Закройте глаза. Представьте идеальный мир. Мир, в котором главная ценность — ваше время. И не просто время, а то время, что вы провели с пользой, то, что сделало вас счастливым. Представили? Понравилось? Таким может быть мир, если мы осознаем новую реальность — экономику внимания. И настроим ее под себя.

Экономика внимания — понятие сравнительно новое, но оно уже завоевало определенную популярность. И причины есть. Проблемы, которые выявляет этот подход, касаются большинства. А решения, которые предлагают исследователи экономики внимания, кажутся естественными и правильными. Разберемся, что же это за идея: заменить просто проводимое время на время, проводимое хорошо/счастливо/с пользой. И главное, возможно ли ее воплотить.

Почему мы залипаем

Замечаете, что сосредоточиться на чем-то стало труднее? Что отвлекаетесь вы проще, а потом никак не удается сконцентрироваться? Когда вы поняли, что недостаточно просто смотреть телевизор, потому что нужно одновременно скролить ленты соцсетей? Это последствия развития экономики внимания, в которой за каждые пять минут вашей прокрастинации борются Google, Facebook, Instagram, VK и другие гиганты с миллиардными бюджетами.

Почему порой возникает ощущение, что интернет затягивает, не дает выбраться? Это работа тех, кто сидит по другую сторону экрана и пытается завладеть вашим вниманием, ведь оно стало ценной валютой на нынешнем рынке. За ним охотится каждая гигантская корпорация, каждое крошечное приложение, которое существует, как и мы, в медиа-пространстве. Все они суммарно вкладывают миллиарды долларов в разработку алгоритмов, которые оптимизируют подбор цепляющего контента для каждого пользователя. Алгоритмические ленты в социальных сетях и рекомендательные системы видеосервисов постоянно обучаются на пользователях и работают с удручающей эффективностью. У нас просто нет возможности избежать их попыток привлечь внимание. В этом материале постараемся разобраться, как ребятам по ту сторону интернета это удается, и можем ли мы как-то побороться с ними за свое время.

На что ловят наше внимание

Как технологической элите удается привлекать наше внимание к рекламным объявлениям их многочисленных инвесторов, и какие наши слабости подводят нас в борьбе за внимание? Все знают о кликбейтных заголовках, всех раздражает автовоспроизведение видео в ленте, всем хочется уменьшить шрифт и частоту мерцания рекламы… Но если отвлечься от грубых механических способов — что остается?

Легче всего вызвать у аудитории эмоциональный отклик. Все наши эмоции берут начало от четырех основных чувств:

  1. счастье
  2. грусть
  3. страх (или удивление)
  4. гнев (или отвращение).

Как отмечает пионер виртуальной реальности Джарон Ланье, гнев — это эмоция, наиболее эффективная для симуляции «вовлечения», так что это делает его на рынке внимания наиболее прибыльным.

Кровь и ужасы — не для соцсетей

Мы знаем, что «кровавые» новости самые притягательные. Но в отношении социальных сетей это правило не работает. Иона Бергер (Jonah Berger), социальный психолог Университета Пенсильвании, говорит: «Масс-медиа для привлечения зрителя может использовать кровь. Но в социальных сетях жестокость не столь популярна, ведь вы делитесь тем, что характеризует вас. Вы же не хотите оставить о себе плохое мнение». В ходе проведения эксперимента Бергер выяснил, что люди с большим желанием делятся позитивным контентом.

С другой стороны, чем грустнее сообщение, тем больше кликов. По ссылкам, содержащим слова с негативными коннотациями, переходят чаще. Эксперты Outbrain выяснили, что заголовки с негативными словами, имеющими превосходную степенью («никогда», «худший»), привлекают внимание на 30% сильнее, чем без них.

А вот заголовки с позитивными словами в превосходной степени («всегда» и «лучший») показали результаты хуже, чем без них. Показатель кликов у заголовков с негативными словами был выше на 63%, чем с позитивными.

Получается, негативные новости люди чаще читают, а положительными чаще делятся.

Как не попасться на крючок

В первую очередь нужно помнить, что основная цель для большинства сайтов/каналов/сообществ/социальных сетей — продать ваше внимание рекламодателям. Вспоминая об этом, гораздо проще отвлечься от очередного «сенсационного» видео с котиком и заблокировать гаджет. Ну а для тех, кому с трудом удается покинуть всемирную паутину или остановить прокручивание новостной ленты, создаются всевозможные приложения, кнопки и прочие приспособления для того, чтобы сократить время нашего пребывания в сети. Как писал The New York Times в статье, посвященной экономике внимания: «Apparently, we now need our phones to save us from our phones» (Видимо, теперь наши телефоны должны спасти нас от самих себя«).

Так, приложение Moment описывает себя, как возможность пользователей вернуть время, которое украл смартфон. Программа подсчитывает, сколько времени вы проводите с гаджетом, определяет, какие приложения вы используете чаще, позволяет просматривать динамику использования устройства членам вашей семьи и устанавливать «время без экрана». А еще в Moment есть коучинг-лекции, которые, по уверениям разработчиков, могут помочь переосмыслить отношения с вашим телефоном.

Вообще приложений, способных блокировать другие приложения, а также звонки, СМС и даже экраны смартфонов, становится все больше. Чтобы вернуть вам контроль над собственным временем и вниманием разработаны QualityTime, AntiSocial, Flipd, OFFTIME. Программы работают примерно по одному принципу: отслеживают время, которое вы проводите перед экраном, отключают уведомления, устанавливают лимит на использование приложений или вовсе их блокируют.

А кому-то уже стыдно за украденное внимание

С Интернетом и технологиями что-то пошло не так. Даже Марк Цукерберг это знает. Свидетельствуя перед Конгрессом, генеральный директор Facebook зачитал список тех негативных последствий, к которым привела его платформа: от фальшивых новостей и вмешательства других стран на выборах 2016 года до риторики ненависти и недоконфиденциальности данных. «Мы недостаточно широко понимали нашу ответственность», — признался он. Затем он добавил то, чего все ждали: «Извините».

Человек, который наблюдал за созданием оригинального iPhone, считает, что устройство, которое он помог создать, слишком затягивает. Изобретатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли опасается, что его творение будет «вооружено». Даже Шон Паркер, первый президент Facebook, дерзкий IT-инвестор и в прошлом довольно циничный хакер, назвал социальные сети опасной формой психологической манипуляции. «Неизвестно, что социальные сети способны сделать с сознанием наших детей», — говорит он.

Социальные сети и другие массовые сервисы уже поняли, к чему привела их безостановочная охота за вниманием пользователя. В конечном счете, IT-гигантам важно не только получить внимание пользователя здесь и сейчас, но и сделать так, чтобы он не ушел навсегда через год, осознав, сколько времени пропало зря за просмотром видосиков с корги. Поэтому теперь компании сами запускают всевозможные расширения для оптимизации времени, которое вы проводите в сети. Instagram и Facebook уже обзавелись функцией отслеживания времени, проведенного онлайн. У Chrome появился плагин HabitLab, который в зависимости от выбранных вам настроек может как просто считать время, проведенное вами на разных сайтах, так и действовать более жестко, ограничивая время вашего пребывания в сети одной минутой или даже блокируя колесико мыши и кнопку прокрутки вниз, лишая вас возможности скролить бесконечную ленту новостей.

Из похожих бесплатных расширений для браузеров можно назвать Ghostery и uBlock Origin. Они, как и HabitLab, помогают отфильтровать поступающий контент и оградить пользователей от сокрушительного потока рекламного материала.

Получается, в экономике внимания мы пришли (нас привели) к тому, что это самое внимание стало главной валютой. Одни всеми способами пытаются его поймать и выгодно продать, другие ищут пути для его спасения. Биткоин — это уже не модно. Мы расплачиваемся с IT-гигантами своим временем и вниманием. Ведь как известно, если что-то бесплатно, значит товар — это вы.