Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Гентский алтарь представляет собой совместную работу двух братьев — Губерта (1370 — 1426) и Яна (1390 — 1441) ван Эйков. Этот полиптих, то есть произведение искусства, состоящее из нескольких частей, был создан по заказу Йоса Вейдта как украшение для личной капеллы его жены. Заказчик был состоятельным торговцем и помощником бургомистра, а его супруга знатной аристократкой.

Сюжеты и лица

Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены библейские личности, религиозные сюжеты и заказчик со своей женой. Полиптих может быть в двух состояниях — открытом и закрытом. В открытом виде размер полиптиха составляет 350 х 470 сантиметров. На центральной панели проиллюстрировано поклонение мистическому Агнцу. 

Панно «Поклонение мистическому Агнцу». Источник

Это самый известный сюжет Гентского алтаря, в честь него даже назван весь полиптих. «Поклонение мистическому Агнцу» — официальное наименование этого шедевра искусства. Гентским алтарь стал из-за своего местоположения — находится в бельгийском городе Гент — и именно это название стало более распространенным. Сюжет основного панно — метафора распятия Христа. На алтаре виден ягненок, голова которого окружена сиянием. Из его шеи сочится кровь прямо в Святой Грааль, а над ним парит голубь с нимбом. Все это говорит о том, что на панно происходит жертвоприношение Агнца Божьего.

«Поклонение мистическому Агнцу». Источник

На других внутренних частях алтаря изображены поющие и музицирующие ангелы, Господь, Дева Мария, Иоанн Креститель, Адам и Ева, над которыми виднеются сцены с Каином и Авелем.

Гентский алтарь в открытом виде до реставрации. Источник

На панелях с внешней стороны изображены Йос Вейдт с женой, они молятся перед статуями Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Над ними расположена Дева Мария, Архангел Гавриил и пророки.

Закрытый Гентский алтарь после реставрации. Источник

Жизнь в соборе

Изначальное место алтаря — собор Святого Бавона в Генте. Там алтарь хранился с момента своего создания, за исключением тех дней, когда его похищали или прятали от воров. Одну часть полиптиха до сих пор так и не удалось найти. Панно «Праведные судьи» было похищено в 1934 году. На другие панели произведения искусства также покушались множество раз, по этой причине до реставрации в 2010 году полиптих хранился в стеклянном ящике. Климатические условия в прозрачном гробу были далеки от идеала. В 2010 году в соборе Святого Бавона обратили на это внимание, а первоначальные осмотры установили необходимость срочного ремонтного лечения. Именно во время этой реставрации (2010 — 2012 гг.) специалисты поняли, что алтарь нуждается в более тщательной реконструкции.

Лечение алтаря

Основательное восстановление началось в 2012 году. В Музее изящных искусств в Генте была оборудована галерея для реставрации. Над реконструкцией работала группа специалистов Королевского института культурного наследия. Реставраторы трудились над восстановлением алтаря за стеклянными стенами. Это позволяло посетителям видеть полиптих, пусть и в разобранном состоянии.

Источник: KIK-IRPA, Brussels.

На поверхности Гентского алтаря реставраторы обнаружили несколько слоев лаков, которые со временем пришли в негодность. Они окислились, пожелтели, помутнели, из-за чего картинка под ними перестала быть четкой, а цвета поблекли. Некоторые слои точечно удаляли во время более ранних реставраций. Всё это привело к тому, что на полиптихе накопилось множество растворов, которые в разных местах удалены или разбавлены. Это создавало эффект заплаток на произведении искусства.

Реставраторы приступили к полному удалению всех слоев лаков с помощью растворителей и ватных тампонов. Специалисты сделали ультрафиолетовые снимки чтобы проверить, как проходит очищение панелей. При таком освещении все типы лака светятся по разному. Это позволяет подобрать нужный растворитель.

Под слоями лака специалисты обнаружили слои старой краски, которую нанесли в 15-16 веках. Ранее реставраторы перекрашивали части картин, чтобы скрыть их повреждения или потемневшие растворы. После консилиума было принято решение удалить их с помощью скальпелей под бинокулярными микроскопами.

На следующем этапе реставраторы закрепляли оригинальные материалы клеем из плавательных пузырей осетровых рыб и японской бумаги. Оригинальная краска, которая ранее отходила от панели, теперь приклеивалась нагретым шпателем. После высыхания и охлаждения бумагу осторожно снимали с поверхности. Реставрация других панно происходила аналогичным образом.

Реставраторы использовали рентгенографическую систему и узнали, что доски полиптиха сделаны из высококачественного дуба, который был привезен из Прибалтики.

Специалисты также прибегли к методу цифровой макрофотографии в видимом и инфракрасном диапазонах электромагнитного спектра. Каждую 15-20-сантиметровую область алтаря фиксировали на новом снимке. После этой процедуры все детали были собраны в общие файлы размером до 18 гигабайт с использованием специального алгоритма, который был разработан в вычислительной среде MATLAB.

Источник: KIK-IRPA Brussels.

Инфракрасная рефлектография — это метод визуализации, который выявляет рисунки под поверхностью краски. Консерваторы использовали этот прием, чтобы обнаружить под видимым изображением первые наброски художников, которые служили композиционными ориентирами при окраске. Например, при помощи инфракрасной рентгенографии реставраторы обнаружили, что в четырех панелях, которые вместе образуют сцену Благовещения, балочный потолок этого помещения не был включен в первоначальный дизайн композиции.

Как ван Эйки стали ближе к людям в 21 веке

Еще в 2010 году с целью дальнейшего изучения отдельные панели Гентского алтаря сфотографировали с использованием различных методов съемки высокого разрешения.

На сайте «Closer to van Eyck»‎ можно рассмотреть фрагменты закрытого и открытого полиптиха на видимой и инфракрасной макрофотографии, рентгенографии, инфракрасной рефлектографии, сравнить их друг с другом и  приблизить.

Фотографии Панно Гентского алтаря с изображением Архангела Гавриила в режиме макросъемки, инфракрасной рефлектографии и рентгенографии. Источник

Посетителям предложено рассмотреть картины до и после реставрации, посмотреть как выглядят те самые оригинальные цвета, которые были скрыты за другими красками и лаками.

Гентский алтарь, Елизавета Борлют (жена заказчика) до реставрации и после. Источник

На сайте представлены фотографии всех панелей Гентского алтаря, о которых можно почитать и которые можно приблизить так сильно, что каждая трещинка будет идеально видна. Это даже ближе, чем смотреть на полиптих в соборе.

Гентский алтарь, Дева Мария. Источник

Вы также можете детально рассмотреть перья на крыльях Архангела Гавриила, вид за окном, складки платья на других частях алтаря.

Согласно The Guardian, с марта 2021 года Гентский алтарь вновь находится в Соборе Святого Бавона, в часовне Причастия за пуленепробиваемым стеклом. В новой прозрачной витрине создан благоприятный микроклимат и сооружен специальный механизм, который открывает и закрывает створки алтаря каждый день.

О реставрации картин СБъ писал здесь и здесь.

Про оцифровку алтарей Германа Роде можно почитать в этом нашем материале.

Источник: Closer to Van Eyck