Почему на Невском есть модная кофейня, а на моей улице нет?
Расположение магазинов — скорее следствие загруженности уличной сети, а не первопричина. Существуют три ключевых фактора, которые влияют на людские потоки в городе, то есть на то, какая улица окажется более загруженной, а какая — менее. Первый фактор — это расположение и размер различных участков городской земли разных типов использования. Административный, коммерческий, жилой или офисный — всё это разные типы использования земли.
Второй фактор — это расположение и вместительность транспортных хабов: станций метро, автобусных и трамвайных остановок. Но есть ещё один очень важный, во многом предопределяющий фактор: само расположение улицы относительно городской уличной сети может подсказать, насколько эта улица будет пользоваться успехом.
Это очень полезное знание, потому что при проектировании новых кварталов можно предсказать людские потоки, и при разработке концепции сфокусироваться на человеке, а не на красивой картинке с высоты птичьего полёта. А ещё это значит, что городское планирование наконец получает техническую научную базу для дизайнерских решений.
Space Syntax: как это работает?
Сказать спасибо за это знание следует Биллу Хиллиеру с коллегами из Университетского колледжа Лондона, которые в конце 1970-х годов придумали по-настоящему космический Анализ пространственных конфигураций, или Space Syntax. Идея заключается в том, чтобы участок уличной городской сети превратить в связный граф путем её разбиения на сегменты на пересечениях улиц, узлов будущего графа. Вот так может выглядеть участок уличной сети:
Затем расстояния между всеми уличными сегментами (кусочками улиц, заключенными между двумя узлами) считаются особенным образом в программе DepthMapX. Для каждой пары сегментов находят «кратчайший путь», который определяется тремя отношениями: метрическим (кратчайшее расстояние), топологическим (наименьшее количество поворотов) и геометрическим (минимальный угловой поворот).
Именно эти три отношения определяют краткость пути, потому что люди в городском пространстве предпочитают поменьше идти, пореже поворачивать и почаще срезать углы. На основе этих данных проводится сам анализ пространственных конфигураций.
Видов анализа довольно много, но обычно уличную сеть тестируют на следующие характеристики:
1. Связность (connectivity/axial intelligibility)
Связность измеряет, сколько сегментов улиц соединены с данным сегментом.
2. Интеграцию (integration)
Интеграция измеряет, насколько сегмент улицы интегрирован в уличную сеть. Иными словами, сколько раз нужно повернуть, чтобы от этого сегмента дойти до всех остальных сегментов, используя кратчайшие пути. По сути, интеграция позволяет предсказать потоковый потенциал сегмента: считается, что чем легче дойти до определенного участка улицы, тем популярнее он должен быть.
3. Выбор (choice)
Выбор показывает, насколько сегмент улицы важен в уличной сети, то есть как сильно изменится людской поток, если вдруг этот сегмент улицы перекроют. Выбор измеряет, как часто каждый сегмент встречается на путях с наименьшим угловым отклонением.
Вот так результат анализа выглядит в программе DepthMapX:
В итоге получается разноцветная карта, на которой уличные сегменты окрашены в разные оттенки от синего к красному, от наименее выраженного значения тестируемого фактора до наиболее выраженного. На участках высоко интегрированных улиц, окрашенных в красный и оранжевый цвета, мы скорее всего найдём магазины и рестораны, тогда как другие цвета указывают на жилой характер улицы.
На карте слева — результат анализа на выбор, справа — на интеграцию. Синий цвет означает, что характеристика выражена наименее слабо, а красный — что наиболее сильно.
Space Syntax, ну и что?
Итак, Space Syntax показал, что людские потоки и движение определяются пространственным расположением улиц. Это значит, что людскими потоками можно управлять за счёт грамотного проектирования улиц и общественных пространств. Однако метод Space Syntax используют не только в городском проектировании, но и в когнитивных исследованиях, криминалистике, социологии.
Благодаря Space Syntax удалось доказать много интересных вещей: например, что пространственный дизайн влияет на степень безопасности улицы. А ещё то, что пространственная сегрегация (бедные живут далеко от богатых) и социальная депривация (бедным сложно перестать быть бедными) связаны. Также применение Space Syntax в архитектуре позволяет создавать более интерактивные организационные культуры. Наконец, методом Space Syntax можно проследить эволюцию центров и субцентров города.
Space Syntax — раскраска своими руками
Кстати, если вам хочется попробовать протестировать родной город на интеграцию, на сайте Университетского колледжа Лондона есть подробный туториал о том, как использовать DepthMapX. А если разбираться в программе не хочется, то упрощенную версию этого анализа можно провести и вручную.
Для начала распечатайте карту с сеткой улиц вашего города и возьмите пять фломастеров (синий, зеленый, желтый, оранжевый и красный). Сначала обведите красным те улицы, которые соединяют ваш город с другими населёнными пунктами (1). Затем обведите оранжевым те улицы, которые соединяют красные улицы — скорее всего, эти улицы и будут самыми загруженными в центральной части города, так называемые High Street (2).
После этого жёлтым цветом обведите улицы, которые соединяют High Street и красные улицы — там трафик будет поспокойнее, чем на оранжевых улицах, но всё ещё значительный (3). Последний шаг — это обвести зелёным улицы, соединяющие оранжевые и жёлтые улицы, и обвести синим маленькие улочки, граничащие только с зелёными улицами (4). Это внутренние жилые улицы города, где трафик будет спокойнее всего. Ваша раскраска готова!
Источники
- Как применяется Space Syntax
- Туториал по DepthMapX
- Ещё один туториал по DepthMapX
- Идём дальше: Place Syntax, соединяя Space Syntax и геоинформатику