Методология осталась прежней: мы проанализировали тексты этих двух произведений с помощью кода на языке python. Анализ текста Пушкина опирался в основном на глаголы и прилагательные, как полные, так и краткие. Стоит сразу указать на ограничения нашего анализа — код собирает глаголы и прилагательные, относящиеся как к одушевленным, так и неодушевленным предметам.
В итоге у нас получились csv-файлы, из которых мы вручную исключили некоторые слова: местоимения, попавшие в файл с прилагательными из-за особенностей морфологической разметки в pymorphy2, а также часто встречаемые модальные и вспомогательные глаголы: мочь, хотеть, стать. Кроме того, для большей наглядности мы исключили глаголы «сказать» и «говорить».
Исследование не претендует на глубокий филологический анализ, это скорее попытка рассмотреть школьную программу по литературе через призму современных ценностей. Произведения, которые изучают современные школьники, также формируют картину мира и влияют на представление о том, какими должны быть мужчины и женщины.
«Прехрабрая дама» и «милая девушка»
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Александр Сергеевич написал осенью 1830 года в Болдино, куда вынужден был поехать по наследственным делам и для оформления приданого для будущей жены. Автором Пушкин обозначил Ивана Петровича Белкина, а себя – издателем. «Капитанскую дочку» классик начал писать в 1833 году, из-за цензуры много раз ее переписывал. Чтобы показать историю Пугачевского восстания, Пушкин даже получил от Николая I доступ к документам и семейным архивам. Как описывались женщины и мужчины в этих текстах?
Самые главные женские образы произведений — капитанская дочка Маша Миронова, ее мать Василиса Егоровна, барышня-крестьянка Лиза, дочь станционного смотрителя Дуня, обманутая в метель Марья Гавриловна. Судьбам этих девушек и женщин, за исключением разве что Лизы Муромской, нельзя позавидовать.
Марья Миронова хоть и спасла своего возлюбленного Петра Гринева и вышла за него замуж, но осталась сиротой и пережила жестокое убийство обоих родителей. Ее мать Василиса Егоровна была «прехраброй дамой» и «управляла крепостию так точно, как и своим домком», однако погибла по приказу «беглого каторжника» («Унять старую ведьму!») и перед смертью увидела тело своего мужа Ивана Кузмича на виселице. Ради роскошной жизни с молодым офицером Дуне Выриной пришлось отречься от отца. А Марья Гавриловна была жестоко обманута офицером Бурминым и обвенчалась с совершенно неизвестным ей человеком.
Женщины также меньше участвовали в диалогах в этих текстах — слово «сказать» в мужском роде встречается в три раза чаще, чем в женском. В целом, женским персонажам уделено меньше внимания – общее количество лексем женского рода меньше в три раза, чем мужского.
На удивление, женщины в «Повестях Белкина» и «Капитанской дочке» чаще всего возражают, кричат и ожидают. Причем глагол «возразить» относился к самым сильным женским персонажам из «Капитанской дочки» и «Повестей Белкина» — комендантше Василисе Егоровне и барышне-крестьянке Лизе. Маша Миронова и Марья Гавриловна не возражали ни разу на протяжении всех текстов. Мужчины в то же время думают, узнают, велят и возражают. У мужчин и женщин, исходя из анализа текста Пушкина, одинаково активная позиция в произведениях, однако у мужчин образ складывается более рациональный, а у женщин – эмоциональный.
Чаще всего главные героини Пушкина молодые, добрые, милые и бедные, а герои – бедные, немые, старые и добрые. В отношении женщин прилагательное «бедная» использовалось не как характеристика их материального положения, но как описание общей тяжести их судеб: «бедная моя Дуня», «бедная Марья Ивановна», «покорная бедная сирота», «бедная девушка».
Если же слово «бедный» использовалось по отношению к мужчине, то это был либо старик, либо покойный, либо речь шла о материально бедном человеке: «бедный старик», «бедный тамошний дворянин», «голова бедного калмыка упала к ногам коменданта». Чуть реже у описания мужчин встречаются такие прилагательные, как должный, виноватый и готовый. Это можно объяснить темой произведений и описанной эпохой – мужчины служили и сражались, когда женщины были хранительницами очага.
Мы провели и общий анализ текстов Пушкина, чтобы сравнить, поменяются ли наши прошлые выводы. В прошлый раз наиболее частыми глаголами у женщин чаще встречались глаголы «ждать», «любить», «плакать» и «знать». Сейчас же мы видим, что женщины чаще возражали, сидели, хотели и поражали. Женские глаголы «ждать» и «плакать» хоть и опустились в нашем «рейтинге» упоминаний, но все-таки остались в 20 наиболее часто используемых словах. А вот у мужчин на первом месте так и остался глагол «думать», к нему добавился «велеть», хотя до этого на его месте был глагол «читать». «Любить» в прошлый раз входил в число четырех часто используемых слов, а теперь опустился в конец списка.
В прошлом исследовании мы определили, что для женщин Пушкин чаще всего использовал прилагательные «молодая» и «милая». Эти же прилагательные остались на своих позициях и при добавлении «Капитанской дочки» и «Повестей Белкина». Самое частое прилагательное не поменялось и у мужчин – это «немой». Некоторые единицы все же поменялись, так к мужским прилагательным добавились слова «покойный» и «должный».
Проведя дополнительный анализ, мы увидели, что женщины у А.С.Пушкина более активные, чем мы предполагали. Они возражают, решаются и кричат, несмотря на то, что автор описывает их в три раза меньше, чем мужчин. Мужчины у классика все также чаще «думают», что показывает их интеллектуальные способности. У мужчин часто встречается глагол «дать», а у женщин – «принять». И у мужчин, и у женщин, как и раньше, в описании часто встречается прилагательное «милый». Мужчины так и остались верными, веселыми и счастливыми, иногда печальными, хотя добавились прилагательные «должный» и «виноватый».