Изменения жизненных ориентиров почти никогда не проходят легко, особенно если они случаются слишком быстро. Это можно видеть на примере Африки, где в считанные десятилетия традиционная культура многих сообществ уступила место мировым религиям. Посмотрим на пространственные особенности преобразований в религиозной сфере и их последствия для африканского континента и мира — через данные.
Особенности религиозности населения Африки
Ни один другой регион мира не претерпел столь стремительных преобразований в религиозной сфере, как Африка. Если в начале прошлого века здесь доминировали этнические (традиционные африканские) религии, то сегодня их место заняли христианство и ислам, к которым примерно в равных пропорциях принадлежит большая часть населения континента. Во многих африканских странах этот переход произошёл при жизни одного поколения, тогда как в Европе и России замещение этнических религий христианством занимало сотни лет.
Интересна Африка не только преобразованиями конфессиональной структуры населения, но и эффектами от этого процесса.
Скорость преобразований в религиозной сфере находит отражение в синкретизме, при котором верующий исповедует сразу несколько религий. Даже после перехода в мировую религию он может пользоваться традиционными амулетами, придерживаться различных суеверий, посещать шамана и места, традиционно считающиеся священными. В реликтовой форме суеверий этнические религии в той или иной степени сохраняются почти повсеместно в мире. Некоторые формы синкретизма глубоко проникли в учение мировых религий, что особенно характерно для протестантских течений, и даже выросли в самостоятельные религии: например, христлам — смешение христианства и ислама на основе культуры народа йоруба (Нигерия) — или в учения многочисленных африканских независимых церквей. Подчёркивая местную специфику, некоторые исследователи даже выделяют афрохристианство и афроислам, которые они считают отличными от соответствующих мировых религий. Учитывая все разнообразие существующих в мире религиозных практик, вопрос о существовании «эталонных форм» столь крупных религий спорный, но обряды и убеждения африканских верующих действительно во многом уникальны.
Африка — самый религиозный континент мира
В отличии от европейских стран, присутствие религии в жизни африканских обществ не ограничивается посещением храмов или мечетей, она проникает во все сферы жизни. Согласно социологическим исследованиям Gallup International 2012 года [6] и Pew Forum on Religion and Public Life 2010 года [5], Африка — самый религиозный регион мира. Во многих странах этого континента, особенно к югу от Сахары, доля религиозного населения превышает 80%. Среди населения популярны теократические идеалы и принципы организации общества, основанные на Писании, которое чаще всего понимается буквально. Идея установления государственных законов на основании Библии или Шариата находит поддержку у большинства христиан (60%) и мусульман (63%) Африки южнее Сахары соответственно. Среди населения этого региона широко распространены эсхатологические ожидания: более 60% христиан верят в то, что Второе пришествие Христа произойдёт ещё при их жизни, а более половины мусульман — в воссоздание на глазах их поколения Всемирного Халифата.
Высокая религиозность населения Африки вызывает неподдельное удивление жителей «секулярных» стран. Службы некоторых «мегацерквей» собирают целые стадионы и напоминают популярные шоу, которые держат зрителя в постоянном напряжении и заставляют принимать в нём активное участие. Пасторы зарабатывают авторитет и известность не только харизматичной манерой ведения проповеди, но и многочисленными чудесами, в том числе исцелениями и даже воскрешениями. Нередко священнослужители из Африки приглашаются в европейские страны для «оживления» служб и обмена опытом, например, для разработки новых миссионерских стратегий.
Ещё одна особенность Африки состоит в интенсивности религиозной конкуренции. Активная борьба за верующих между мировыми религиями и их направлениями создала питательную почву для конфликтов, возникновения террористических квазирелигиозных организаций, становления этнорелигиозных радикальных движений и других деструктивных процессов. Кроме того, религиозные организации стали всё чаще вовлекаться в общественно-политические процессы, вступая в конкуренцию с государственным структурами.
Всё перевернулось: трансформация религий Африки
О масштабах изменений в религиозной сфере Африки можно судить на основе датасета конфессиональной статистики на уровне регионов мира и их стран, предоставляемой American Association of Religious Data Archives [3, 4]. Данные свидетельствуют о том, что эти изменения определялись, в первую очередь, активной деятельностью европейских и североамериканских миссионерских обществ. Из-за многочисленных трудностей долгое время успехи миссионеров оставались чрезвычайно скромными — к 1900 году доля христиан в населении Африки составляла лишь 9%, значительная часть которых была европейцами. Ислам, представляющийся основным конкурентом христианства, к этому времени уже занял прочные позиции в странах Северной и Восточной Африки, а доля его последователей составляла почти 35% от всего населения континента. Рост христианской и мусульманской общины, помимо естественного прироста, обеспечивался в основном за счет конверсии (перехода из одной религии в другую) последователей этнических религий, чья доля на тот момент достигала 55%.
Тем не менее к 2015 году конфессиональная структура населения Африки фактически перевернулась (рис. 1) — христианство из незначительного меньшинства превратилось в крупнейшую религию в регионе, опередив этнические религии и ислам. Во многом это оказалось возможным благодаря широкой поддержке метрополий, которая позволила христианским организациям создать культовую (церкви, миссионерские станции и другое) и внекультовую инфраструктуру (образовательные учреждения, больницы, типографии и другое), обеспечивающую социальные лифты. Это стало серьёзным конкурентным преимуществом для христианства. После краха колониальной системы сеть этих объектов сохранилась и даже расширилась, а христианство продолжило привлекать новых последователей. Сегодня помимо образования религиозные организации предлагают последователям финансовые, юридические, консалтинговые и иные услуги.
Рисунок 1. Динамика конфессиональной структуры населения Африки в 1900–2015 гг., %
Анализ статистики за 1910–2010 годы на уровне стран континента [4] позволил установить, что в географическом отношении трансформационные процессы в конфессиональном пространстве Африки носили неравномерный характер. Это хорошо видно на картосхемах, отображающих динамику типов конфессиональной структуры населения. Эти типы выделялись не произвольно, а с опорой на модель религиозной конкуренции, разработанной российским географом С. А. Гороховым (см. подробнее: [1]). Такой подход позволил обобщённо, но в то же время достаточно подробно проиллюстрировать произошедшие изменения. Для удобства восприятия все типы были разделены на четыре группы, указанные в условных обозначениях (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика типов конфессиональной структуры населения стран Африки, 1910–2010 гг. Источник: [2]
Трансформационные процессы в религиозной сфере затронули практически все страны этого региона. Исключением стали лишь те, где к началу рассматриваемого периода ислам уже был крупнейшей религией. В отдельных странах эти процессы продолжаются. Например, в Мадагаскаре, Того, Гвинее-Бисау, где этнические религии сохраняют свои позиции, а также в странах, в которых достаточно долго наблюдается паритет христианства и ислама.
Во всех остальных государствах Африки экспансия христианства и ислама привела к повсеместному замещению этнорелигий, которые сохранились лишь в отдельных «резерватах» на периферии влияния мировых религий. С постепенным «истощением» конверсионного ресурса этнорелигий в постколониальный этап стали появляться страны, где основными «конкурирующими игроками» были ислам и христианство. Встречное расширение этих мировых религий привело к образованию широтно вытянутого пояса стран, к югу от которого доминирует христианство, а к северу — ислам. Он проходит через территорию Либерии, Гвинеи, Кот-д’Ивуара, Ганы, Буркина-Фасо, Того, Бенина, Нигерии, Камеруна, Чада, ЦАР, Судана, Южного Судана, Эфиопии, Кении и Танзании. К этой зоне приурочена деятельность многочисленных радикальных группировок, аффилирующих себя с религиозными или этнорелигиозными движениями.
В Африке будущее
В начале ХХ века Африка имела не слишком привлекательный облик в представлениях европейцев. Её часто называли могилой белого человека, а её жителей — дикарями, которых необходимо приобщить к цивилизации в европейском понимании этого слова. Спустя сто лет Африка стала восприниматься крупными религиозными организациями как «континент надежды». Это название отражает не только позитивные ожидания, связанные со стремительным экономическим развитием континента, но и с его определяющей ролью в изменении соотношения численности религиозных общин в будущем. Действительно, этот регион был одним из главных драйверов изменений глобального конфессионального пространства — её вклад в глобальную христианскую и мусульманскую общину с 1900 по 2015 годы вырос с 1,7 до 25,3% и с 18,6 до 28,1% соответственно. Эта тенденция, судя по всему, устойчива, поэтому мировые религии больше не могут игнорировать запросы верующих и стремления священнослужителей из стран Африки. Благодаря этому представленность африканцев в управленческих структурах религиозных организаций возрастает, хотя некоторые элементы дискриминации сохраняются. Теологические и религиоведческие учебные заведения стран Африки готовят тысячи выпускников, стремящихся посвятить свою жизнь религиозному служению. Часть из них основывает собственные религиозные организации, в том числе международные.
Стремительные преобразования в конфессиональном пространстве Африки сыграли важную роль в перераспределении верующих между регионами мира. В настоящее время каждый четвёртый христианин и мусульманин в мире — представитель африканского континента. Его огромный демографический потенциал заставляет мировые религии уделять ему особое внимание, что, в свою очередь, приводит к распространению специфических форм христианства и в меньшей степени ислама за пределами Африки. Эта тенденция только начинает набирать обороты. Благодаря экспорту соответствующих идей вместе с дочерними религиозными организациями, миграцией, СМИ и культурным обменом в будущем она может проявиться ещё ярче.
Источники
- Горохов С. А. География религий: Циклы развития глобального конфессионального пространства: монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 235 с.
- Захаров И. А. География религий: трансформация конфессионального пространства Африки: монография / И. А. Захаров; предисловие члена-корреспондента РАН Л. Л. Фитуни. М.: Институт Африки РАН, 2020. 148 с.
- Brown, D., & James, P. (2020, January 10). Religious Characteristics of States Dataset Project — Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Regions only. URL: https://www.thearda.com/data-archive?fid=RCSREG2&tab=3 (дата обращения 14.12.2023).
- Brown, D., & James, P. (2020, January 10). Religious Characteristics of States Dataset Project — Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries only. URL: https://www.thearda.com/data-archive?fid=RCSDEM2 (дата обращения 14.12.2023).
- Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa. The Pew Forum on Religion and Public Life. 2010.
- WIN-Gallup International Global Index of Religiosity and Atheism, 2012. URL: https://web.archive.org/web/20131021065544/http:/www.wingia.com/web/files/news/14/file/14.pdf P. 12, 18–19 (дата обращения: 14.12.2023).