Читать нас в Telegram
паратекст
Иллюстратор: Женя Родикова

Французский термин «паратекст» происходит от греческого para (около) и латинского textum (ткань, связь слов). В печатной культуре паратекстом называют все, что окружает и дополняет основной текст. Например, иллюстрации, заголовки, ремарки автора, предисловия. Эти элементы упрощают понимание текста для читателя. Поэтому паратекст можно так же назвать способом привлечения внимания читателей к основному тексту. Благодаря паратексту можно понять содержание текста, не читая его. Заголовок, например, задает тематику текста, фотографии и схемы поясняют события в нем.

С развитием технологий функции печатного текста перенеслись в цифровую среду, а вместе с ним и паратекст.

Что такое паратекст и какие у него функции?

Как мы выяснили, паратекст — это те элементы, которые сопровождают основной текст и дополняют его. У паратекста есть несколько основных функций. Во-первых, его элементы подсказывают читателю, как воспринимать и понимать книгу или документ. Например, стихотворение поэта мы можем интерпретировать и анализировать, опираясь на год написания и соотнося события из жизни автора и его современников с образом лирического героя в стихотворении. Во-вторых, паратекст направляет внимание читателя и его навигацию по тексту. Обычно этому способствуют оглавление и нумерация страниц.

И наконец, коммерческая функция, суть которой состоит в продвижении книги и повышении ее продаж. Главную роль тут играют такие паратекстуальные элементы как обложка и титульный лист, поскольку именно их видит читатель, когда впервые берет книгу в руки. Человек может купить книгу, лишь взглянув на обложку. Возможно, потом ему не понравится прочитанное, но с точки зрения бизнеса важно, что он купил ее. Таким образом растут продажи у издателя.

Витрина новинок в книжном магазине. Паратекст-обложка привлекает покупателей

C печатными книгами все понятно, а как устроен паратекст в цифровой среде?

Паратекст электронных текстов и книг

У электронных книг есть почти все те же элементы, что и у обычных: иллюстрации, заглавия, номера страниц.

Глава «Алисы в стране чудес» в «ЛитРес: читалке»

Красочное оформление обложки важно для продажи не только печатных книг:

Цифровая витрина книг, Bookmate

Цифровой паратекст дает читателям много новых возможностей. Например, настраивать отображение книг: показывать одну страницу или две, скрывать метаданные или оставлять их. Можно искать слова или фразы во всем тексте, за секунду переноситься с одной страницы на любую другую.

Читатель может сохранить документ в собственной «библиотеке», поделиться постоянной ссылкой в социальных сетях и оставить на странице книги на сайте свой комментарий с впечатлениями. Такой отзыв тоже становится паратекстом.

Не только книги: паратекст фильмов

Как мы выяснили, паратекст книги с коммерческой точки зрения — это обложка, рецензия, имя автора. С фильмами все схоже. Паратекст фильма начинается с трейлера. Короткий ролик о содержании фильма привлекает людей и формирует ожидания от картины. Так же работают листовки и плакаты с обложкой фильма. Они создают ажиотаж и шумиху, завлекают людей и создают интригу.

Постер фильма «Марсианин»

Например, в 2014 году вышел научно-фантастический фильм «Марсианин». Он привлек много зрителей и стал популярным еще до выхода в прокат в том числе благодаря трейлеру и виральному маркетингу на всех возможных площадках, использовании разных технологий, в том числе — виртуальной реальности в качестве сопроводительного контента, что тоже можно назвать паратекстом. Он позволяет аудитории общаться в комментариях под постами с трейлером или с другим промо и обмениваться ожиданиями и впечатлениями о фильме.

Подобно онлайн-библиотекам и магазинам онлайн-книг, существуют онлайн-кинотеатры. На странице фильма можно найти все сведения о нем(их еще называют метаданными): дату и место создания, режиссера, список актеров и т.д. Здесь же есть постер и трейлер, кнопки для того, чтобы поделиться фильмом в соцсетях. Рейтинг фильма — тоже элемент паратекста. Он показывает, насколько его оценили те, кто уже смотрел фильм. Взглянув на оценку зрителей, мы можем решить для себя, стоит ли смотреть кино или нет.

В некотором смысле , персонализированные рекомендации на сайтах вроде Литреса и Кинопоиска — это, своего рода индивидуальные паратексты. Так, паратекст в цифровом пространстве стал более гибким, его возможности расширились до аудио и видео, а что самое главное — он постоянно окружает нас на различных сайтах, помогает ориентироваться и выбирать контент, даже если мы не знаем, что перед нами паратекст и не задумываемся, почему субботним вечером выбираем именно Марсианина к просмотру.

Источники