Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Женя Родикова

Сохранять шедевры, используя технологии

Мастерство художников и современные технологии объединяет желание сохранять объекты культурного наследия и современного искусства. В Мадриде, Милане и Лондоне компании помогают создавать технически сложные, инновационные художественные произведения. Это развивает междисциплинарное общение, помогая художникам, техникам и реставраторам обмениваться идеями.

Компании содействуют использованию бесконтактной технологии 3D-оцифровки. С ее помощью можно создавать цифровые копии музейных коллекций и исторических памятников. Изначально 3D-сканеры разрабатывали для медицинских целей, но позднее их стали использовать для фиксации нюансов картин — трещин и тонких отметин: аппараты способны найти детали, незаметные невооруженному глазу. Информация снимается с поверхности без цвета, его определяет другое оборудование.

Неподалеку от аэропорта Мадрида на студии площадью 10 000 квадратных метров работает целая команда из 50 человек. Это архитекторы, инженеры-электрики, механики, программисты, дизайнеры, сварщики, художники, бухгалтеры, фотографы, скульпторы и многие другие. Прямо в студии либо, если своих ресурсов не хватает, в сотрудничестве с другими мастерскими выполняются работы по машиностроению, резке, литью, фрезеровке на ЧПУ, 3D-печати, формовке и гальванике, а также резьбе по дереву и камню.

«Это одно из самых интересных мест для художника, потому что ты можешь почувствовать причастность к процессу воссоздания предметов искусства, где в то же время слова «невозможно» просто не существует» — Марина Абрамович из команды по реставрации, для издания Harper’s Bazaar.

Проекты восстановления картин

Интерес к исследованиям и новым технологиям привел к сотрудничеству ведущих деятелей разных областей: от философии до архитектуры и кинематографа. Один из самых успешных проектов — создание точной копии погребальной камеры фараона Тутанхамона.

Реплика погребальной камеры фараона Тутанхамона в Долине царей, Луксор. Источник: https://artchive.ru/news/3331~Pogibshie_shedevry_Mone_i_Van_Goga_vozrodilis’_blagodarja_magii_vysokikh_tekhnologij 

Нередко поводом для реконструкции становятся катастрофические события. Полотно Клода Моне «Водяные лилии» пострадало в результате разрушительного пожара в Музее современного искусства Нью-Йорка в 1958 году. Реставраторы смогли экстрагировать оттенки и детали красок картины, воссоздали движение света на поверхности воды, хотя начиналось все с найденного черно-белого снимка, который был сделан до пожара.

Еще один шедевр — натюрморт «Подсолнухи» Винсента Ван Гога 1888 года — погиб в японском городе Асия в 1945 году вследствии американской бомбардировки. Представители Национальной галереи обратились к экспертам для воссоздания мазков художника. Сохранились лишь цветная фотография низкого качества и несколько справочных материалов. Зафиксировать движения кисти и положение штрихов на утраченной картине стало возможно только благодаря цифровому исследованию полотна. Для восстановления потребовались специальные знания о палитре Ван Гога — красках, которые использовал художник.

Процесс создания реплики «Подсолнухов» Ван Гога. Источник: https://artchive.ru/news/3331~Pogibshie_shedevry_Mone_i_Van_Goga_vozrodilis’_blagodarja_magii_vysokikh_tekhnologij 

Определенно проблемный портрет

В 1954 году по заказу британского парламента к 80-летию Уинстона Черчилля художник-неоромантик Грэхем Сазерленд нарисовал его портрет. Сам военный лидер портрет возненавидел. Через несколько месяцев после доставки картину уничтожили по приказу леди Черчилль. Эксперты по реставрации картин из Мадрида выяснили, что у полотна сохранились подготовительные наброски и масляная живопись, а также некоторые снимки коммерческого фотографа Элсбет Джуда и военного фоторепортера Ларри Берроуза.

Реконструкцию начали с печати изображений Джуда на подготовленных холстах. Портретисты изучили различные материалы, которые мог использовать Сазерленд: карандаши, мелки, масляные краски цвета бронзы и охры. Также пришлось изучить психологию портрета Черчилля. Тем не менее, в получившихся версиях картины коричневые тона не отражали живость оригинала — они оказались не такими яркими, как ожидалось.

Художник реставрационной команды создает версии портрета Черчилля Сазерленда. Источник: https://www.factum-arte.com/pag/1165/ 

Подготовка к реконструкции

Реставраторы решили отправиться в Лондонскую национальную галерею — там хранились предварительные эскизы и масляные версии последних этапов работы Сазерленда. Картины маслом показали, что краски наносили на сырой, неподготовленный холст. Именно это придавало рисунку чистоты и яркости. По предварительным эскизам стало ясно, что художник изучал черты натурщика и лишь потом стремительно писал портрет Черчилля, добавляя ему особую живость.

В английском ателье Генри Пул & Ко удалось найти образцы материала брюк Черчилля с рисунка, информацию о крое пиджака и другие детали. Выяснилось, что во время создания эскизов Черчилль был одет в лыжный костюм 1950-х годов. Портной даже рассказал о наручных часах Черчилля и в каком кармане он их носил. Все это помогло в воссоздании полотна.

Художник-портретист Тай-Шань Ширенберг рассказал экспертам по реставрации картин, какие кисти мог использовать в работе Сазерленд. По старой фотографии, где художник стоит возле портрета Черчилля, выявлено, что для создания атмосферы картины он использовал рассеиватель краски, а не сигарету, как считалось ранее.

В результате тщательной подготовки реставраторы собрали всю полученную информацию и спланировали реконструкцию. Картину, созданную до поездки в Лондон, в этот раз напечатали на сыром холсте, и разница в тонах портрета Черчилля сразу проявилась. Также рисунку добавили остальные детали.

Адам Лоу и Мигель Алвиш покрывают воском поверхность картины. Источник: https://www.factum-arte.com/pag/1165/ 

Цифровое завершение картины

Когда картина написана, ее обычно фотографируют в высоком разрешении. Найдена качественная фотография исходного портрета Черчилля, которую сделал Ларри Берроуз. Краски на снимке переданы очень точно. Изображение предоставил сын фотографа, Рассел Берроуз.

Для окончательного воссоздания картины найденное изображение использовали вместе с физической реконструкцией, чтобы скорректировать тона и уточнить детали. В итоге получилось сочетание качества изображения и энергии оригинального рисунка.

Файл, созданный на предыдущих этапах, распечатали на холсте с использованием гипса, чтобы передать ощущение текстуры сырого материала. В определенных зонах, где Сазерленд применял технику наложения красок густым слоем, например, на лице, гипс наложен плотнее, более текстурированно.

Реконструкция картины Грэхема Сазерленда. Источник: https://www.factum-arte.com/pag/1165/ 

Хотя оригинальная картина Сазерленда утрачена, экспертам по реставрации картин удалось создать ее надежную репродукцию. Она смогла отразить всю психологическую глубину и энергию впечатляющего портрета Черчилля, «нежного и при этом сильного».

Источники