Классное чтение: русская литература
Между Пушкиным и Горьким:
русская литература
в школьной программе
Когда советские и российские школьники проходили на литературе «Домострой», а когда — песни Цоя? Почему из программы почти на двадцать лет исчезал Достоевский? Правда ли, что на уроках литературы изучают в основном «преданья старины глубокой», или все-таки там есть место современным авторам? И какие тексты приходилось читать всем, кто ходил в школу, в последние сто лет? В третьей части нашего дата-исследования школьной программы мы рассказываем об отечественной литературе.
Коротко: что мы узнали?
- На протяжении XX и XXI веков школьная программа по литературе сильно изменилась: за сто лет мы обнаружили всего 16 произведений, которые встречаются в 90% программ.
- После 1970-х годов программы менялись не столь радикально: 42 произведения встречаются во всех программах последних 50 лет.
- Сейчас в программе примерно одинаковое количество отечественных авторов XIX и XX веков, а самая современная программа была в 1970-1980 годах.
- В последние годы в школьную программу стали возвращаться произведения соцреализма.
16 самых стойких: какие произведения в школе изучали всегда
С 1919 года содержание школьной программы неоднократно менялось вслед за государственной образовательной политикой. Тем не менее ряд текстов сохранялся на уроках литературы, несмотря ни на что. Мы обнаружили 16 произведений, которые присутствуют в 90% документах нашего корпуса. Одно из них написано в XVIII веке, три — в начале XX-го, остальные принадлежат XIX столетию. Список самых стабильных текстов мы собрали в карточки.
Глядя на этот перечень, нетрудно заметить, что основу школьной программы по литературе составляют произведения русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова.
А какие еще тексты входили в эту программу в разное время? Давайте разбираться.
Плюс Маяковский, минус Достоевский: школьная литература в 1920–1960-е годы
Наиболее ранние программы в нашем корпусе относятся к 1919 и 1922 годам. Они наследуют учебным материалам, разработанным еще до революции [3], и ориентированы в основном на классические произведения. Например, в первой из программ не только больше произведений XVIII века, чем в какой-либо другой, но и много античных авторов — Гомер, Софокл, Аристофан, которых сегодня изучают лишь в университетах. Очень подробно в программе 1919 года представлена древнерусская литература: это не только былины, песни, сказки, духовные стихи, но и проза XVI–XVII веков, «Слово о полку Игореве», житие протопопа Аввакума. Однако отведено место и современникам: школьникам предлагают изучать произведения А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького, Л. Андреева, В. Я. Брюсова.
В полном смысле советский литературный канон начинает формироваться ближе к 1930-м годам. В 1927 году Государственный ученый совет разрабатывает программу для девятилетней школы, а в середине 1930-х годов выходит первый комплект единых учебников по литературе [3].
Хотя школьные программы этого времени сохранились не очень хорошо, по ним все равно можно проследить основные тенденции: появляются произведения соцреализма (например, романы «Бруски», «Цемент», «Поднятая целина»), сокращается древняя литература и литература XVIII века. В это же время закрепляются авторы, которые и по сей день остаются ядром школьного канона: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Л. Н. Толстой, Чехов.
Изменения продолжаются в конце 30-х и начале 40-х, когда выходит второе поколение школьных учебников. «В опалу» попадают многие известные современным ученикам авторы. Если, согласно программам 1933 и 1934 гг., на уроках изучали творчество Анны Ахматовой, Федора Достоевского и расстрелянного в 1921 году Николая Гумилева, то теперь их произведения исключены. Достоевского, который имел резко консервативные антиреволюционные взгляды (см. роман «Бесы» или публицистический цикл «Дневник писателя») и в официальном советском литературоведении того периода проходил как «реакционный» писатель, вернут в 1967 году, Ахматову — в 1982 г., Гумилева — только в 1991-м.
Вместо произведений этих авторов школьники читают больше, чем когда-либо, текстов Пушкина, Лермонтова и Горького. В школьную программу на долгие годы входят пушкинские «Евгений Онегин», «Дубровский», «Борис Годунов», стихи к Анне Петровне Керн и послания на день открытия лицея; Лермонтова представляют «Герой нашего времени», «Мцыри», «Парус», «Дума». При этом столетние юбилеи со дня смерти обоих поэтов (в 1937-м и в 1941-м годах) не отражаются на перечне произведений.
Судьба Максима Горького, напротив, прямо отражается в содержании уроков литературы. В 1932 он окончательно вернулся на родину из эмиграции, в том же году широко отмечалось 40-летие его творческой деятельности как главного пролетарского писателя.
В результате в программу 1933 года включено почти вдвое больше его произведений, чем в программу 1922 года: двенадцать вместо семи. Школьники изучают и его романтические произведения («Песня о соколе», «Песня о буревестнике», «Челкаш»), и реалистические («Дело Артамоновых», «Мещане»), и вошедшие в канон соцреализма («Мать», «Жизнь Клима Самгина»). Нужно знать и публицистику Горького.
Школьная программа с начала 1930-х годов заполняется современными авторами, включенными в пантеон советской литературы. Как пишет Михаил Павловец, «советские классики мыслились как наследники, завершающие великие традиции отечественной классики: не случайно в основном это были авторы произведений крупной повествовательной формы, создатели нового советского эпоса» [3]. В 1933 году в списки для чтения вошли «Разгром» Александра Фадеева (опубликован в 1926 году), «Поднятая целина» Михаила Шолохова (публикация в 1932 году!); в 1938 году — «Как закалялась сталь» Николая Островского (опубликовано в 1934–м); в 1939 году — шолоховские «Тихий Дон» (1-3 том вышли в 1928–1932 гг., 4-й — в 1937–1940 гг.) и «Донские рассказы» (публикация 1925 года). Все эти произведения сохранятся в школьной программе до конца советского периода.
Место Пушкина в советской поэзии отводится Владимиру Маяковскому. Анализ программ показывает, что в 1930-е годы он превращается в первого советского поэта. С 1933 года его стихи о революции и новом мире проходят на уроках литературы: поэма «150 000 000», стихотворение «Левый марш», сатира «Прозаседавшиеся» и другие. С 1938–1939 гг. в школьной программе поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», «Хорошо!»; «Стихи о советском паспорте» и «Разговор с фининспектором о поэзии».
Почему Маяковский? Комментарий эксперта
Михаил Павловец, доктор филологических наук, профессор школы филологических наук факультета гуманитарных наук, заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ, учитель лицея НИУ ВШЭ
Этот процесс начался в середине 1930-х годов, после исторической резолюции Сталина на письме Лилии Брик, жаловавшейся «отцу народов» на политику замалчивания и медленного вытеснения из советской культуры наследия Маяковского: «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям — преступление». Резолюция была обращена к т. Ежову, и слово «преступление» было ясным сигналом, как надо было квалифицировать недооценку значения Маяковского.
Маяковский был назначен «первым советским поэтом, основоположником советской поэзии», так же как Горький — «основоположником советской прозы», и их пара соположена была двум другим «основоположникам» — дореволюционной русской литературы Пушкину и Толстому.
Так задавался жесткий каркас советского литературного канона, в котором, как и в любой другой сфере, будь то армия, промышленность или спорт, непременно нужна была фигура «первого», занимающего вершину иерархии. И Маяковский, и (после 1936 года) Горький были удобны и своей мировой известностью, и тем, что умерли, а значит — ничего уже не могли изменить в своем наследии, которое подвергалось идеологическому препарированию и секвестированию.
На школьной программе отражается и культ личности: в 1939 и 1940 годах в нее входят Сказание о Сталине и Плач о Ленине, созданные песенницей из Архангельской области Марфой Крюковой, песня о Сталине казахского акына Джамбула и поэма Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (останется в программе до 1988 года).
Хотя упоминания Сталина из программы быстро уберут, явных изменений курса за следующую пару десятилетий не происходит. В основном редактируется необязательная часть программы: скажем, в 1949 году в нее добавляются произведения Крылова, Пушкина и Маяковского, которые до этого не проходили. Если прежде изучали просто басни Крылова, то теперь появляется их перечень: «Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок» и др. В 1949–1951 гг. в программе оказывается «Руслан и Людмила» Пушкина. К прочим стихам Маяковского добавляются «Облако в штанах» и «Разговор с фининспектором о поэзии». А еще в это время школьники по выбору учителя могут изучать «Домострой» и переписку Курбского с Грозным (последнее, возможно, является отражением личных пристрастий Сталина). Включение «Руслана и Людмилы» и поворот к допетровской классике явно совпадает с позднесталинским послевоенным разворотом от пролетарского интернационализма к (слегка завуалированному) национализму с прославлением «русского народа-победителя», культом первенства русской науки и культуры, переименованием «французской» булки в «городскую» и возвращением в государственный пантеон всей плеяды русских полководцев от Суворова до Александра Невского.
Чуть позже меняется список авторов: например, авторам XVIII века, таким как Ломоносов, Карамзин и Державин, уделяется меньше внимания. Меньше становится и Горького с Лермонтовым, на время исчезают Жуковский и Короленко. Их место занимают современные писатели-соцреалисты — Александр Твардовский, Всеволод Кочетов и Константин Федин. Продолжают изучаться и произведения о Великой Отечественной войне, вошедшие в программу в начале 40-х, — например, пьесы «Русские люди» Симонова и «Нашествие» Леонова.
Триумф поэзии: отечественная литература в позднем СССР
Очередные значительные изменения программы происходят в 1970-е. В это время не только добавляются свежие произведения о войне — роман Симонова «Живые и мертвые», рассказ Шолохова «Судьба человека» и другие — но и возвращаются некоторые забытые авторы. Например, школьники снова проходят Достоевского (правда, в программу входит только «Преступление и наказание»).
Все большее место в школьном курсе начинает занимать любовная и философская лирика: изучается «Из-под таинственной холодной полумаски…» Лермонтова и «Незнакомка» Блока, возвращается «Светлана» Жуковского. В программу добавляются и новые поэты: Есенин (до этого его стихов в ней практически не было) и даже современные Евтушенко и Рождественский.
Все это — последствия усилий разработчиков школьных программ и учебников 1950–1960-х гг. Они призывали изучать в литературе не только отражение исторического и социального, но и вневременное, личностное, общечеловеческое. Как пишут авторы одного из исследований, «на волне „оттепели“ в программу постепенно возвращались темы любви и дружбы, тема природы, нравственная и философская проблематика и т. д. — в этом отношении классическая литература казалась проверенным, надежным образцом, который можно рекомендовать советской молодежи» [6].
На протяжении 1970–1980-х гг., по словам Михаила Павловца, происходит «застывание» канона [3]. Изменений в программах от года к году практически не происходит, а если возникают отличия, то за счет добавления современных произведений или изменений внутри набора текстов одного автора. Складывается устойчивый порядок изучения предмета: в 8-м классе (в 11-летней школе в 9-м) — от древней литературы до первой трети XIX века, в 9-м (10-м) классе — литература после 1830-х гг.; 10-й (11-й) класс — от литературы рубежа XIX–XX веков до современности.
В общих чертах состав школьной программы можно описать так (приводим авторов с наибольшим количеством произведений:
- из древнерусской литературы изучается «Слово о полку Игореве»;
- XVIII век: Державин («Властителям и судиям», «Памятник»), Ломоносов («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном»; Фонвизин, Радищев;
- XIX век: Пушкин, Лермонтов, Некрасов (после 1973 года его разнообразная социально-критическая лирика сокращается и остаются «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова» и поэма «Кому на Руси жить хорошо»); Л. Н. Толстой (в программе все его крупные романы, цикл «Детство. Отрочество. Юность» и «Севастопольские рассказы»), Гоголь («Мертвые души», до 1978 г. — «Шинель»), Чехов (на протяжении 1970–1980-х сохраняются только драма «Вишневый сад» и рассказ «Ионыч»), Тургенев (в 1972–1973 гг. в программе есть «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Ася», после 1974 г. остаются «Отцы и дети» и «Записки охотника»), Салтыков-Щедрин (сказки), Белинский (литературно-критические статьи о натуральной школе, Пушкине и Лермонтове), Островский (до 1973 г. есть выбор между «Грозой» и «Бесприданницей», потом остается только «Гроза»), Достоевский («Преступление и наказание») и др.;
- ХХ век: советские классики при жизни (Горький, Маяковский, Шолохов, Фадеев, Островский, А. Н. Толстой), поэты Серебряного века, чье творчество не противоречит канонам советской литературы (Есенин, Блок), современные авторы: Твардовский, Айтматов, Симонов, Леонов, Астафьев, Распутин (последние два с 1982 года) и др.
1991 год: пересобрать литературу
В 1991 году школьный курс литературы в буквальном смысле собирается заново — изменения в этом году сильнее, чем когда-либо еще. В программу возвращаются Булгаков, Ахматова, Гумилев, другие поэты Серебряного века — их не проходили с начала 30-х. Впервые начинают изучаться Солженицын, Цветаева, Пастернак, Мандельштам и Бродский (правда, двое последних — в необязательной части программы).
Среди добавленных поэтов — в том числе романтики XIX века, такие как Баратынский и Батюшков. При этом по выбору учителя школьники могут проходить и более современных авторов, например, Окуджаву и Цоя. А многие классики соцреализма, наоборот, уходят из программы: теперь в ней нет ни Гладкова, ни Кочетова, ни Демьяна Бедного. Меняется состав произведений Горького. Теперь он более противоречивый и менее соцреалистический. Из программы исключены статья на смерть В. И. Ленина, трагедия «Васса Железнова» и роман «Дело Артамоновых», но добавлены «Несвоевременные мысли» — цикл заметок Горького, написанных в 1917–1918 году для газеты «Новая жизнь», в которых он дает резкую отрицательную оценку событиям Октябрьской революции и ее лидерам. При этом «Мать», «На дне», «Старуха Изергиль» сохраняют свое место практически во всех программах между 1919 и 1991 годами.
Больше Бунина, меньше Цоя: школьная программа на современном этапе
В доступном нам наборе данных не было документов за 1992–1997 годы, поэтому мы не можем оценить изменения за этот период. Первая постсоветская программа в нашем исследовании относится к 1998 году. В топе авторов снова Пушкин и Лермонтов: в новую программу входят даже больше их произведений, чем было в советский период, например, сказка Пушкина «Жених». Правда, на подсчеты числа произведений этих авторов влияет то, что программа прописана подробнее — например, каждая из «Маленьких трагедий» упоминается отдельно.
Первый русскоязычный нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин встречался в советских программах всего несколько раз, обязательным его изучение стало только в 1991-м, а в 1998–1999-м количество его произведений, включенных в школьную программу, выросло более чем в три раза (в основном за счет добавления стихотворений). Правда, отчасти этот рост связан с вариативностью — произведения оставлены на выбор учителя. То же самое происходит и с текстами Анны Ахматовой.
В факультативной части программы сохраняются и некоторые более современные поэты — Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и Белла Ахмадулина. А вот Виктор Цой и Эдуард Лимонов в ней больше не появятся.
Следующая доступная нам программа относится к 2004 году. В ней большая необязательная часть по сравнению с документом 1998–1999 гг., и даже предусмотрены произведения для углубленного изучения: например, антиутопия Евгения Замятина «Мы» и «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Но все эти тексты пропадают из программы уже в 2006 году, и сохраняется в основном обязательная часть программы (в которую теперь входят по несколько стихотворений и Ахматовой, и Пастернака, и Мандельштама).
Программы на 2015, 2016, 2021 и 2022 годы различаются преимущественно с точки зрения периферийных авторов. Наиболее интересной и разнообразной оказывается программа на 2016 год: в ней гораздо больше, чем в других, необязательных произведений, как классических, так и современных. Например, кроме «Белой гвардии», «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца» Михаила Булгакова в программе на 2016 год есть «Записки молодого врача» и пьеса «Бег».
С этого же года в необязательную часть программы вошли все крупные произведения Ивана Гончарова («Обрыв», «Фрегат Паллада», «Обыкновенная история») — «Обломов» сохранялся в списках литературы почти все время, начиная с 1919 года, ненадолго исчезнув из программы только в 1970-е. В программу включили творчество Всеволода Гаршина, но после этого он больше туда не возвращался. Зато с 2016 года школьники могли изучать произведения Варлама Шаламова. В примерной программе базового уровня, принятой 1 сентября 2024 года, этого автора уже нет.
С 2016 года в списки произведений вошел большой пласт современной литературы: школьникам предлагалось изучить тексты Василия Аксенова, Светланы Алексиевич, Бориса Акунина, Дмитрия Быкова, Виктора Пелевина, Мариам Петросян, Людмилы Петрушевской, Захара Прилепина, Людмилы Улицкой. После 2023 года из этого списка остался лишь Прилепин.
Мы спросили Михаила Павловца, что происходит со школьным каноном сегодня, «застывает» ли он снова или обновляется?
Комментарий эксперта
Михаил Павловец, доктор филологических наук, профессор школы филологических наук факультета гуманитарных наук, заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ, учитель лицея НИУ ВШЭ
Я писал: «Сами циклы застывания/обновления совпадали с политическими циклами „консервации“ и „либерализации“ общества и государства. Можно заметить и еще одну особенность: „сужение“, или „замораживание“, канона, как правило, инспирировалось от имени властных институций, наделенных соответствующими полномочиями, и обусловливалось в основном политико-идеологическими причинами. Обновление же, как правило, носило демократический характер и было вызвано давлением внешних обстоятельств — прежде всего демократизацией культуры и расширением категорий лиц, допущенных к получению образования»… В этом смысле мы безусловно переживаем этап «замораживания» канона: в основном если в него и вводятся какие-то произведения — они в него возвращаются из позднесоветских программ по литературе (вроде романов Островского или Фадеева), а редкие исключения — как публицистическая книга митрополита Тихона (Шевкунова) — безусловно скорее историософский манифест, чем художественное или серьезное научное произведение.
ЕГЭ и ОГЭ: параллельная программа
С 2001 года началось постепенное внедрение ЕГЭ. Первый кодификатор, то есть набор требований к содержанию экзамена, выходит в 2006 году, и с тех пор публикуется ежегодно, параллельно с примерными рабочими программами по предметам. Мы спросили Михаила Павловца, насколько сильно различается принцип разработки примерных основных программ по литературе и кодификаторов ЕГЭ?
Комментарий эксперта
Михаил Павловец, доктор филологических наук, профессор школы филологических наук факультета гуманитарных наук, заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ, учитель лицея НИУ ВШЭ
Примерные программы по литературе в тот момент, когда они разрабатывались и утверждались, и кодификаторы ЕГЭ были документами, идеологически перпендикулярными. В основе Примерных программ лежала идея ученикоцентричности и вариативности: их задача была вынести обязательный список по литературе из Стандарта и заменить его вариативными списками Примерных программ (на то они и «примерные»). В таком случае учитель во взаимодействии со школьниками, их родителями, своими коллегами по школе мог выбирать произведения из предложенного довольно широкого перечня, и эти произведения понимались не как содержание образования, а как учебный материал. Стандарты же определяли, чему школьники, изучая эти или иные произведения, могут научиться, какие компетенции освоить — их и следовало проверять на экзаменах, желательно — на тех произведениях, которые в школе не проходились (то есть проверять умение читать, интерпретировать и оценивать прочитанное, а не пересказывать зазубренное о программных текстах). Но этому подходу противоречил принцип Кодификаторов ЕГЭ, который содержал жесткий список обязательных для заучивания знаний о них произведений. Возникала ситуация, описанная в одном советском рассказе, когда колхозу в эпоху «оттепели» разрешили сажать что угодно, исходя из собственного понимания, что в их краях лучше и выгоднее всего выращивать, но сдавать государству он обязан был именно брюкву и не что иное. Этот конфликт между Стандартами и Кодификатором был в действительности конфликтом между двумя подходами — реформаторским и реставраторским, и реставраторы в итоге победили, так как бо́льшая участь учительского и родительского сообщества оказалось на их стороне. Просто подход «вызубрил сведения о книге — отбарабанил — забыл» понятнее, его результаты легче проверяемы, чем результаты вдумчивого чтения, самостоятельного выбора, субъективной оценки прочитанного.
Кодификаторы ЕГЭ содержат обязательный минимум, необходимый для сдачи государственного экзамена. Как оказалось, эти нормативные документы меняются редко, однако их состав отличается от примерных программ по литературе. Например, в кодификаторе 2006 года нет Ломоносова, Карамзина, Крылова и многих других авторов, уменьшено количество текстов Бунина и Чехова. Правда, уже в кодификаторах 2009 и 2010 годов (после того, как добавится официальный кодификатор для ОГЭ) их произведения возвращаются: например, теперь все, кто сдает ОГЭ, должны пройти целых четыре басни Крылова. Кроме того, у основных авторов в программу добавится по несколько произведений. А после этого кодификаторы не будут меняться достаточно долго — до 2021 года.
Улицкая и Акунин заходят и выходят, Прилепин остается
В 2021 году программа ЕГЭ стала объемнее (в первую очередь за счет своей необязательной части). Вместо «произведений по выбору» в кодификатор включили конкретные тексты, из которых можно выбрать (а у тех авторов, у которых такой список уже был, его расширили); теперь обязательно нужно знать стихотворения некоторых поэтов — Велимира Хлебникова, Андрея Белого, Владислава Ходасевича, Игоря Северянина. Пополнился и список необязательных авторов: в него вошло больше авторов конца XX — начала XXI века. Например, теперь школьники могут читать стихи автора «Зеленой кареты» Сапгира и концептуалиста Всеволода Некрасова. А среди прозаиков, которых можно проходить, встречаются, среди прочих, Людмила Улицкая и Борис Акунин (оба признаны иноагентами в 2024 году, Акунин заочно арестован), а также Захар Прилепин. В той же категории появляются повести Васильева «А зори здесь тихие» и Астафьева «Веселый солдат».
Возвращение «Домостроя»
В 2022 программы экзаменов продолжают расширяться, хотя и не в таких объемах, как в предыдущем году: добавляются некоторые произведения на выбор (например, короткие рассказы Солженицына), в качестве необязательных авторов на ОГЭ возвращаются Пришвин и Паустовский. Пожалуй, самое интересное добавление — произведения русской литературы XII–XVII веков. Теперь в программе есть «Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой» (он был в программах 1922 и 1948–1951 годов), жития Сергия Радонежского и протопопа Аввакума, повесть о Петре и Февронии, повесть о разорении Рязани Батыем и повесть о Ерше Ершовиче — и школьники, сдающие ОГЭ, обязаны знать три из этих текстов.
Революционеры и охранители
В 2023 значительных изменений программы экзаменов не было, а вот в 2024 в программу опять вошли новые тексты. Вернулись хорошо забытые романы «Что делать?» Николая Чернышевского и «Как закалялась сталь» Николая Островского, появилось историко-публицистическое исследование митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок».
Это очень разные по своему характеру произведения: «Что делать» — политический роман, который для нескольких поколений определил идеал революционера, «Как закалялась сталь» — одно из основных произведений соцреализма, где представлен убежденный герой-коммунист, готовый служить делу построения нового общества, «Гибель империи. Российский урок» — историко-философская публицистика, осмысляющее прошлое скорее в охранительном, консервативном и антиреволюционном духе.
Выводы: существует ли школьный канон в отечественной литературе
Если обобщить всех авторов, чьи произведения входили в школьную программу в течение 100 лет, то можно увидеть такую картину.
В топе всегда находились Пушкин и Лермонтов, а вслед за ними сначала шли Маяковский и Некрасов, а сегодня, в XXI веке, — Есенин и Блок. Наиболее значимыми прозаиками с точки зрения их присутствия в программах можно считать Льва Толстого, Чехова, Гоголя, Тургенева и Горького.
С 1919 года школьная программа, с одной стороны, радикально менялась, с другой стороны, ядро канона, особенно классические произведения XIX века, оставалось относительно устойчивым. До 1970-х годов каждое новое поколение учебников приводило к пересмотру содержания программ. После 1972 года и вплоть до конца советского времени стандарт школьного образования по литературе практически не меняется.
В 1991 году разработчики отказываются от большой доли советского наследия, практически исключая из программ произведения соцреализма, и возвращают в него произведения Серебряного века или не публиковавшиеся в СССР тексты. После 2006 года одновременно происходят два процесса, у каждого из которых есть своя логика: разработка примерных образовательных программ с обилием «чтения по выбору» и создание кодификаторов для государственных экзаменов.
Примерные программы движутся в сторону вариативности, в них больше современного материала. Кодификаторы отличаются меньшим объемом и большей стандартизацией. Тем не менее в последние годы можно увидеть общую тенденцию: в программах появляются произведения соцреализма и современная консервативная публицистика. Исчезают авторы, внесенные в список «иноагентов», фигуранты политических уголовных дел и т. п.
Нужно помнить, что изучение состава школьных программ ничего не говорит о том, как и что действительно происходит на уроках, что именно из вариативных списков выбирают и выбирали учителя, и тем более о том, как эти тексты читаются и воспринимаются школьниками и какой след оставляют в их жизни.