Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Александра Комарова

Somebody, hold me too close,
Somebody, hurt me too deep,
Somebody, sit in my chair
And ruin my sleep
And make me aware
Of being alive,
Being alive.

— так поёт Адам Драйвер в роли Чарли, режиссёра труппы, на днях пережившего тяжёлый развод. Картина Ноа Баумбака «Брачная история», многократно номинированная на премию «Оскар», принесла Лоре Дёрн награду за лучшую женскую роль второго плана.

Кадр из фильма Нао Баумбака «Брачная история»

«Быть живым», — заклинает Борис Локшин в рецензии на фильм для журнала «Искусство кино». Чарли — режиссёр, Николь (Скарлетт Йоханссон) — актриса. Они в браке 10 лет, воспитывают сознательного, эмпатичного ребёнка. Однажды Николь спросила у Чарли свой номер телефона и получив ответ: «Не знаю», — подала на развод. Картина, собственно, о мучительном процессе развода и чуть-чуть — о любви. Впрочем, в своей статье Локшин гораздо больше внимания уделяет фильму Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Матрицу брачных отношений, выстроенную Бергманом, он называет «универсальной», «общеприлагаемой», то есть фундаментальной для всех последующих художественных текстов о разводе, в том числе и для картины Баумбака. В фильме Бергмана — Марианна и Йохан, которые после долгих лет совместной жизни разошлись: решили, что не могут больше жить в нелюбви. А через много лет встретились «в тёмном доме где-то на земле», бросив семьи, и долго любили друг друга — до самого рассвета.

Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана

«Йохан и Марианна „живы“ друг с другом только тогда, когда они мучительно пытаются друг от друга оторваться, — пишет Локшин, — И в этой невыносимости оказывается, что где-то в глубине отношений была любовь. Только внутри комфортного, правильно организованного буржуазного брака до этой любви невозможно было достучаться. Герои находились в отдельных комнатах со стенами, обитыми ватой. А когда эти стены рухнули», они остались одинокими, внебрачными любовниками. Где-то на краю вселенной.

Эта «картина — о любви. А значит, она о жизни…без любви нет никакой жизни».

Почему?

Доцент кафедры поведенческой неврологии Колорадского университета в Боулдере Зои Дональдсон год наблюдала за мозговой активностью полевых мышей. Она обнаружила неизученный ранее набор клеток, которые «светятся», когда одна особь после длительной разлуки воссоединяется с другой.

Полевки, как и люди, входят в 3-5% млекопитающих, которые стремятся к созданию прочных моногамных связей. Задачей Дональдсон было выяснить, как эти связи поддерживаются и что случается, если «влюблённых» надолго разлучить.

Для исследования учёная использовала мини-камеры и технологию in-vivo-calcium imaging, которая позволяет наблюдать за мозговой активностью подопытных в их естественной среде обитания (отсюда in-vivo — эксперимент проводится внутри живого организма). Этот метод помогает спонтанно и одновременно визуализировать активность в сотнях отдельных нейронов. Знаковую роль в этом процессе играют флуоресцентные сенсоры.

Технология in-vivo calcium imaging

Введём несколько понятий:

  • Люминесценция — нетепловое свечение клеток после поглощения энергии возбуждения.
  • Флуоресценция — это разновидность люминесценции. Свечение затухает сразу после прекращения возбуждения.

Благодаря наблюдению за колебаниями флуоресценции, эксперты улавливают активность нейронов. Зои Дональдсон было интересно изменение этой активности в трёх ситуациях:

  1. Во время первой встречи одной особи с другой;
  2. Через три дня после этой встречи;
  3. Через 20 дней после совместной жизни особей.

Потом мышей разлучали и через некоторое время воссоединили.

Немного наблюдений

  • Когда мыши находились в одной и той же среде обитания, их мозг действовал одинаково.
  • Чем дольше полевки были друг с другом до разлучения, тем крепче стала их связь и тем ярче светился открытый Дональдсон набор нейронов после воссоединения.
  • При встрече с обычной прохожей мышью в мозговой системе подопытных активировался совершенно другой набор нейронов.

Исходя из этих наблюдений, ученые сделали вывод: у полевок (и людей) есть глубинное, биологически обусловленное стремление к воссоединению с теми, кто им дорог. Моногамные млекопитающие не только запрограммированы на создание прочных длительных связей, но и подвластны глубокому влиянию отношений со своими партнерами.

Пионером исследований в этой области была Елена Фишер, которая в 2005 году с помощью магниторезонансной томографии впервые сделала снимки мозга — «в любви». Это исследование выявило: в период романтической любви мозг усиливает положительные эмоции, а нейронные каналы, отвечающие за выработку негативных эмоций (страх, раздражение), деактивированы.

Нейронная активность мозга влюблённого

Перспективы и проблемы исследования

Научная работа Дональдсон — часть обширного исследования, направленного на помощь людям с аутизмом, аффективными расстройствами и другими проблемами в области социализации.
Учёная подчеркивает, что проведённая работа — только начало дальнейших исследований. К тому же, непонятно, насколько проявляемое в свечении нейронов «желание» полевок сопоставимо с человеческими эмоциями.

Еще одна проблема — в самой моногамии. В современном гетерогенном обществе модель моногамной семьи как единственно возможной устарела. Полиаморные отношения, по своей сути противопоставленные моногамным, становятся таким же естественным и нормальным проявлением любви. Поэтому сопоставление мозговой активности полевок и людей на основе принципа моногамности кажется противоречивым.

Быть живым

Профессор Хьюстонского университета Брене Браун, специализирующаяся на изучении социальных взаимодействий, так прокомментировала исследование: «Чувство любви и принадлежности необходимо людям. Мы биологически, поведенчески, физически и духовно связаны с любовью. Когда любви не случается, мы не функционируем так, как задумывалось».

Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана

А это Борис Локшин со своим настойчивым кличем: «Быть живым» — значит отражаться в ком-то. Ты не можешь быть живым один, всегда с кем-то. Потому что если ты ни в ком не отражаешься, то как ты узнаешь, живой ты или нет? Можно постоянно искать отражение в ком-то, но такое отражение переменчиво и недолговечно. В конце концов, для отражения нужно и постоянное зеркало. Которому доверяешь».

Дело, наверное, не в количестве партнёров. Просто людям нужны люди.

Тут о научном:

А тут о людях: