Война и клир: разрушения храмов и раскол церквей Украины

Конфликт между Россией и Украиной с 2014 года повлек за собой изменения не только в социально-политической жизни страны, но и в религиозной сфере. Рассказываем, как за 8 лет прихожане теряли доверие к церкви Московской патриархии, и анализируем, сколько религиозных организаций пострадали после 24 февраля.

Обновление от 23 июля 2023: cегодня стало известно, что разрушен крупнейший храм Одессы — Спасо-Преображенский собор. Храм лишился части крыши, обрушилась юго-восточная часть здания, внутри случился пожар. Вероятно, пострадала часть культурных ценностей: уже известно, что некоторые старинные иконы были извлечены при разборе завалов в храме. Ниже можно прочитать о том, сколько всего религиозных памятников пострадали в ходе конфликта и как вооружённое противостояние повлияло на сложные отношения церквей. 

Раскол

В 2019 году в Украине православное сообщество страны разделилось на две церкви — каноническую российскую и украинскую. Это произошло после заявления святейшего Филарета, ранее возглавлявшего непризнанную Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) — он объявил о самороспуске и создании на базе старой церкви новой религиозной организации ПЦУ, которая, в отличие от УПЦ КП, была официально признана Константинопольским патриархатом автокефальной. УПЦ, подчиняющаяся Московской патриархии, существовала на территории Украины значительно дольше. Если УПЦ Киевского патриархата возникла в 1992 году, через год после обретения Украиной независимости, то УПЦ Московского патриархата функционировала еще в советское время. Новая украинская церковь не славилась большим количеством верующих, так как долгое время не имела томос об автокефалии. Доверие к ней выросло только со временем: так с 2010 по 2016 число верующих, причисляющих себя к Киевской патриархии, увеличилось на 14,5 процентов, а во время событий 2014-2015 года, согласно исследованию «Фонда демократических инициатив имени Илька Кучерива», около 44% украинцев считали себя верующими ПЦУ. Опрос проводился во всех регионах страны, кроме Луганской области и Крыма.

Большие изменения в жизни двух церквей произошли после начала российского вторжения в Украину, тогда часть УПЦ Московского патриархата заявила о своей антивоенной позиции. Чуть позже в мае уже вся  церковь объявила, что больше не будет зависеть от решений РПЦ, а в июне более 20 православных приходов и 400 общин УПЦ перешли в ПЦУ.

Разрушения храмов

«Системный Блокъ» исследовал данные о разрушениях Министерства культуры и информационной политики Украины и обнаружил как минимум 169 религиозных организаций, пострадавших от обстрелов, 26 из которых имеют тяжелые повреждения, а 7 — разрушены полностью.

Наибольшие разрушения среди православных храмов приходятся на: Луганскую, Донецкую, Запорожскую и Херсонскую области. В Донецкой области 42 православных храма, в Луганской области —  27, а в Запорожской и Херсонской областях —  по 3 церкви. Самым насыщенным по количеству разрушений оказался март: около 86 религиозных организаций получили повреждения разной степени, из них только 2 относятся к исламской архитектуре — Константиновская мечеть в Донецкой области и Исламский культурный центр в Луганской области. Наибольший урон по церквям в этот период получили Буча (14), Изюм (6) и Мариуполь (9).

Существует и альтернативная сводка разрушенных религиозных организаций, ее ведёт Государственная служба по этнополитике и свободе совести Украины. По их данным в Украине под обстрелы попали как минимум 183 здания, это доказывает, что разрушений может оказаться намного больше. Сводка акцентирует внимание на число разрушенных православных храмов, формально подконтрольных РПЦ, — они занимают 73% списка.

Реакция РПЦ и взгляд из России

РПЦ не признает причастность Российской стороны к разрушениям и утверждает, что отделиться от Московского патриархата хотят «раскольники и отлученные». Православная церковь Украины, в свою очередь, считает, что решение Московской патриархии отделиться от РПЦ недостаточно мотивировано. По их словам, УПЦ лишь «выражает несогласие», а не осуждает позицию Патриарха Кирилла. Так Московская патриархия оказалась в ситуации полной незащищенности и понесла наибольшие потери среди религиозных организаций Украины. 

Дата-отдел «Системного Блока» не нашел единую сводку разрушений, подтвержденных Россией, однако статистику российской стороны можно собрать по военным телеграмм-каналам, которые регулярно сообщают о разрушенных ВСУ церквях, таких как, например, Свято-Благовещенский храм. Из их отчетов  можно сделать вывод, что некоторые данные России и Украины противоречат друг другу. Например, в июне сгорел Всехсвятский скит — самый большой храм в Донецкой области. Украинский офицер Юрий Кочевенко обвинил Россию в обстреле храма, в то же время по российским сводкам храм был подожжен украинскими войсками. Аналогичная ситуация произошла с церковью Вознесения Господня в Киевской области: по информации Минкультуры Украины здание было разрушено 25 марта, тогда как российские военные телеграмм-каналы уже в начале апреля опубликовали видео все еще целого храма под контролем ВСУ.