Читать нас в Telegram
IT-евангелист
Иллюстратор: Александра Комарова

Под ростом технологического сектора экономики меняется рынок труда. Когда на место старых профессий потихоньку ставят роботов, другие профессии трансформируется, чтобы «подружиться» с этими роботами. Появляются такие профессии как кибердетектив, digital археолог, IT-евангелист и многие другие. Рубрика «Новый рынок труда» от социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь расскажет о трансформациях в трудовом секторе.

Сегодня мы расскажем про профессию IT-евангелист.

1984: Евангелисты против Большого Брата

В 1981 году компания IBM выпускает компьютер IBM PC 5100, который выходит на первое место по продажам компьютеров. На 1985 год капитализация IBM составляла 209 млн. $, она была в большом отрыве от других it-компаний. Если бы остальные три лидирующие компании объединились, то их капитализация всего на 10 млн. $ обогнала IBM [1].

Apple в то время не входило даже в топ-5 it-компаний. Компьютеры Apple II нашли свою нишу в игровой и образовательной сфере, а Apple III быстро ушел в небытие. Apple сложно было конкурировать в сфере продаж, поэтому они выбрали сферу идей. Так в 1984 году, выходит Macintosh, который добивается успеха благодаря первому применению мыши, графического интерфейса, большого количества софта и главное — рекламной кампании. Первая презентация Macintosh от Стива Джобса — яркий пример IT-евангелизма.

Первая презентация Macintosh. 1984

 Чтобы завоевать рынок софта маркетолог Майк Бойх предлагает концепцию «software evangelist» и нанимает предпринимателя Гая Кавасаки. Американец гавайского происхождения распространяет идеологию Apple на сотрудников компании, разработчиков программ и массового потребителя. В результате количество софта на Macintosh увеличилось, а Гай Кавасаки научил весь мир пользоваться мышью. Конкурируя «на словах» с IBM, яблочные евангелисты распространили Macintosh во все сферы жизни. Macintosh заложил основы компьютерной экосистемы, а Гай Кавасаки — основы экосистемы компании.

Возлюби концепцию свою

Теперь, когда разрабатывается новый технологии, новый взгляд на мир, евангелисты читают свою «насценную» проповедь для адептов во всем мире.

Само слово «евангелизм» взято не случайно. Методы распространения идей сходны с методами апостолов. Как и апостолы, IT-евангелисты обращаются к широким массам для пропаганды своей веры. Основная идея IT-евангелизма — это завоевать не столько кошельки, сколько сердца людей.

Евангелисты выступают на конференциях, форумах, презентуют новые продукты, ведут блоги компании и дают интервью для СМИ. У IT-евангелистов часто есть журналистское или маркетинговое образование. Они не создают идеальный образ продукта, они любят продукт такой, какой он есть, со всеми плюсами и минусами. О своей любви они готовы рассказывать каждому прохожему.

Если вы подумали, что это похоже на PR, то как бы не так. В основе лежит четкое понимание того, как работает их продукт. Он может понятно объяснить это как опытному программисту, так и вашей бабушке. Такого понимания продукта добиться очень сложно, не написав ни строчки кода. Именно поэтому евангелистам нужен опыт в it и знания программирования.

Евангелисты заражают публику и самих разработчиков идеями, чтобы они распространялись через «сарафанное» радио. Такие люди активные, общительные, обладают отличным чувством юмора, поставленной речью. Они смотрят на свой продукт горящими глазами и видят его светлое будущее. IT-евангелизм — это сложное искусство, совмещающее риторику и программирование.

Рынок IT-евангелизма

Профессия евангелист в Америке звучит не так экзотично, как в России. IT-евангелисты (technology evangelist) там распространены с конца 20 века. Сейчас с развитием и распространение стартапов навыки евангелизма становятся обязательными для каждого члена it-проекта. Даже в начальных школах начинают учить созданию презентаций и сторителлингу.

По-русски должность IT-евангелиста называется «эксперт по стратегическим технологиям». Самые известные — Георгий Бакунов (Яндекс), Петр Гоголоев (MyTona). В российском офисе Microsoft целый пул IT-евангелистов: Михаил Черномордиков, Андрей Ивашенцев, Дмитрий Сошников. Все они ведут активную популяризаторскую деятельность как своих продуктов, так и самой профессии IT-евангелист.

Тема IT-евангелистов в России освещается еще с 2011 года, но до сих пор не получила повсеместного развития. Евангелисты востребованы только для компаний мирового масштаба, тогда как региональные проекты обходятся без них. Основатели порой сами выступают в роли евангелистов, ведь именно они и есть истинные верующие в свой продукт, способный помочь человечеству.

Если вы вдруг решили стать евангелистом, то работу в регионах будете искать долго: сложно найти продукт, в который вы будете верить, а если он есть, вряд ли компании нужен такой человек. Не забывайте, что евангелизм — в первую очередь про искреннюю веру в пользу продукта, а проекты, способные помочь человечеству, в большинстве своем реализуется в столице.

«Мак-до» — духовный путь евангелиста

Первый из всех евангелистов, продвигающий как технологии Apple, так и свой личный бренд — Гай Кавасаки, написал множество книг по IT-евангелизму. В работе «The Macintosh way» он сравнивает путь IT-евангелиста с путем самурая. Такой путь можно назвать «Мак-до»: «Mac» (от Macintosh) и «До» (от яп. путь). По сути работа описывает не психологию, не философию, а практику жизни, позволяющую достичь духовного совершенствования незнающему человеку [5]. Сейчас Гай Кавасаки работает евангелистом в стартапе Canva.

Гай Кавасаки с компьютером линейки Macintosh

На своем сайте он дает 11 советов, как надо читать проповеди о своем продукте.

  1. Сделайте великолепный продукт. Очень сложно продвигать никому не нужную дрянь. Начальная точка в евангелизме — это великолепный продукт, который обладает следующими характеристиками:
    — Глубиной. Продукт имеет множество функций, он предвосхищает потребности.
    — Умом. Когда люди используют ваш продукт, они понимают, что кто-то решил их потребности или боли.
    — Законченностью. Продукт совмещает в себе все, что нужно. Законченная программа — это не только файл, но и документация, поддержка и возможности для улучшений.
    — Расширением возможностей людей. Великие вещи дополняют возможности людей, а не противоречат им.
    — Элегантностью. Продукт не только функциональный, но и хорошо спроектированный.
  2. Позиционируйте продукт, как «миссию». Продукт — это набор деталей и функций, а «миссия» меняет жизни людей. Евангелистам необходимо достичь морального превосходства и выйти за рамки обмена денег на товары и услуги.
  3. Любите то, что проповедуете. Вы должны искренне верить в свою «миссию», потому что евангелизм — это не работа, а образ жизни. Любовь к продукту также важна, как хорошее образование и опыт работы.
  4. Не бросайтесь словами. Не описывайте свой продукт как «революция», «смена парадигмы», «скачок прогресса». Люди не покупают «революции». Пусть ваша речь будет простой.
  5. Ищите агностиков, игнорируйте атеистов. Очень сложно обратить человека в другую «религию», гораздо легче, если человек ни разу не использовал ваш продукт.
  6. Дайте людям попробовать «миссию». Евангелисты не заваливают людей рекламой. Если вера в качество продукта сильна, то почему бы людям самим не попробовать продукт и не обратиться в вашу веру?
  7. Научитесь давать демонстрации. Демонстрация — это ваша вторая природа. Именно демонстрации сделали Стива Джобса величайшими евангелистом Apple.
  8. Сделайте первый шаг легким и безопасным. Путь к принятию продукта — извилистый и трудный, вы должны убрать все препятствия.
  9. Игнорируйте титулы и статусы. Элитарность — враг евангелиста. Если хотите быть успешным, воспринимайте людей такими, какие они есть, не обращайте внимание на социальный статус.
  10. Никогда не лгите. Ложь — отвратительна с моральной и этической точки зрения. Более того, она отнимает много жизненных сил и энергии, потому что необходимо подтверждать, что вы сказали.
  11. Помните своих друзей. Будьте вежливыми с людьми на пути вверх, потому что вы снова встретите их, когда пойдете вниз.
  12. Главное различие между продажником и евангелистом лежит в восприятии продукта. Продажник мыслит категориями: «Комиссия, квота, закрытие сделки», тогда как кредо евангелиста: «Попробуй это, и это действительно поможет тебе» [4].

Заключение

По данным «Атласа новых профессий» IT-евангелисты должны обладать навыками управления проектами, мультиязычностью, программированием, клиентоориентированностью и навыками работы с людьми. Все эти навыки можно получить на специальностях «Лингвистика» или «Медиакоммуникация».

В 2021 году в Пермской Вышке будет осуществляться набор на программу «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе». Она является отличным стартом для начала карьеры IT-евангелиста.

Искренняя вера в то, что вы делаете, — это начало успеха.

Источники

  1. Apple won’t always rule. Just look at IBM.
  2. Technical Evangelist Salaries
  3. The Art of Evangelism
  4. The Macintosh Way.