Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Настя Феофанова

Появление понятия

Функции удаления из друзей были внедрены одновременно с появлением социальных сетей — в конце 90-х XX века. С возникновением такой возможности образовалась новая система понимания своего круга общения — крайне неестественная для тогдашних, полностью аналоговых взаимоотношений. Ведь до появления соцсетей никто не представлял свои дружеские, романтические или трудовые связи в виде базы данных, из которой можно «удалять» людей.

Кнопка для удаления человека из списка друзей в социальной сети «ВКонтакте»

Кнопка для удаления человека из списка друзей в социальной сети «ВКонтакте»

Цифровая систематизация знакомств также привела к появлению неологизмов. К примеру, Facebook (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) для обозначения функции удаления пользователя из друзей даже ввёл специальный термин unfriend.

Первое использование глагола unfriend в Facebook (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ), 2011 год

В русский язык слово вошло как «расфрендить». Употребления этого глагола можно найти, например, в Национальном корпусе русского языка (в подкорпусе соцсетей):

Скриншот из Национального корпуса русского языка с глаголом «расфрендить»

Скриншот из НКРЯ с глаголом «расфрендить»

Удалить или ограничить?

Ещё в 2004 году в Facebook (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) на странице FAQ появились вопросы «Если я отклоню заявку в друзья, узнает ли об этом отправитель?» и «Если я удалю человека из друзей, получит ли он уведомление об этом?» Участников социальных сетей стала беспокоить не сама возможность прекращения сетевых отношений, а его социальные последствия.

В феврале 2011 года в Facebook появилась возможность ограничить или полностью скрыть показ публикаций отдельных людей из личного круга контактов, при этом не удаляя их из друзей. А в 2018 году пользователям стала доступна функция временного заглушения активности: теперь нажатие на любой пост пользователя, попавшийся в ленте, позволяет мгновенно заблокировать его последующие публикации в вашей ленте на 30 дней.

Интерфейс регулировки новостной ленты в Facebook (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ), 2006 год

Дополнительные меры

В 2006 году для того, чтобы ограничить спам или пресечь непристойное поведение в свою сторону, пользователям соцсетей приходилось писать в поддержку сайта по электронной почте. Но уже через год социальная сеть Twitter (ныне X, заблокирована в РФ) добавила опцию «блокировки» определённых пользователей для борьбы с нежелательными контактами. Эта функция позволила пользователю ограничивать получение сообщений и показ обновлений для определённых, выбранных им людей.

Через 6 лет, в 2013 году, Twitter (заблокирован в РФ) внёс в опцию поправки: пользователи больше не могли узнать, что были заблокированы тем или иным контактом. Компания объяснила нововведение «попыткой предотвращения возмездий за блокировки», однако после массовых возмущений поправки всё же пришлось отменить.

Не все социальные сети открыто показывают, что пользователь был кем-то заблокирован. К примеру, в Instagram и Facebook (продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) заблокированные пользователи просто не смогут найти профиль заблокировавшего их человека в поиске и своих подписках. Поэтому им может показаться, что профиль попросту удалён.

Появление возможности «блокировать» пользователя в Twitter (заблокирован в РФ), 2007 год

Появление возможности «блокировать» пользователя в Twitter (заблокирован в РФ), 2007 год

Ограничить или ограничиться

Современные методы прекращения контакта в социальных сетях всё больше перестают напоминать реальный мир. В 2019 году Instagram (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) представил новую опцию «ограничения» пользователя.

Ограниченный пользователь может по-прежнему ставить лайки и оставлять комментарии под публикациями пользователя, который его «ограничил», но эти действия не будут видны никому, кроме «ограничившего». В реальной жизни это бы выглядело так: в группе людей один человек произносит реплику в сторону другого, но никто, кроме получателя реплики, даже не подозревает, что первый что-либо говорил.

В Facebook (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) ситуация обстоит немного по-другому. Если заблокированный пользователь делает публикацию в сообществе, где также состоит инициатор блокировки, то инициатор, в отличие от всех остальных участников сообщества, эту публикацию не увидит. Таким образом, опыт разных людей в одном акте коммуникации может кардинально отличаться.

Описание функции «ограничения» пользователя в Instagram (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ)

Описание функции «ограничения» пользователя в Instagram (продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ)

Что же дальше?

Коммуникация — одно из жизненно необходимых действий для человека. Нам нужно обмениваться новостями и впечатлениями, делиться опытом и наблюдениями, заводить новые знакомства и вступать в коллективы.

Интернет не только позволил нам быстро расширить круг друзей, но и заставил совершенно по-новому взглянуть на сам процесс коммуникации. Еще тридцать лет назад люди и подумать не могли, что будут «удалять» и «блокировать» друзей, а сегодня этим уже никого не удивишь. Поэтому вполне вероятно, что когда-нибудь в соцсетях появятся такие функции и возможности, которые пока находятся за пределами нашего понимания.

Источник: John N., Katz D. A history of features for online tie breaking, 1997–2021, Internet Histories, 7:3, 2023. 237-253 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/24701475.2023.2214466?scroll=top&needAccess=true (дата обращения: 07.01.2024).