Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Юлия Бобкова

Студенческая оценка преподавания кажется удобной технологией, помогающей преподавателям получать обратную связь, а студентам — более осознанно подходить к выбору курсов. Но исследование сотрудников Центрального мичиганского университета в 2005 году выявило несколько проблем такой системы. Связаны они, как и следовало ожидать, с человеческим фактором. И далеко не всегда дело в том, что студенты занижают баллы преподавателям в отместку за плохие оценки.

RateMyProfessors.com — это сайт, где студенты американских, британских и канадских учебных заведений могут поставить оценки своим преподавателям. Курсы предлагается оценить по критериям общего качества («overall quality») и уровня сложности («level of difficulty»). Пользователи также могут отметить, прослушали ли бы они курс еще раз, написать небольшой комментарий о преподавателе и поставить метки вроде «прекрасное чувство юмора» («hilarious»), «готовьтесь читать» («get ready to read») или «остерегайтесь опросов» («beware of pop-quizzes»). По результатам анонимных оценок у каждого преподавателя на сайте складывается средний балл и профиль с отзывами и метками.

Привлекательность против профессионализма

До 2018 года на сайте существовал критерий «hotness», который на русский можно грубо перевести как «привлекательность» или «сексуальность». Отметка «привлекательный(ая)» («hot») добавляла один балл в общий рейтинг по этому критерию, а «непривлекательный(ая)» («nothot») — отнимала балл. При положительном значении этого критерия рядом с именем преподавателя появлялась иконка красного перчика чили.

Эту функцию сайта неоднократно критиковали преподаватели университетов: «Это забавно, неужели перчик чили — действительно важный фактор для выбора преподавателя?» — комментировал ситуацию профессор университета Johnson & Wales Пол Мерлуззо. Команда сайта утверждала, что под «привлекательностью» подразумевался харизматичный стиль ведения занятий, но в 2018 году критерий убрали из-за его очевидной неоднозначности и сомнительной этичности.

Несмотря на то, что студенты больше не могут оценить привлекательность преподавателей, нетрудно заметить корреляцию между внешним видом профессора и оценкой его курса. В 2005 году, когда критерий «hotness» все еще активно использовался студентами, Джеймс Фелтон и его коллеги провели исследование и выявили, что высшие баллы за общее качество чаще получают простые курсы, которые ведут привлекательные преподаватели.

Конечно, статистическая закономерность — это еще не доказательство прямой связи. Кажется, что простота курса влияет на мнение студентов о его качестве, но опытный преподаватель иногда может подать даже сложный материал доступно и легко. Но отзывы о преподавателях с лучшим рейтингом свидетельствуют: пользователи отмечают возможность без труда получить хорошую оценку как положительную характеристику. Более того, в положительных отзывах о преподавателях можно часто увидеть комплименты их внешнему виду. Похвалы внешности появляются наравне с такими профессиональными навыками, как последовательность в изложении материала и коммуникабельность.

Согласно статистике сайта, самыми привлекательными по мнению студентов оказались преподаватели иностранных языков, права и религий, а последнее место заняли химики. Примечательно, что почти все верхние строчки рейтинга заняли преподаватели гуманитарных дисциплин, оставляя позади тех, кто занимается точными науками. Сложно сказать, с чем это связано: то ли литература традиционно ассоциируется с чем-то красивым и возвышенным, то ли после бессонных ночей за экономикой и математикой у студентов не остается сил обращать внимание на внешность преподавателя.

Гендерные стереотипы против беспристрастности

На оценку преподавателя влияет не только его физическая привлекательность, но и гендер. На такой вывод наталкивает статистика Бенджамина М. Шмидта, созданная на основе 14 миллионов обзоров на RateMyProfessors.com. Этот инструмент позволяет выявлять, как часто те или иные слова использовались по отношению к мужчинам или женщинам. Оказывается, что слова, которыми студенты описывают преподавателей и преподавательниц, сильно различаются.

Анализ показывает, что большинство позитивных эпитетов чаще используются в отзывах на преподавателей-мужчин. Во всех 25 доступных дисциплинах слово «гениальный(ая)» употребляется во много раз чаще в отношении мужчин (кстати, самыми «гениальными» оказались физики, а реже всего так называли преподавательниц психологии). По количеству слов «умный(ая)» и «интеллектуальный(ая)» мужчины тоже лидируют.

Некоторые слова чаще используются по отношению к преподавательницам. Например, женщин чаще называют «строгими», «требовательными», «властными». Возможно, это связано с гендерными стереотипами: эти качества не соответствуют традиционной женской роли, ассоциирующейся с мягкостью и уступчивостью.

На внешнем виде женщин внимание также акцентируется чаще. Отзывы на женщин чаще содержат как негативные определения вроде «непривлекательный(ая)», так и комплименты манере одеваться. По частоте использования слова «стильный(ая)» комментарии о преподавательницах лидируют по всем дисциплинам; к мужчинам-антропологам и инженерам это слово не употребляется вовсе.

Другие проблемы оценки преподавания

Еще одна причина, почему студенческим отзывам не всегда можно верить, связана не со стереотипами, а с психологическими факторами. Чаще всего большие отзывы на RateMyProfessors.com и других похожих ресурсах либо восторженные, либо крайне негативные: у студентов чаще есть желание написать отзыв, если преподаватель им очень понравился или не понравился вовсе, нейтральные мнения обычно в меньшинстве. Иногда таким образом студенты, получившие плохую оценку, хотят насолить преподавателям. У вторых чаще всего нет возможности оправдаться, описать свою систему преподавания или объяснить свое видение ситуации.

Несмотря на то, что отзывы студентов зачастую помогают сориентироваться среди большого количества курсов и найти преподавателя, работа с которым будет комфортной, инструменты и ресурсы для такой обратной связи все еще нуждаются в доработке. Обеспечить беспристрастную оценку курса и свести к минимуму сторонние факторы — гендер, внешний вид и личное отношение к преподавателю — все еще проблематично.

Источники