Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

29 сентября 1922 года из тогдашнего Петрограда (ныне Санкт-Петербург) отплыл пароход «Обербургомистр Хакен». Сегодня этот рейс известен как «философский пароход». На борту были выдающиеся философы Николай Бердяев, Семен Франк, Иван Ильин, Сергей Трубецкой, Борис Вышеславцев, а также зоолог Михаил Новиков, агроном Александр Угримов, историк Александр Кизеветтер, ученый-механик Владимир Зворыкин, технолог Всеволод Ясинский и еще около двух десятков ученых. С собой можно было взять минимум одежды и небольшое количество валюты.

Тот самый пароход // Wikimedia Commons

Вот как описывал свои ощущения на борту корабля Николай Бердяев: «Когда мы переехали по морю советскую границу, то было такое чувство, что мы в безопасности, до этой границы никто не был уверен, что его не вернут обратно. <…> Погода была чудесная, были лунные ночи. Мы, изгнанники с неведомым будущим, чувствовали себя на свободе. Особенно хорош был лунный вечер на палубе. Начиналась новая эпоха жизни».

Излавливать и высылать за границу

Ученые были высланы по инициативе В. И. Ленина и большевистского руководства как враги советской власти. Весной в том же 1922 году Ленин писал Дзержинскому, что «контрреволюционеров» из числа редакторов, университетских профессоров и других слоев интеллигенции нужно «излавливать постоянно и систематически и высылать за границу». Лев Троцкий позднее говорил «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». К высылке приступили осенью 1922-го.  

Первый пароход ушел 19 сентября из Одессы в Константинополь. Затем 23 сентября был отправлен поезд с противниками советской власти в Ригу. 29 сентября состоялся самый известный рейс на «Обербургомистре Хакене», а затем 16 ноября еще одну партию ученых и философов выслали на пароходе «Пруссия». Оба корабля шли до немецкого Штеттина, однако дальнейшие пути плывших на них людей были совсем не одинаковы. К столетней годовщине философского парохода мы решили изучить жизненные траектории некоторых из них, собрав данные о точках их жизненных путей.

Пути ученых на карте

1. Лев Карсавин

Одна из самых драматических историй среди пассажиров «философских пароходов»  — у историка-медиевиста Льва Карсавина. После высылки в Германию он сначала обосновался в Берлине, где стал со-основателем Русского научного института (в нем потом трудились многие уехавшие философы), затем переехал во Францию, а в 1927 получил приглашение возглавить кафедру всеобщей истории в Литовском университете в Каунасе. Там он и преподавал до 1940 года, когда Литва была присоединена к СССР. 

Снова оказавшись в СССР, эмигрировать повторно Карсавин не стал — перебрался в Вильнюсский университет. Там же оставался в годы немецкой оккупации. В 1944 был отстранен уже советскими властями от преподавания, а в 1950 арестован и приговорен к 10 годам лагерей. В итоге бывший пассажир «философского парохода», автор докторской диссертации по основам средневековой религиозности в XII—XIII вв. в Италии умер от туберкулеза в спецлагере в поселке Абезь республики Коми.  

2. Александр Угримов 

Агроном Александр Угримов после прибытия в Штеттин отправился в Берлин. За 20 лет до этого он учился агрономии в Лейпциге, поэтому смог устроиться в Германии в компанию, занимавшуюся поставками сельхозоборудования, где неплохо зарабатывал. Затем Угримов скопил стартовый капитал, купил несколько машин и организовал небольшой бизнес в сфере такси. 

Однако затем в 1933 к власти в Германии пришли нацисты, и Угримовым пришлось эмигрировать в Париж. Там они прожили до 1947 года. После войны Угримовы получили советские паспорта и думали о возвращении на Родину. Но в 1947 французские власти выслали их принудительно, отправив в Берлин и передав советскому командованию. 

В СССР Угримова отправили в Ульяновск, а затем под Калугу работать агрономом. Его сын и жена сына в 1948 году были арестованы и осуждены, освободились только в 1954. Сам Угримов скончался в 1957, последним его местом работы была опытная сельскохозяйственная станция в Калужской области.  

3. Николай Лосский

Философ Николай Лосский из Штеттина направился в Прагу — одну из точек притяжения русской гуманитарной эмиграции тех лет. Его пригласил лично первый президент независимой Чехословакии Томаш Масарик. 20 лет, вплоть до 1942 года, Лосский работал в Праге в Русском народном университете, созданном эмигрантами и ставшим работодателем для значительной части пассажиров «философских пароходов».  В 1942 Лосский перебрался в Братиславу, затем в 1945 году в Париж, а в 1946 эмигрировал в США. Там он преподавал в Свято-Владимирской духовной академии.

В 1961 после смерти сына Лосский вернулся из Америки в Париж, где провел последние годы своей жизни и был похоронен.  

Популярные города

Мы также изучили на выборке из 20 наиболее известных пассажиров философских пароходов, какие города были наиболее популярны для эмиграции. 

  1. Лидером оказался Берлин, столица страны, в которую прибывали «философские пароходы». 18 из 20 эмигрантов некоторое время прожили в Берлине, но только один остался до конца жизни. 
  2. На втором месте в нашем топе — Прага, в ней оказались 9 из 20 исследованных эмигрантов, но до конца жизни также прожил всего один. Популярность Праги связана с поддержкой эмигрантов из России чешскими властями и обществом в те годы (так называемая «Русская акция»). 
  3. Третьим по популярности оказался Париж — европейский центр притяжения на протяжении столетий. 8 из 20 эмигрантов некоторое время прожили в Париже, а трое остались здесь до самой смерти. Еще двое остались на всю жизнь в других частях Франции. Вероятно, здесь сказалось и знание языка: французский все еще был «первым иностранным» для большинства образованных жителей бывшей Российской империи.  

Источник: https://github.com/sysblok/philosophical_steamship/blob/master/fullmap.geojson

Идея, исследование и геоданные: Владислава Староверова, Екатерина Гриневская, Ника Смилга