Начиная с 7 марта, сведения о закупках российских компаний, попавших под санкции, больше не появляются в Единой информационной системе (ЕИС). В начале весны Минфин разработал соответствующие поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и правительство РФ их приняло «в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств». Министерство утверждает, что подобная мера позволит продолжать компаниям производить конкурентные закупки и обезопасит их от утечки информации, а также позволит поставщикам избежать вторичных санкций за сотрудничество с ними. На первый взгляд эта новость никак не влияет на повседневную жизнь.
Однако, как утверждает специалист по открытым данным и директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин, открытость данных очень важна для прозрачности государства: «открытость информации — это реализация нашего права как налогоплательщика, как избирателя, как гражданина на то, что те люди, которых мы избрали, либо тех, кого избранные нами люди назначили на определенные должности, ведут себя так, чтобы не навредить и, наоборот, приносить пользу обществу».
В качестве примеров открытой государственной политики в области информации Бегтин приводит европейские и азиатские страны, для которых прозрачность данных — показатель обоюдного доверия граждан и государства и возможность для взаимодействия. Россия, до недавних пор стремящаяся к европейским стандартам в этом вопросе, проводила схожую политику относительно доступа к данным. В глобальном смысле так называемая open data — шаг на пути к построению открытого государства, в котором органы власти подотчетны населению. Прозрачность данных снижает возможность мошенничества и коррупции. Не стоит забывать и о том, что open data — это огромные массивы информации. Их аналитика может сильно помочь бизнесу, выявляя нужды потребителя. Привычная уже для всех нас информация о пробках, авариях и камерах на дороге, которую мы получаем, открыв навигатор, также не была бы доступна без открытых данных.
Так как ориентироваться на более открытые в этой области страны Россия больше не стремится, единственная причина продолжить публиковать данные – это желание общаться с гражданами и прислушиваться к их интересам. И она недостаточна: «Проблема [с открытостью данных] стала возникать в том, что требования к прозрачности устанавливались разными международными соглашениями и требованиями. Когда стали происходить последние события, эта вся международная повестка дня, скажем так, стала отмирать. И наши чиновники сейчас говорят — и с их точки зрения вполне резонно — а зачем нам открывать какие-то данные если мы делать это не обязаны? Остается только внутренняя повестка: то есть, это диалог с гражданами. А диалог с гражданами у нас сейчас стараются всячески отвести от открытости», — говорит Иван Бегтин.
По его мнению, теперь на просьбу открыть данные ответ будет один – это подвергает Россию риску, это небезопасно, это приведет нас к кибератакам и новым санкциям: «Здесь стоит ожидать, что будет дальнейшее сокрытие информации. Конечно, это не имеет никакого отношения к интересам граждан. Гражданам всегда интересно знать о том, на что пошли деньги их как налогоплательщиков. Это исключительно защитная реакция государства на внешнее давление, — утверждает эксперт, — и я не хочу говорить про справедливость-несправедливость каких-либо санкций: просто по факту с открытостью данных у нас сейчас в России будут достаточно большие проблемы. Я не очень понимаю, как это преодолевать».