Всем известны художники Монмартра: Тулуз-Лотрек, Моне, Дега, Пикассо, Модильяни. Но районы Монмартра и Монпарнаса стали частью Парижа лишь в середине XIX века. А раньше? Где же до этого жили столичные художники? Кто из них был соседями? Куда они переезжали? Давайте разбираться.
Поиск ответа на этот простой, на первый взгляд, вопрос вылился в масштабное исследование длиной в пять лет. Материалом стали архивные данные о сотнях адресов домов и студий художников, основанные на старой карте Парижа. Теперь благодаря средствам современной геоинформатики нам доступен проект Artists in Paris — интерактивная карта художественной жизни Парижа, включающая в себя данные о 471 художнике и более 10 тысяч адресов.
Как устроен проект Artists in Paris?
Сайт предлагает два варианта поиска: по году и по художнику.
Поиск «по году» позволяет увидеть на карте адреса всех художников в рамках конкретного года. С помощью ползунка можно выбрать год, чтобы сравнить расселение художников в разные периоды столетия. Метки адресов различаются по цвету, который указывает на специальность художника (например, гравёр, скульптор, исторический живописец).
Это позволяет проследить, когда в Париже преобладали скульпторы, когда количество портретистов резко упало и многое другое.
Поиск «по художнику» даёт возможность увидеть на карте все адреса определённого художника на протяжении его карьеры. На навигационной панели отображаются биографическая информация о личности и список адресов в хронологическом порядке.
Помимо прочего, на карте также встречаются метки, указывающие на местоположение важных объектов мира искусства, студий, мастерских и других знаковых мест.
Какие художники не были включены в базу данных?
В базе данных представлены только художники, принятые во Французскую Академию. Конечно, число французских деятелей искусства ими не ограничивалось, но дело в том, что адреса художников Академии, за исключением редких случаев, задокументированы. Отсутствие системных данных о местах жительства остальных художников, увы, не позволяет включить их в базу данных.
Что не так со старыми адресами?
Работать с историческими адресами, оказывается, не так легко. Дело в том, что во Франции да и в целом в Европе до середины XVIII века привычных для нас номеров домов просто не существовало. Об этом мы уже писали в материале про появление номеров домов.
Поэтому адреса часто были расплывчатыми по современным меркам: указывалось название улицы с дополнительными сведениями о ближайшем перекрёстке или другом ориентире. При создании базы данных авторы проекта Artists in Paris столкнулись с отсутствием дополнительной информации у некоторых адресов, в таких случаях геометку пришлось помещать в середине улицы.
Все ли художники жили только в Париже?
И да, и нет. Карта позволяет увидеть, что сначала Париж действительно был единственным местом жизни деятелей искусства, однако с приходом XVIII столетия столичные художники начинают разбредаться сначала по стране, а дальше и вовсе по всей Европе. Кто-то поселился даже в Санкт-Петербурге, в том числе небезызвестный создатель «Медного всадника», Этьенн Фальконе.
Почему просто не использовать Google-карту современного Парижа?
Дело в том, что современный Париж — это далеко не Париж XVII–XVIII веков. Старый средневековый город с тесными запутанными улочками, прекрасно описанный Виктором Гюго в «Соборе Парижской богоматери», в XIX веке был серьёзно перестроен в результате масштабной перепланировки Парижа, Османизации. Огромные части города, особенно в центральной части, были снесены. Поэтому многих адресов XVIII века сейчас не существует.
Но как тогда сопоставить старые и современные карты города?
На сайте используются исторические карты XVIII столетия, снабжённые пространственными координатами с помощью программы Map Warper, которые накладываются на современную карту Парижа. Были использованы открытые данные ресурса OpenStreetMap, важнейшей открытой географической карты мира, в основе которой лежит принцип совместного картографирования. Это значит, что каждый пользователь имеет право внести в карту недостающие данные. При таком подходе адреса XVIII века приобретают смысл, и в то же время можно установить связь с существующими местами в современном городе.
Какие ещё цифровые проекты привлекались?
Помимо архивных документов, в создании базы также использовались разнообразные цифровые источники, например, оцифрованные энциклопедии Benezit Dictionary of Artists и Grove Art, которые включают более 200 тысяч статей по истории искусства.
Проект является прекрасным примером возможностей цифровых инструментов в изучении истории искусства. Кроме того, интерактивная карта художников на базе карты Парижа XVIII века наглядно показывает, как могут быть связаны город и изобразительные искусства.
Источники
- Hanna Williams. Artists in Paris: Digital Mapping and the Cultural Geography of the 18th-Century Art World – Age of Revolutions. URL: https://ageofrevolutions.com/2018/06/25/artists-in-paris-digital-mapping-and-the-cultural-geography-of-the-18th-century-art-world/ (дата обращения: 01.11.2023).
- Hannah Williams & Chris Sparks, Artists in Paris: Mapping the 18th-Century Art World. URL: https://www.artistsinparis.org (дата обращения: 01.11.2023).