Почему на Невском есть модная кофейня, а на моей улице нет?

Расположение магазинов — скорее следствие загруженности уличной сети, а не первопричина. Существуют три ключевых фактора, которые влияют на людские потоки в городе, то есть на то, какая улица окажется более загруженной, а какая — менее. Первый фактор — это расположение и размер различных участков городской земли разных типов использования. Административный, коммерческий, жилой или офисный — всё это разные типы использования земли.

Второй фактор — это расположение и вместительность транспортных хабов: станций метро, автобусных и трамвайных остановок. Но есть ещё один очень важный, во многом предопределяющий фактор: само расположение улицы относительно городской уличной сети может подсказать, насколько эта улица будет пользоваться успехом.

Это очень полезное знание, потому что при проектировании новых кварталов можно предсказать людские потоки, и при разработке концепции сфокусироваться на человеке, а не на красивой картинке с высоты птичьего полёта. А ещё это значит, что городское планирование наконец получает техническую научную базу для дизайнерских решений.

Space Syntax: как это работает?

Сказать спасибо за это знание следует Биллу Хиллиеру с коллегами из Университетского колледжа Лондона, которые в конце 1970-х годов придумали по-настоящему космический Анализ пространственных конфигураций, или Space Syntax. Идея заключается в том, чтобы участок уличной городской сети превратить в связный граф путем её разбиения на сегменты на пересечениях улиц, узлов будущего графа. Вот так может выглядеть участок уличной сети:

Затем расстояния между всеми уличными сегментами (кусочками улиц, заключенными между двумя узлами) считаются особенным образом в программе DepthMapX. Для каждой пары сегментов находят «кратчайший путь», который определяется тремя отношениями: метрическим (кратчайшее расстояние), топологическим (наименьшее количество поворотов) и геометрическим (минимальный угловой поворот).

Именно эти три отношения определяют краткость пути, потому что люди в городском пространстве предпочитают поменьше идти, пореже поворачивать и почаще срезать углы. На основе этих данных проводится сам анализ пространственных конфигураций.

Видов анализа довольно много, но обычно уличную сеть тестируют на следующие характеристики:

1. Связность (connectivity/axial intelligibility)
Связность измеряет, сколько сегментов улиц соединены с данным сегментом.

2. Интеграцию (integration)
Интеграция измеряет, насколько сегмент улицы интегрирован в уличную сеть. Иными словами, сколько раз нужно повернуть, чтобы от этого сегмента дойти до всех остальных сегментов, используя кратчайшие пути. По сути, интеграция позволяет предсказать потоковый потенциал сегмента: считается, что чем легче дойти до определенного участка улицы, тем популярнее он должен быть.

3. Выбор (choice)
Выбор показывает, насколько сегмент улицы важен в уличной сети, то есть как сильно изменится людской поток, если вдруг этот сегмент улицы перекроют. Выбор измеряет, как часто каждый сегмент встречается на путях с наименьшим угловым отклонением.

Вот так результат анализа выглядит в программе DepthMapX:

В итоге получается разноцветная карта, на которой уличные сегменты окрашены в разные оттенки от синего к красному, от наименее выраженного значения тестируемого фактора до наиболее выраженного. На участках высоко интегрированных улиц, окрашенных в красный и оранжевый цвета, мы скорее всего найдём магазины и рестораны, тогда как другие цвета указывают на жилой характер улицы.

На карте слева — результат анализа на выбор, справа — на интеграцию. Синий цвет означает, что характеристика выражена наименее слабо, а красный — что наиболее сильно.

Space Syntax, ну и что?

Итак, Space Syntax показал, что людские потоки и движение определяются пространственным расположением улиц. Это значит, что людскими потоками можно управлять за счёт грамотного проектирования улиц и общественных пространств. Однако метод Space Syntax используют не только в городском проектировании, но и в когнитивных исследованиях, криминалистике, социологии.

Благодаря Space Syntax удалось доказать много интересных вещей: например, что пространственный дизайн влияет на степень безопасности улицы. А ещё то, что пространственная сегрегация (бедные живут далеко от богатых) и социальная депривация (бедным сложно перестать быть бедными) связаны. Также применение Space Syntax в архитектуре позволяет создавать более интерактивные организационные культуры. Наконец, методом Space Syntax можно проследить эволюцию центров и субцентров города.

Space Syntax — раскраска своими руками

Кстати, если вам хочется попробовать протестировать родной город на интеграцию, на сайте Университетского колледжа Лондона есть подробный туториал о том, как использовать DepthMapX. А если разбираться в программе не хочется, то упрощенную версию этого анализа можно провести и вручную.

Для начала распечатайте карту с сеткой улиц вашего города и возьмите пять фломастеров (синий, зеленый, желтый, оранжевый и красный). Сначала обведите красным те улицы, которые соединяют ваш город с другими населёнными пунктами (1). Затем обведите оранжевым те улицы, которые соединяют красные улицы — скорее всего, эти улицы и будут самыми загруженными в центральной части города, так называемые High Street (2).

После этого жёлтым цветом обведите улицы, которые соединяют High Street и красные улицы — там трафик будет поспокойнее, чем на оранжевых улицах, но всё ещё значительный (3). Последний шаг — это обвести зелёным улицы, соединяющие оранжевые и жёлтые улицы, и обвести синим маленькие улочки, граничащие только с зелёными улицами (4). Это внутренние жилые улицы города, где трафик будет спокойнее всего. Ваша раскраска готова!

Рисунок Ольги Сусловой

Источники

  1. Как применяется Space Syntax
  2. Туториал по DepthMapX
  3. Ещё один туториал по DepthMapX
  4. Идём дальше: Place Syntax, соединяя Space Syntax и геоинформатику