Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Алёна Овчинникова

Как случайность пришла в искусство?

Величайшие произведения искусства рождаются благодаря творческой работе художников, но этот процесс не обходится без случайностей. Насколько они весомы при создании произведений и можно ли ими управлять?

Одни работы называют «отшлифованными» — например, картины Бугеро и альбомы Backstreet Boys. В них почти нет ничего случайного: они либо изначально создаются по определенному шаблону, либо оттачиваются до идеала.

Роль случайности в «отшлифованных» работах. Системный Блокъ
Роль случайности в «отшлифованных» работах.Источник: https://tylerxhobbs.com/essays/2014/randomness-in-the-composition-of-artwork

В других работах художники оставляют место несовершенствам. Например, импрессионисты поддаются страсти и превращают неточности в прием, скульпторы могут специально оставлять огрехи, а музыканты нередко используют самые первые записи песен.

Роль случайности в работах с долей несовершенств. Системный Блокъ
Роль случайности в работах с долей несовершенств.Источник: https://tylerxhobbs.com/essays/2014/randomness-in-the-composition-of-artwork

Один из известных композиторов, использовавших случайность —Джон Кейдж, увлекавшийся восточной философией. Он задумался о неточности как о художественном методе после прочтения древнекитайского трактата И-Цзин «Книга перемен». В лекции 1957 года об экспериментальной музыке Кейдж описывал ее как «бесцельную игру, способ осознать жизнь, которой мы живем». Такой подход предопределил алеаторику — метод сочинения музыки с управляемой случайностью. Манифестом алеаторики с теоретическим обоснованием стала статья «Alea» французского композитора Пьера Булеза.

Роль случайности в алеаторике. Системный Блокъ
Роль случайности в алеаторике. Источник: https://tylerxhobbs.com/essays/2014/randomness-in-the-composition-of-artwork

Современное генеративное искусство

Случайность в современном искусстве представляет NFT-художник Тайлер Хоббс. Он работает с алгоритмами, плоттерами и краской. Вычислительную эстетику формируют предубеждения современного компьютерного оборудования и программного обеспечения, а именно — их взаимодействие с окружающим миром.

Примеры работ художника Тайлера Хоббса.
Примеры работ художника Тайлера Хоббса. Источник: https://nftcryptocapital.com/4-generate-artist.htm 

Процесс создания генеративного искусства основан на творческом кодировании. Работа начинается с простых идей, зачастую нарисованных в блокноте. Иногда программу запускают с нуля и экспериментируют, не имея четкого направления. Художник пишет «сырой» код без использования Photoshop, вносит изменения (порой с ошибками), перезапускает программу и снова повторяет цикл до завершения. Затем при желании цифровые изображения можно превратить в физические объекты, например, заказав печать в типографии.

Среда программирования NFT искусства. Системный Блокъ
Среда программирования NFT искусства. Источник: https://nftcryptocapital.com/4-generate-artist.htm 

Когда случайность становится основой для художественной работы, появляется возможность генерировать целую серию изображений. При этом каждая новая картинка будет отличаться от предыдущей, сохраняя элемент неожиданности. Такая работа требует тщательного планирования и проведения множества экспериментов.

Как становятся цифровыми художниками?

Превратить генеративное искусство из небольшого увлечения в настоящую работу получилось у известного латвийского художника Ильи Борисова, известного как Швемблдр (Shvembldr). Изначально он был разработчиком в медиа «Медуза» (признано в России «нежелательной организацией»). При этом Илья Борисов не только программировал, но и совершенствовал продукты, экспериментируя с движками и добавляя новые игровые механики. Так он увлекся работой с канвасом (с помощью библиотеки KonvaJs) и начал рисовать примитивные объекты, используя random для их расположения. Результаты получались непредсказуемыми, и перед будущим художником открылся мир Generative Art — артистов, биеннале, визуализаций и программного обеспечения.

Процедуральное искусство (Generative Art) — это использование компьютерных технологий для создания произведений искусства, которые раньше могли быть созданы только художником. Программа сама определяет, какие особенности будут в произведении и как оно будет выглядеть, но границы и критерии выставляет человек. 

Термин «процедурное искусство» обычно используется для описания художественных работ, созданных компьютером с помощью определенных алгоритмов, например, в динамической живописи. Однако процедурное искусство может также использовать автономные системы из разных областей, таких как химия, биология, механика, робототехника, математика, музыка и другие.

Погрузиться в генеративное искусство Илье Борисову помог онлайн-курс «Programming Graphics I: Introduction to Generative Art» от дизайнера Джошуа Дэвиса. Он состоял из основ, анимации и аудиовизуала, был наполнен интересными материалами и даже шутками. В обучении использовался гибкий программный скетчбук — язык Processing для творческого кодирования на основе Java, который включал библиотеку от Джошуа. Проблема заключалась в том, что работы выпускников курса слишком сильно походили на работы преподавателя.

Чтобы быть «самобытным артистом», Илья Борисов стал применять систему P5 от JavaScript. В пробах пера художнику помогал YouTube-канал The Coding Train. Илья Борисов все больше убеждался в том, что цифровые художники — личности интересные, творческие и совмещающие в себе большое количество умений. Он сфокусировался на статике и визуализации своей же музыки.

Одна из первых работ Ильи Борисова в генеративном искусстве
Одна из первых работ Ильи Борисова в генеративном искусстве. Источник: https://shvembldr.com/gallery/not-so-generative/thing 

Художник отмечает, что в любом творчестве хорошо начинать, кем-нибудь вдохновляясь. В попытках повторить чью-то работу, находишь свой стиль. Илью Борисова вдохновляли такие авторы, как Маноло Гамбоа, Тайлер Хоббс и Мэтт Делорье. Со временем он стал ощущать цвет, выработал собственную технику, набрал подписчиков в социальных сетях, и его пригласили быть модератором в сообщество Generative Art на Reddit.

Итак, чтобы заниматься генеративным искусством, необязательно уметь программировать, но желательно владеть хотя бы базовыми навыками. Могут пригодиться знания геометрии, линейной алгебры и цвета, но их всегда можно изучить в процессе.

Ресурсы для изучения генеративного искусства

Создавать произведения генеративного искусства позволяют самые разные программы, такие как TouchDesignet, Blender и Cinema4d. В работе можно использовать WebGL и шейдеры, генерировать по частям или даже выливать жидкости на реальную поверхность — это все будет считаться Generative Art. Приведем список тематических ресурсов для его внимательного изучения или просто получения эстетического удовольствия.

Соединить искусство и программирование позволяет платформа OpenProcessing. Пользователи со всего мира здесь выкладывают графику, небольшие компьютерные игры и даже светящиеся следы от курсора, созданные при помощи кода. На площадке можно найти и паттерны — придуманные разработчиком образцы, которые система каждый раз генерирует заново, делая их уникальными.

Раздел изучения креативного кодирования на OpenProcessing.
Раздел изучения креативного кодирования на OpenProcessing. Источник: https://openprocessing.org/teach/ 

Посмотреть различные туториалы можно на сайтах Generative Hut и GenerateMe. Также огромное количество тематических материалов предоставляет Awesome Creative Coding с GitHub. Примеры интересных художников — Casey Reas и Raven Kwok.

Погрузиться в цифровое искусство позволяют не только веб-ресурсы, но и книги. Например, у теоретика и историка Зигфрида Цилински выпущена монография «Археология медиа», посвященная науке и технологиям. В ней разбирается представление медиа в качестве комплекса сложных технических и культурных систем. История цифрового искусства представлена в одноименной книге Кристианы Пол с примерами и экспериментами художников с технологиями.

Подборка книг о цифровом искусстве от Винзавода и MyBook
Подборка книг о цифровом искусстве от Винзавода и MyBook. Источник: https://vk.com/winzavod.artcenter 

Несмотря на то, что художники занимались искусством задолго до того, как у компьютеров появились полноценные экраны, сегодня программисты и инженеры могут создавать дизайн на основе кода. Человеку необязательно подбирать цвета и продумывать идеи, ведь шедевры могут получиться с помощью математики и простой случайности.

Источники