Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

В 2023 году Лаборатория проектирования содержания образования ВШЭ представила интерактивную карту российского школьного литературного канона. Эта визуализация стала результатом исследования учебных программ по литературе с 1852 по 2023 год, которое велось в рамках Большого проекта ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».

Откуда идея и данные?

Проект «Список чтения» опирается на идею показать содержание школьной программы по литературе в детализированном и понятном большинству читателей формате. Её предложил научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. После обработки, анализа и визуализации данных появился проект «Список чтения».

Источниками для исследователей послужили несколько наборов данных. Два из них размещены в электронном репозитории ИРЛИ РАН. В 2022 году был опубликован датасет с содержанием школьных программ за 1919–1991 годы. В 2023 году — корпус документов за 1998–2023 гг., подготовленный в рамках проекта «Советское сегодня: формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990–2010-е годы».

Данные за 1852–1918 и 1992–1997 годы авторы проекта собрали и подготовили сами.

При этом исследователи столкнулись с ограничением: список авторов и их произведений, которые нужно прочитать школьнику, мало что дает, поскольку содержание образования гораздо шире, чем перечни книг. Это и количество часов, отведённых на изучение произведения в течение учебного года, и продолжительность присутствия в списках, и обязательность для изучения. В этом смысле полноты данных ни в одном из имеющихся датасетов не было.

Как устроен проект?

Все доступные данные авторы проекта унифицировали, объединили и представили в форме интерактивной инфографики. Её можно рассматривать как первую карту российского школьного литературного образования, которая собирает в едином пространстве усилия многих исследователей.

Разработчики спроектировали механику работы с сайтом, учитывая и специфическую аудиторию исследователей, имеющих опыт работы с научной информацией, и специалистов любой другой области, учителей и студентов, ориентированных на поиск информации в гуманитарном спектре.

Рисунок 1. Интерфейс проекта

Пользователь получает доступ без паролей, вся информация открыта. Сайт проекта состоит из двух разделов. В разделе «Таймлайн» находится график, отражающий количество изучаемых авторов и произведений в течение каждого года. Узнать, в какие годы в школьную программу входил конкретный писатель или текст, можно из интерактивных таблиц. В разделе «Топы» собраны авторы и книги-долгожители, а также писатели с наибольшим количеством произведений. В интерфейс сайта встроен фильтр, который позволяет отображать и таймлайн, и топы только для ЕГЭ или ОГЭ.

Рисунок 2. Таймлайн с количеством авторов в школьных программах по литературе по годам

В 2024 году авторы проекта планируют опубликовать весь датасет для свободного пользования и дополнить визуализации сведениями об объёме обязательных произведений, количестве переводной и русскоязычной литературы, соотношении прозы и поэзии. Все это будет доступно и исследователям, и широкому кругу читателей. Кроме того, для специалистов-филологов и преподавателей проект пополнится заданиями к ключевым художественным текстам — «ядру литературного канона» — из учебников разных лет.

Зачем проект нужен?

В проекте «Список чтения» представлено несколько срезов:

  • исторический: в датасет вошла вся документированная история содержания литературного образования старших классов с 1852 до 2023 года — от первых официально утверждённых рабочих программ до современных федеральных общих программ;
  • литературоведческий: представлены 867 авторов, 3674 произведения — всё, что входит в рекомендованные для чтения списки. Это позволяет увидеть полную картину литературного контекста в течение более чем 170 лет;
  • социальный: для исследования отбирались только программы для средней и старшей школы, что открывает поле для изучения влияния школьного материала на социокультурную атмосферу конкретного исторического периода.

Рисунок 3. Топ-20 авторов-долгожителей в школьных программах

Изменение в программе по литературе происходят постоянно: что-то включается в обязательный список, что-то уходит «на внеклассное чтение», одни авторы исчезают, на смену им приходят другие. Исследователям литературы и образования проект помогает понять не только, когда в школьной программе появилось то или иное произведение, но и как складывается канон — устойчивый набор текстов, который должны знать все школьники. Следующим шагом может стать соотнесение состава программ с историческими реалиями, с задачами, которые стоят перед образованием в разные эпохи.

Кто участвовал в разработке?

В рамках мега-проекта Вышки «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ» школьной темой занималась исследовательская группа Лаборатории проектирования содержания образования НИУ ВШЭ (руководитель Тарас Пащенко). Сделать феномен литературного образования видимым предложил научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов. Над визуальной составляющей работала команда Алексея Новичкова, доцента Института медиа: художественный директор Надежда Андрианова, разработчик Глеб Тржемецкий. За научную часть — сбор недостающих данных, их обработку и анализ — отвечают сотрудники лаборатории: Елизавета Лысова-Голомзина, аспирант Института образования, стажёры-студенты Мария Севостьянова, Нурия Гайнутдинова, Ульяна Тамарина, Полина Новохижная и Екатерина Безбах. В 2024 году в команду вошли Андрей Кокорин и Анна Фаттахова.

Источники

  1. Кокорин А. Литературные произведения в государственных стандартах и программах для средней школы 1998–2022 гг. [Набор данных] // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2023. 22 июня. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.12-B009. URL: https://dataverse.pushdom.ru/dataset.xhtml?persistentId=doi:10.31860/openlit-2022.12-B009 (дата обращения 28.03.2024).
  2. Кондра М., Казакова Е. Программы по литературе для средней школы с 1919 по 1991 гг. [Набор данных] // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2022. 05 декабря. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.9-B006. URL: https://dataverse.pushdom.ru/dataset.xhtml?persistentId=doi:10.31860/openlit-2022.9-B006 (дата обращения 28.03.2024).