Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Грета Исагулова

Четвертого августа около шести часов вечера по местному времени в порту Бейрута произошел взрыв, по мощности и ущербу сопоставимый с землетрясением магнитудой 4.5. Взорвался груз аммиачной селитры, который хранился в порту уже несколько лет, а причиной стали искры сварки от ремонтных работ неподалеку и некстати оказавшийся рядом груз пиротехники.

Особенность порта Бейрута — близость к жилым кварталам, которые отделены от строений порта всего лишь одной автомагистралью. И это не окраины, а многоэтажные дома и густонаселенные районы. Взрыв такой силы повлек за собой большое количество жертв и пострадавших, не говоря о материальном ущербе — Ливан, политическая обстановка в котором в последнее время была нестабильна, оказался близок к экономическому кризису и гуманитарной катастрофой, так как взрывом были уничтожены около 85% запасов зерна страны.

Оценить разрушения сверху

Одним из методов быстрого реагирования на любые природные и антропогенные катастрофы сейчас является получение спутниковых снимков высокого и сверхвысокого разрешения на затронутую территорию — для оценки ущерба, быстрого реагирования и помощи работе спасательных служб. Особенно это актуально в удаленных и труднодоступных регионах, но и в городе спутниковые снимки помогают специалистам, в том числе наглядно показывая масштаб трагедии.

Например, на карте-истории Красного Креста Ливана представлены два спутниковых снимка — до и после взрыва. Пользователи могут воспользоваться слайдером, чтобы оценить изменения, которые произошли на территории порта и вокруг неё. Снимок после взрыва представлен справа, хотя это можно понять, даже мельком взглянув на сравнение.

На месте склада, где хранился груз, образовалась воронка, а элеватор (на снимке в левой части экрана) после взрыва оказался почти полностью разрушен.

Перемещаясь по страницам карты-истории при помощи навигационных кнопок в левой верхней части страницы, можно увидеть и другие последствия, например, выброшенное из воды и полностью уничтоженное взрывом судно:

Серые следы и пара оранжевых контейнеров по центру экрана справа от слайдера — все, что осталось от судна, которое было пришвартовано неподалеку от склада и выглядело вот так:

Взрывом также перевернуло круизное судно, пришвартованное с другой стороны гавани:

В радиусе нескольких сотен метров взрывом были уничтожены все постройки, кроме бетонных конструкций, и вся растительность, не защищенная от взрывной волны какими-либо препятствиями, была уничтожена в радиусе почти одного километра. Например, при сравнении снимков монолитных зданий видно, что у них уцелели только бетонные перекрытия, а все более легкие конструкции просто были стерты с лица земли.

Исследование таких снимков и карт также помогает оценить реальный масштаб повреждений, даже если вы не находитесь на месте происшествия. Например, внутри красного круга на карте ниже здания разрушены полностью или частично, а внутри оранжевого пунктирного круга им нанесены значительные повреждения. Больший круг имеет диаметр около 10 километров — разрушения были зафиксированы даже в аэропорту Бейрута, он расположен слева по центру снимка.

Чтобы полностью ощутить масштаб происшествия, взгляните на карту ниже. Да-да, это Кипр — в его столице Никосии был слышен звук взрыва (это обозначено фиолетовым пунктиром).

Еще один, теперь желтый круг — зона, внутри которой у зданий выбивало стекла из окон. Радиус желтого круга — примерно 25 километров, и в него попадают все густонаселенные окраины Бейрута на склонах хребта Ливан. Для справки: 25 километров — это немногим меньше Москвы по направлению запад-восток или пять часов ходьбы пешком.

Похожий прием использовала газета New York Times в одном из своих репортажей, посвященных взрыву в Бейруте. Здесь спутниковые снимки наложены друг на друга в статичной картинке — центральная часть занята снимком, сделанным после взрыва — и дополнены пояснительными надписями вместе с основными улицами Бейрута для лучшего ориентирования на карте.

Cнимок самого места порта, расположенный в начале статьи, сделан с помощью БПЛА (беспилотного летательного аппарата, он же сейчас называется дроном), а не спутника:

Такое качество и разрешение изображения за ограниченное количество времени проще получить c дрона, а не ждать спутниковых данных.

В обзоре использованы статьи и приложения: