того, чтобы удовлетворить потребности. Человек использует эти возможности, получает быстрый результат, а затем больше погружается в виртуальный мир.

Люди часто думают, что интернет-зависимость можно определить по количеству времени, которое человек проводят в интернете. Это не так. Интернет зависимость имеет определенные симптомы. Разные классификации содержат разное количество симптомов, но в целом речь дет о том, что человеку трудно жить без интернета.

Интернет-зависимый человек постоянно думает о том, что происходит в интернете, стремится вернуться в онлайн-среду и испытывает негативные эмоции, если его прерывают. Иногда он пытается контролировать время, которое проводит в интернете, но делает это без особого успеха. В результате возникают проблемы в личной жизни, в учебе, на работе.

Таких людей не очень много. Исследования показывают, что процент интернет-зависимых в разных странах варьируется от 1 до 20, но в среднем это всего 10-15% людей.

Работа в офлайн и онлайн группах

Интернет помогает людям в работе. Почти тридцать лет назад психологи решили выяснить, чем различается работа в офлайн и онлайн рабочих группах. Выбирали задачу и создавали группы из незнакомых людей. Поначалу сравнивали сообщества, где люди общались лицом-к-лицу и обсуждали проблему в чате. Оказалось, что работа в офлайн и онлайн группах сильно отличается.

При работе лицом к лицу отношения между незнакомыми людьми строились гораздо быстрее, чем в работе по переписке. Члены офлайн групп общались более дружелюбно и более эмоционально, использовали более конструктивные проблемы для разрешения конфликтов, чем члены онлайн групп. В результате офлайн группы быстрее принимали решения и предлагали более качественные варианты. Казалось, что онлайн группы – бесполезны.

Тем не менее, онлайн группы стали использовать в разных организациях. Позже стали создавать онлайн команды – сообщества людей, которые работают вместе на протяжении долгого времени. Большую часть времени люди делают это удаленно, но иногда встречаются оффлайн. У членов таких групп есть время, чтобы хорошо узнать друг друга, привыкнуть друг к другу, начать доверять коллегам.

Конечно, у онлайн команд тоже есть проблемы. Однако если правильно построить процесс управления, например, четко ставить задачи или использовать разные каналы для общения, то такие группы вполне решают свои задачи.

Классические и онлайн СМИ

Классические и онлайн СМИ воздействуют на людей похожим образом. Представьте, что вы пишите новость про коронавирус. Вы можете написать ее по-разному, например, сделать акцент на том, сколько людей заболело, или как самоотверженно работают врачи. Аудитория, которая будет читать разные тексты, обратит внимание на разные стороны проблемы, будет испытывать разные эмоции, планировать по-разному свои действия. Это будет происходить, и когда людям рассказали об этом по телевизору, и когда написали это в онлайн издании.

Однако есть и отличия. Так, в классической массовой коммуникации затруднена обратная связь. Например, авторы телевизионной программы не всегда понимают, какой отклик вызвал сюжет. В интернете авторы могут быстро получить обратную связь на то, что они написали, прочитав комментарии. При этом исследования показывают, что аудитория по-разному реагирует на одни и те же сообщения, в зависимости от того, какими комментариями они сопровождаются. Если комментарии позитивные, то сообщение оказывает большее воздействие, чем если комментарии негативные.

Еще одно отличие связано с так называемой «спиралью молчания». Дело в том, что большинство людей не хотят быть отвергнутыми, оказаться в социальной изоляции. Они понимают, что могут вызвать негативную реакцию окружающих, если выразят точку зрения или совершат поступок, который нарушает социальную норму. Такие люди смотрят на то, что говорят и делают окружающие. Если им кажется, что большинство не одобряет какую-то точку зрения, то они стараются ее не высказывать.

И классическая массовая коммуникация, и интернет-коммуникация дают людям информацию о мнении окружающих. Позиция, которую участники редко высказывают публично, со временем становится все менее популярной. Люди от нее отказываются, потому что не хотят находиться в меньшинстве. Однако в классической массовой коммуникации свое мнение может высказать небольшое количество людей, а в интернете таких людей много. В результате человек может не отказываться от своей позиции, а найти сообщество, которое его поддержит.

Как интернет влияет на политическое поведение

Интернет предоставляет людям большие возможности для демонстрации разных политических взглядов. Благодаря этому, они могут стать средством политической мобилизации. Психологические исследования показали, что использование социальных сетей позитивно связано с гражданской и политической активностью, особенно в тех случаях, когда люди используют социальные сети для поиска новостей.

Рассмотрим политические протесты. Существует три ключевых фактора, которые оказывают влияние на участие людей в протестных действиях. Первый фактор – это идентификация с группой, которая воспринимается как пострадавшая (например, с жителями определенного города или страны в целом). Второй фактор – это ощущение несправедливости сложившегося положения дел и гнев по отношению к происходящему. Третий фактор – это политическая эффективность – вера человека в то, что он может повлиять на происходящее в политической сфере.

Интернет-общение может усилить все эти факторы. Дискуссии в интернет-среде позволяют человеку понять, что он не один; существует целая группа людей, которые находятся в аналогичном положении. Кроме того, публичное обсуждение происходящего может усилить ощущение несправедливости. И наконец, обмен идеями о том, как можно повлиять на власть, может повысить политическую эффективность. Помимо всего прочего, общение в интернете может помочь людям скоординировать свои действия. Благодаря этому, онлайн общение может стать средством политической мобилизации.