Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Про медиа, геологию и глубокое время 

Медиа происходит от латинского слова «medium» — «посредник». Под «медиа» часто подразумевают средства массовой коммуникации — новости, видео, посты в социальных сетях и так далее, однако слово «медиа» применимо и к устройствам — телефонам, планшетам, ноутбукам. 

Долгое время в исследовательском пространстве господствует теория Маршала Маклюэна о медиа. Артефакты (культурные явления — газеты, радио, телевидение, книги и так далее) он рассматривал как продолжения органов чувств человека. Но ситуация меняется. У медиа есть не только когнитивная, но и материальная составляющая. У нас есть медиаданные, а есть медиатехнологии. Первое — это то, что содержит информацию, различные виды данных: это может быть текст, видео, аудио и так далее. Медиатехнологии — это технологии работы с медиаданными, то есть их объект — информация. В данном тексте мы будем говорить именно про процесс создания медиатехнологий. 

По сути это «геологический процесс»: каждый культурный артефакт от лампы в комнате до дезинфектора в общественном месте создан с использованием элементов, на производство которых Земле потребовались миллиарды лет. Эти предметы используются человеком лишь несколько лет, после чего становятся непригодны и выкидываются. 

С точки зрения глубокого времени [1] жизнь медиатехнологий в сравнении очень коротка. Например, природный процесс образования нефти из органических останков занимает минимум 10 миллионов лет, в то время как телефоны обычно используются не более 10 лет. Тем не менее, медиатехнологии существенно истощают земные ресурсы и вредят окружающей среде. Речь о загрязнении не только электронными отходами, но и отходами производства, потерянными при перевозке контейнерами и так далее. 

Кейт Кроуфорд и Владан Джолер, исследователи медиатехнологий и ИИ, в 2018 году опубликовали статью «Анатомия системы ИИ», в которой они изучали рождение, жизнь и смерть медиатехнологий на примере голосового помощника Алексы. Они рассказывают про анатомию искусственного интеллекта не через линейную схему, где после А следует Б, а через фрактальные структуры, а именно треугольник Серпинского (подробно его можно рассмотреть тут).

«Анатомия системы ИИ». Авторы: Кейт Кроуфорд и Владан Джолер (2018). Источник: https://anatomyof.ai/

С помощью этой схемы можно описать, как одно действие связано с другим, как в производстве ресурс становится продуктом, а продукт ресурсом. Например, литий — металл, который используется в черной и цветной металлургии — это ресурс, который используется в изготовлении аккумуляторов. Аккумулятор, в свою очередь, — это продукт производства, который станет ресурсом для изготовления, например, автомобиля Tesla.

Другой пример: корпус Iphone 12 изготавливается из алюминия. Процесс добычи алюминия делится на три основных этапа. Все начинается с добычи бокситов — алюминийсодержащей руды. Затем она перерабатывается в глинозем — оксид алюминия (Al₂O₃ — белый рассыпчатый порошок). Чистый алюминий получают после электролиза — распада оксида алюминия на составные части под воздействием электрического тока. Из 4-5 тонн бокситов получается 2 тонны глинозема, из которого производят тонну алюминия. 

Iphone 12 весит в среднем 164 грамма. Мы не знаем, что внутри этого телефона: сколько примерно весит аккумулятор, мелкие детали и так далее. Но предположим, что из 164 грамм примерно 40% — это алюминиевый корпус. Значит, корпус весит 65,6 граммов. Из той одной добытой тонны алюминия мы получим чуть больше 15.000 Iphone 12. Может показаться, что это довольно много — может быть, столько Iphone продают в России за два или три дня. Но в 2020 году Apple продала около 2 миллионов iPhone 12 за первые 24 часа по предварительным заказам. Чтобы изготовить такое количество, потребуется около 133 тонн чистого алюминия. Чтобы получить столько тонн алюминия, необходимо 665 тонн бокситов. И столько тонн придется выкопать только для предпродаж (если алюминиевый корпус все же составляет 40% от массы). 

Официально срок службы продуктов от Apple составляет 3 года. В теории, спустя три года 2 миллиона Iphone 12 превратятся в твердые отходы. И это будет уже не руда, которая хранится в недрах Земли, а мусор, который разрушает экосистемы, вредит экологии, разлагает почву и загрязняет океан. Алюминий не разлагается сам по себе, а тем более не разлагается литий-ионный аккумулятор Iphone. Земле потребовались миллиарды лет, чтобы сформировать руду, которая содержит алюминий. А пользоваться продуктом, который содержит алюминий, мы будем только 3 года. Этот продукт никуда не уходит — он накапливается в свалки. Мы перестаем пользоваться Iphone, потом идем менять его на телефон поновее. И так снова, снова и снова. Каждые три года. 

Про треугольник 

Не только медиатехнологии загрязняют окружающую среду. Это делают и стиральные машины, и утюги, и кондиционеры. Но сегодня мы говорим именно про медиатехнологии, потому что медиатехнологии — это черный ящик. Мы отдалено понимаем, что стиральная машина очищает одежду благодаря крутящемуся барабану, воде и порошку; утюг нагревается за счет электрического тока; кондиционер со сплит-системой берет воздух с улицы, охлаждает его каким-то образом внутри и подает холодный воздух в дом. Но мало кто знает, по какому принципу работает сенсорный экран на телефоне, каким образом беспроводные наушники передают звук, как голосовые помощники научились распознавать нашу речь, слушать нас и выполнять наши просьбы. Выполнение функций стиральной машины, утюга, кондиционера мы можем увидеть. В то же время мы не видим, как внутренние технологии и система медиатехнологий реагирует на наши запросы. Мы не видим процесс выполнения функции, а только результат, поэтому это — черный ящик. Треугольник раскрывает, к каким проблемам современного общества относятся медиатехнологии. 

К тому же, у вас дома может не быть утюга, но может быть телефон, наушники, ноутбук и так далее. Медиатехнологии стали неотъемлемой частью нашего общества. Мы общаемся через них, получаем новости, смотрим фильмы, читаем книги, учимся и так далее. Поэтому треугольник, про который ниже пойдет речь, важен.  

На что обращает внимание этот треугольник, и почему полезно к нему обратиться, анализируя жизнь медиа?

 Разница в доходах. Согласно исследованию Amnesty International «This is what we die for» за 2016 год, во время добычи кобальта, который также используется для создания аккумуляторов, рабочим платят эквивалент одного доллара США в день за работу в условиях, опасных для жизни и здоровья. В это время Джефф Безос, тогдашний генеральный директор Amazon, которые используют кобальт в производстве голосового помощника Алексы, за первые пять месяцев 2018 года зарабатывал в среднем 275 миллионов долларов в день, согласно индексу миллиардеров Bloomberg. Также Amnesty International задокументировали, что в шахтах работают семилетние дети. Как утверждает Международная организация труда, на сегодняшний день 152 миллиона детей по-прежнему вовлечены в детский труд. Из них 73 миллиона работают в опасных шахтах, на фермах и плантациях. Все мы слышали про ужасные условия труда в шахтах, мизерную оплату, детский труд. Треугольник указывает на то, что медиатехнологии тоже создаются с использованием всего вышеописанного. 

 «Черный ящик» производства технологий. Наверняка вы не знаете, из чего изготовлено устройство, с которого вы сейчас читаете эту статью, как оно было изготовлено, кто участвовал в его производстве, как из шахт, заводов, фабрик оно оказалось в ваших руках. Ничего страшного, если вы этого не знаете. Процесс создания привычных нам вещей, плотно вошедших в обиход, на самом деле, сложен и запутан. Intel потребовалось более 4 лет, чтобы понять собственную цепочку поставок: у компании более 19000 поставщиков из более чем 100 стран. Они поставляют материалы для производственных процессов, инструменты и оборудование для заводов и предоставляют логистические услуги. Phillips работают над тем, чтобы сделать свою цепочку поставок бесконфликтной: они выбирают поставщиков, в работе которых не выявлено нарушений. Цепочки поставок часто накладываются друг на друга в разветвленной сети. Программа поставщиков Apple показывает, что в их устройства встроены десятки тысяч отдельных компонентов, которые поставляются сотнями различных компаний. Для того, чтобы каждый из этих компонентов прибыл на линию окончательной сборки, необходимо физически перевезти различные компоненты с более чем 750 площадок поставщиков в 30 разных странах. Так, хорошо знакомые нам компании оказываются сложными и зачастую неуправляемыми. То, что кажется нам обычным, частью повседневной жизни (телефоны, ноутбуки, фитнес-браслеты и т.д.) на самом деле — результат большой цепочки действий, вовлечения разных субъектов. Их так много, что даже производители, как и потребители, не задумываются. А когда задумываются, сталкиваются с непростой задачей анализа и уменьшения вреда для окружающей среды. 

Загрязнение окружающей среды от грузоперевозок. Чтобы свести к минимуму внутренние затраты, большинство компаний используют топливо низкого качества в больших количествах. Это приводит к увеличению количества серы в воздухе (помимо других токсичных веществ). Подсчитано, что один контейнеровоз производит столько химикатов, сколько 50 миллионов автомобилей. Ежегодно 60 000 смертей во всем мире косвенно связаны с проблемами, связанными с загрязнением грузовой судоходной отрасли. Обычный человек не может непосредственно повлиять на загрязнение от грузоперевозок, но можно закупаться отечественным продуктом, если он на 100% отечественный, то есть ни одна из деталей не изготовлена заграницей, а значит, не нуждается в грузоперевозке. Можно перейти на электромобили, велосипеды, общественный транспорт, чтобы снизить количество химикатов и выхлопных газов.

Изменения в структуре и ландшафте почвы. Дэвид Абрахам, эксперт в области редкоземельных металлов, в своей книге «Элементы власти» говорит, что промышленность, связанная с редкоземельными металлами, сильно загрязняет окружающую среду. Он описывает добычу диспрозия и тербия, которые используются в различных высокотехнологичных устройствах и добываются в Китае. В добытой глине содержится только 0,2% ценных элементов. Остальные 99,8% — это отходы, называемые «хвостами», которые попадают обратно в холмы и ручьи. Из-за этого образуются загрязнения, например, аммоний, который опасен при вдыхании. На добычу тонны редкоземельных элементов приходится 75 000 литров кислотных сточных вод и тонна радиоактивных отходов.  

Исчезновение живых существ и организмов. В конце 19 века дерево Юго-Восточной Азии под названием palaquium gutta стало центром технологического бума. Эти деревья производили молочно-белый натуральный латекс, называемый гуттаперчей. В середине 19 века ученые пришли к выводу, что этот материал можно использовать в качестве электроизолятора. Была решена проблема изоляции телефонных кабелей: теперь они могли проходить под водой. Из зрелой palaquium gutta можно получить около 300 граммов латекса. Но в 1857 году первый трансатлантический кабель имел длину около 3000 км и весил 2000 тонн, что потребовало около 250 тонн гуттаперчи. Чтобы произвести всего одну тонну этого материала, требовалось около 900 000 стволов деревьев. Джунгли Малайзии и Сингапура были уничтожены, и к началу 1880-х годов palaquium gutta исчезла. В последней попытке спасти свою цепочку поставок британцы в 1883 году ввели запрет на сбор латекса. Однако дерево уже исчезло. 

 Плохие условия труда для рабочих, детский труд, социальное неравенство, большие известные компании, которые не знают о собственных поставщиках, грузоперевозки, которые загрязняют воздух, изменения в структуре почвы и ландшафте земли, исчезновение видов — это все последствия производства тех медиа, которые мы используем каждый день. 

После срока службы часть непереработанных устройств становится мусором, который не разлагается из-за неорганического состава. Исследователи считают, что  к 2050 году в мире будет ежегодно производиться 3,40 миллиарда тонн твердых отходов — товаров, которые пришли в негодность. Для сравнения: согласно исследованию 2018 года, ежегодно мы выбрасываем  2,01 миллиарда тонн такого мусора. 

К тому же, созданные технологии имеют крайне короткую жизнь. Земле потребовались миллиарды лет для создания собственной почвы, видов растений и животных, океанов, по которым идут грузоперевозочные корабли. Стоит ли использовать все эти ресурсы для создания технологий, которыми мы будем пользоваться не больше 10 лет, а то и меньше? Проблема в том, что человечество не может неожиданно прекратить пользоваться этими благами — на них построено современное общество. На самом деле, у нас есть альтернативы. 

Про альтернативы и археологию медиа

Главной альтернативой для всего описанного выше процесса производства является повторное использование или переработка. Для решения проблем экологии экономисты предлагают «экономику замкнутого цикла» вместо линейной экономики, где предметы создаются, используются и превращаются в мусор. У природы есть жизненный цикл и пищевая цепочка: растения растут из почвы, травоядные питаются растениями, хищники на них охотятся, а конец жизненного цикла животных возвращает нас снова к растениям. Пищевая цепочка не оставляет после себя загрязнений или мусора, каждый элемент в ней взаимосвязан. 

Экономисты предлагают перенять этот цикл для твердых отходов. Вместо того, чтобы копить мусор, его можно переработать и использовать для создания новых улучшенных технологий. Samsung и Apple, например, принимают свою технику на переработку. Также, данная концепция предлагает переход от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии: ветер, солнце, вода. 

Данная концепция не только минимизирует вред для окружающей среды, но и приносит пользу экономике. Экономисты считают, что переход к экономике замкнутого цикла сэкономит для промышленности Европы 600 миллиардов евро и уменьшит выбросы парниковых газов. К 2030 году страны ЕС хотят перерабатывать 75% всех отходов к 2030 году. 

Электронные отходы могут быть полезны в будущем, не только как материал, но и как вдохновение для создания новых медиатехнологий, которые стали частью нашей жизни, а смартфоны продолжением нашей руки. Юсси Паррик, финский исследователь медиа, в своей книге «Археология медиа» рассматривает электронные отходы не только с точки зрения вреда для экологии, но и в качестве ископаемых будущего. По сути, это объект исследований для медиа-археологии — изучения медиа через призму исторического развития. Медиа-археологи видят в новых технологиях старые идеи, а в каждая новая для них — «это хорошо забытое старое». 

К примеру, случай statua citofonica. В 1673 году Афанасий Кирхер изобретает statua citofonica — «говорящую статую». Она представляла собой огромную спиральную трубу, которая могла передавать разговоры с общественной площади в личные покои аристократов. По сути, его говорящая статуя была очень ранней системой прослушивания. Но сегодня системы прослушки намного удобнее. Диктофон на телефоне тоже может служить системой прослушивания, но ради него не нужно вскапывать землю, разрушать стену, строить статую, как это работает с statua citofonica. Эта система изменилась согласно с требованиями настоящего. Она легкая, мобильная, быстрая. Все подходит современному человеку, для которого время одна из самых главных ценностей. 

Возможно, мы снова будем пользоваться ipod, но уже в новой форме: только у создателей новой технологии будет референс в виде реального ipod, а не описания, которому больше 300 лет. Возможно, через те же 300 лет мы создадим тот же ipod, но уже более удобный, умный, а что самое главное — экологичный. 

Медиархеология смотрит на взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Она изучает и культурные феномены. А так как мы уже взяли курс на экологичность, то согласно концепции медиархеологии, в будущем многие технологии будут созданы из вторичного материала с использованием возобновляемых ресурсов, прослужат дольше, чем устройства сегодня, и после срока службы станут материалом для таких же технологий. Такие исследования, как треугольник Кейт Кроуфорд и Владана Джолера обнажают существующие ошибки производства, закладывают фундамент для непроблематичных, эко-френдли, устойчивых фабрик, компаний и организаций. Исследования, которые рассказывают о проблемах устойчивого развития и производства, помогают в просвещении общества. В будущем это может способствовать увеличению количества устойчивых брендов, фабрик и организаций.

[1] — концепция геологического времени, введенная Джоном Макфи в его работе «Бухта и размер» (1981). Она обозначает, что геологические процессы на Земле протекают чрезвычайно медленно. Макфи использует хорошую метафору для определения концепции: «Рассмотрим продолжительность истории Земли как старую английскую меру длины — ярд, расстояние от кончика носа короля до конца его вытянутой руки. Тогда один удар по ногтю на среднем пальце стирает всю историю человечества».