Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Настя Лобова

Точка оказывается лишней

В последнее время постановка точки в конце сообщения при неформальном общении становится моветоном. Американский лингвист Марк Либерман замечает, что в сообщениях с точками на конце чувствуется резкость и даже агрессивность, спрятанное нежелание продолжать диалог. Если в письменной литературной речи точка свидетельствует о завершении предложения, абзаца, текста, то в онлайн-чатах эту функцию выполняет сам факт отправки сообщения. К тому же в при неформальном общении в мессенджере важна скорость и краткость: обычно в одном сообщении содержится одно предложения. Получается, что сама по себе точка становится ненужной, а ее постановка привлекает внимание и как будто должна нести в себе дополнительный смысл. 

Несколько лет назад Американский университет проводил исследование на тему привычек студентов в отношении виртуального общения. Результаты показали, что лишь 45% респондентов используют точки в конце предложений в онлайн-чатах, а в конце сообщений и вовсе лишь 29%. 

В то же время, психологи Бингемтонского университета выяснили, что сообщения, оканчивающиеся точкой, часто воспринимают как неискренние. Причина видится в излишней формальности этого знака препинания. Здесь имеет место “situational code-switching” — ситуативное переключение кодов общения. Как четкость и строгость формулировок будут неестественны при общении в баре с друзьями, так и конечная точка в переписке окажется лишней, ненастоящей, заявляет команда ученых во главе с Селией Клин. 

Так или иначе, точка, и без того довольно скромный и скорее формальный, чем интонационный знак препинания, пропадает из цифрового общения. Подробнее об этой тенденции, причинах и выводах можно прочитать в статье американской социолингвистки Лорен Коллистер, опубликованной в “The Conversation” 

Строчные буквы вместо прописных 

Другой «тренд отмены» в виртуальном общении касается заглавных букв. Все больше и больше пользователей используют маленькие буквы там, где по правилам нужны большие. По словам Лорен Фонтейн, преподавательницы лингвистики в Манчестерском университете, причина кроется в том, что, хотя заглавные буквы и являются частью грамматики языка, правильное их применение никак не меняет смысл сообщения. Многие из тех, кто пишет «вечно маленькими» буквами, используют заглавные буквы только для выделения особых слов. Как и в истории с точками, в интернете речь идет о передаче дополнительного значения через символ языка — в литературном языке заглавные буквы такой функции не выполняют.

Что может означать использование исключительно строчных букв? Интерпретаций на самом деле много. С одной стороны, нижний регистр — это «элегантный шепот», передача аккуратности и учтивости. С другой, выражение протеста против тех, кто требует точную и верную пунктуацию в постах и комментариях в социальных сетях. Некоторые исследователи заявляют, что написание всех слов со строчной буквы становится способом дать отпор «менталитету контроля» в сети. В этом бунтарском настроении видится «тоска» по ранним интернет-ценностям: гарантированной анонимности и отсутствию каких бы то ни было правил и ограничений. Интересно, что строчные буквы — это в основном молодежный тренд.

К слову, некоторые отмечают эстетическую сторону вопроса о строчных-заглавных буквах и именно этим объясняют строчное написание. Другая же причина перехода на нижний регистр — желание ассимилироваться, стать частью сообщества, которое уже отказалось от автокапса. 

ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ 

Использование в сообщении только заглавных букв приобрело значение крика. Тенденция не очень новая — еще в 1984 году пользователь Дейв Декот на одном из интернет-форумах заявил, что слова, написанные заглавными буквами, выглядят громче. Это кажется понятным и предсказуемым: в литературном языке заглавная буква — свидетельство важности или напыщенности, замечает профессор Редингского университета Пол Луна.

Интересно, что сама клавиша Caps Lock вызывала немало споров. Желая удалить ее с клавиатуры, разработчик из Бельгии даже запустил кампанию “CAPSoff”. Противники капслока возвращались к Дейву Декоту — тому самому, кто первым описал использование заглавных букв для выделения слов, и вспоминали другой предложенный им способ «акцентуации» — отделению каждой буквы внутри слова пробелом. Среди их доводов было даже мнение о терапевтическом эффекте такого написания через пробел: ведь для набора «т ы р а з д р а ж а е ш ь» вместо «ТЫ РАЗДРАЖАЕШЬ» требуется больше времени, и человек может просто передумать писать «громкую фразу». Тем не менее, это способ не прижился. 

Больше об использовании капслока и его восприятии можно прочитать в статьях The New Republic и CNN

Перерождение скобок 

Есть и другой знак препинания, которому в сети тоже пришлось переродиться в семантическом плане — это скобки. По назначению в онлайн-чатах они практически не используются, ведь язык в мессенджерах ближе к разговорному, чем к письменному: короткие фразы и простая грамматика. Скобки приобрели смысл «улыбок» и «неулыбок». Из первых эмодзи, которые состояли из «двоеточий-глаз», «дефиса-носа» и «скобочки-рта», язык интернета в России воспринял только последнюю часть — закрывающую скобку как улыбку или открывающую как выражение огорчения. Скобки превратились в самостоятельный символ, который пользователи иногда удваивают, утраивают и умножают до бесконечности. 

Примечательно, что европейцы или американцы редко знакомы с такими скобочками-улыбками. Для них существуют цельные эмодзи из двоеточия, дефиса и скобки или более современные эмодзи-смайлики, но не отдельные скобочки. И это необычный пример того, что, несмотря на глобализацию и сетевую унификацию, в некоторых аспектах языки все-таки развиваются по-разному. 

Намеренные ошибки 

Орфография при общении в мессенджерах тоже постепенно становится средством передачи эмоций. Вопрос опечаток или нарочитых ошибок интересует не только лингвистов,но и психологов и социологов. Например, докторант Гарвардской школы бизнеса Эндрю Бродски провел исследование, в ходе которого выяснил, что опечатки усиливают в глазах получателя эмоцию отправителя: строгое сообщение кажется еще более пугающим, а хорошая новость воспринимается как абсолютно счастливая. Бродски утверждает, что в этой ситуации имеет место психология «поднятия кулака вверх»: если кто-то, кто гордится, поднимает кулак, он будто становится более гордым. А опечатки, в свою очередь, делают отправителей более сердитыми или более радостными: получая письмо с опечатками, мы невольно осознаем, что наш собеседник испытывает довольно сильные эмоции и спешит отправить сообщение. 

Что касается специально сделанных ошибок, таких как «рыбов» или «деффчонки», то они создают ощущение максимально непринужденного, ироничного общения. Это же касается и «олбанского йезыга», появившегося в России в начале 2000-х как сленгового. Жаргон «падонков» подразумевает нарочитое орфографически неправильное, но фонетически верное написание слов. Такое открытое искажение правил русского языка делает сообщение несерьезным и саркастическим. 

О прошлом, настоящем и будущем «олбанского» языка в России можно прочитать в интервью лингвиста Александра Бердичевского. 

Правила виртуального языка 

Язык в интернете отличается от языка книг, журналов и газет. Интернет диктует новые правила языку, направляет его и меняет наше восприятие языка. Канадская лингвистка Гретхен Маккалок написала книгу об изменениях, случившихся с английским языком за время интернет-эры. Некоторые вопросы, описанные в ее работе “Because Internet. Understanding the New Rules of Language”, актуальны исключительно для англофонного виртуального пространства, но есть и вполне универсальные. Они позволяют заметить, как быстро меняется язык, а вслед за ним и наша коммуникация друг с другом.

Источники 

  1. Why does using a period in a text message make you sound insincere or angry? 
  2. Full length article Texting insincerely: The role of the period in text messaging 
  3. Цифровой этикет: Точку можно не ставить. 
  4. Science Explains Why You Hate When People Use Periods in Their Texts 
  5. the surprising reasons we turn off autocaps and embrace the lowercase 
  6. How Capital Letters Became Internet Code for Yelling 
  7. Why typing in all-caps looks like you’re yelling (A brief history) | CNN 
  8. 10 Digital Miscommunications — and How to Avoid Them 
  9. Your email typos reveal more about you than you realize 
  10. Где же ты, Медвед? Лингвист Александр Бердичевский рассказал «Ленте.ру», что стало с «олбанским» языком