Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Ксения Здоровец

Уличное искусство, или стрит-арт, по своей природе мимолётно и изменчиво. Несмотря на то, что граффити рисуют на стенах или других городских поверхностях, эта основа неожиданно оказывается намного менее надёжной, чем холст или бумага. Из-за излишне ретивых коммунальных служб или других амбициозных художников арт-объект может пропасть, не успев просуществовать и нескольких лет (а порой даже нескольких дней).

От бесследного исчезновения уличное искусство спасается с помощью фото- и видеофиксации. Составлением цифровой коллекции или, точнее, карты граффити занимается независимый некоммерческий проект The Vagabundler Project [1].

История создания архива стрит-арта

Всё началось в 2017 году, когда немецкий журналист Гюнтер Михельс создал сайт www.vagabundler.com. Название проекта составлено из английских слов vagabond и bundler, и вольно его можно перевести как «бродяга-собиратель».

У Михельса есть две страсти — путешествия и уличное искусство. Он решил совместить их, создав платформу с картой граффити по всему миру. При этом Михельс не стал ограничиваться лишь обозначением локаций. Каждый арт-объект, включённый в его коллекцию, сопровождается фотографиями, видео или текстовым описанием. Для создания такой интерактивной карты Михельс использовал приложение Google My Maps.

Со временем проект перестал быть личным блогом Михельса, и к его развитию подключились другие люди. Некоторые города, страны или регионы были закреплены за конкретным волонтёром-энтузиастом, который занимается постепенным наполнением карты местности. Сам Михельс отвечает за родной город Франкфурт.

Обзор граффити по странам

На 2024 год The Vagabundler Project включает не только интерактивную карту, но и статьи об уличном искусстве, в том числе обзоры фестивалей, интервью с художниками из разных стран, альтернативные маршруты путешествий для любителей стрит-арта и подкаст.

Карту проекта можно изучать, как обычную Google-карту, приближая, отдаляя и кликая на заинтересовавшие локации. При клике появляется краткое описание объекта и ссылка на отдельную страницу сайта с ним.

Интерфейс The Vagabundler Project

Скриншот сайта с картой

Кроме карты мира есть разделы, посвящённые разным странам. Государства объединяются в регионы: Африка, Азия, Океания, Европа, Ближний Восток, Северная, Центральная и Южная Америка. Есть также раздел с картами граффити отдельных городов. Всего представлены 47 городов, из них 28 — европейские.

Если распределить регионы от менее к более исследованным, картина будет очень неравномерной. Например, в Центральной Америке смотреть почти нечего. В списке стран региона указана Коста-Рика, хотя на её карте нет ни одного отмеченного объекта. На Ближнем Востоке лишь Израиль и Оман представлены чуть лучше, чем остальные страны.

Граффити в Тель-Авиве

Тель-Авив, Израиль. Источник

В Африке самой исследованной страной оказалась Гана. А вот в Тунисе нет ни одного зафиксированного граффити, но зато есть специально построенный туристический маршрут. Подборка материалов по Океании тоже не очень большая. Есть отдельная карта Мельбурна, но её едва ли можно сравнить с европейскими городами. Там отмечены всего 15 объектов — маловато для стрит-арт столицы Австралии.

Граффити в Мельбурне

Мельбурн, Австралия. Источник

В Азии большинство стран отметились лишь одной-двумя фотографиями (например, Грузия, Узбекистан, Шри-Ланка). Зато в Японии можно увидеть более подробные карты сразу двух городов — Хиросимы и Осаки. Это может показаться неожиданным, но в Токио нет ни одной отмеченной точки.

Граффити в Хиросиме

Хиросима, Япония. Источник

На карте граффити Южной Америки самые популярные страны — Аргентина и Чили. А наиболее обделённые вниманием путешественников — Уругвай и Венесуэла. Если не считать Австралии, этот регион выделяется тем, что по нему проложены самые протяжённые туристические маршруты, которые авторы сайта рекомендуют будущим путешественникам.

Граффити в Чили

Чили. Источник

В Северной Америке большая часть карты Канады пустует, но это компенсируется невероятно подробной картой Монреаля. «Гуляя» по ней, действительно можно увидеть почти весь город. США и Мексика выглядят оживлённо, но всё же им не сравниться с кропотливым и дотошным картированием Монреаля.

Граффити в Монреале

Монреаль, Канада. Источник

Ожидаемо, самым исследованным регионом мира на карте проекта оказалась Европа. На первом месте — Германия, родина основателя The Vagabundler Project. Помимо общего обзора страны, там можно найти отдельные карты аж для девяти городов. На втором месте — Польша с четырьмя городами. На этом фоне особенно скромно смотрятся Беларусь и Молдова: каждая — только с одним отмеченным объектом на карте.

Граффити в Франкфурте

Франкфурт, Германия. Источник

Недостатки проекта

К сожалению, использовать эту карту граффити для каких-либо исследований довольно трудно, потому что проект любительский. В глаза сразу бросается неравномерность представленности разных регионов. Полностью охвачен только один из них — Северная Америка. Эта задача, очевидно, была проще, чем остальные, поскольку этот регион включает в себя только три страны. Хуже всего дела обстоят с Африкой: представлены шесть стран из 54.

Несистемный подход проекта виден и в произвольном распределении стран по регионам. Например, Египет отнесён к африканским странам, хотя чаще всего его объединяют с другими государствами Ближнего Востока. Кроме того, наряду с независимыми государствами указаны зависимые территории (например, французская Мартиника в Центральной Америке), что ещё больше усложняет систематизацию коллекции.

Для обозначения разного рода объектов на картах используются специальные символы. Однако они тоже плохо унифицированы, поскольку за разные города отвечают разные волонтёры. Список символов на большинстве карт более-менее совпадает, но бывает такое, что один и тот же символ в разных городах может обозначать «граффити», «бомбинги», «низкое качество», «художники» или «области».

Символы, не совпадающие на картах разных городов

Символы, не совпадающие на картах разных городов

Цифровое наследие граффити

Несмотря на все свои многочисленные недостатки, коллекция уличного искусства, собранная The Vagabundler Project, не может не впечатлять: более 150 тысяч фотографий стрит-арта со всех концов света. И её ценность со временем будет только расти.

Арт-объекты, надёжно зафиксированные в виртуальном пространстве, неизбежно начнут исчезать из реальных городов под напором новых художников, коммунальных служб и разнообразных разрушений (снос, землетрясения, военные действия). В какой-то момент граффити, которые появлялись на одном и том же здании в разное время, начнут наслаиваться друг на друга на виртуальных картах городов, порождая своеобразный палимпсест.

Попытка зафиксировать в том или ином виде уличное искусство неизбежно входит в противоречие с самой эфемерной природой стрит-арта. Это не только бесконечное противостояние с энтропией, но и постоянный диалог разных художников, которые переделывают, дополняют, комментируют работы друг друга.

Диалогичность и изменчивость уличного искусства можно увидеть в творчестве, пожалуй, самого известного современного граффитиста Бэнкси. И художник, и его работы противятся музеефикации. Например, несмотря на все старания Мельбурна сохранить одну из его граффити, нашёлся неизвестный, который всё же сумел залить краской рисунок, закрытый специальным органическим стеклом [2]. Между прочим, этим арт-террористом вполне мог быть даже сам Бэнкси. В 2018 году он поразил всех, разрезав шрёдером одну из своих картин прямо во время аукциона, на котором она продавалась [3].

Фото из соцсетей Бэнкси: художник уничтожает картину в шрёдере

Картина Бэнкси в шрёдере. Источник

Трансформация и разрушение кажутся неотъемлемой частью стрит-арта. Однако желание участников The Vagabundler Project сохранить, пусть и в виртуальном виде, уличное искусство тоже абсолютно понятно и естественно. В будущем этот проект может стать базой для разнообразных исследований граффити, если найдётся необходимое финансирование. Однако пока The Vagabundler Project остаётся во всех смыслах любительским предприятием, далёким от строгой систематичности. Что, разумеется, ничуть не мешает посетителям с удовольствием гулять по его виртуальным картам и знакомиться с уличным искусством со всех концов света.

Источники

  1. The Vagabundler Project [Электронный ресурс]. URL: www.vagabundler.com (дата обращения: 03.03.2024).
  2. The painter painted: Melbourne loses its treasured Banksy [Электронный ресурс]. URL: www.watoday.com.au/national/the-painter-painted-melbourne-loses-its-treasured-banksy-20081213-6xzy.html (дата обращения: 03.03.2024).
  3. Banksy explains why and how he destroyed artwork that had just been sold for £1m [Электронный ресурс]. URL: www.independent.co.uk/arts-entertainment/art/news/banksy-explains-prank-shredded-girl-with-balloon-sothebys-auction-a8572956.html (дата обращения: 03.03.2024).