Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Женя Родикова

А есть ли разница?

Бродя по залам крупнейших музеев мира, рано или поздно мы наткнемся на изображение прекрасной девы с головой в руках. Прочитав название картины, мы обязательно увидим одно из двух имен — Юдифь или Саломея. Картины, изображающие героинь, часто висят в одном зале. Иногда они невероятно похожи. Посмотрим, например, на произведения немецкого живописца эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего.

Кто нашел десять отличий? С обеих картин на нас решительно взирают прекрасные femme fatale. Дамы имеют схожие черты лица. Похожи и их жертвы. С первого взгляда кажется, что обе героини символизируют одно и то же — губительную силу красоты, смелость и твердость представительниц «слабого» пола. Но на самом деле Юдифь и Саломея кардинально различаются по своим внутренним качествам и заслугам.

Юдифь — героиня ветхозаветной Книги Иудифи. Будучи вдовой, Юдифь вела тихую праведную жизнь, пока ее город не подвергся нападению ассирийского войска под предводительством Олоферна. Враги осадили город и перекрыли жителям доступ к воде, обрекая людей на смерть. Тогда Юдифь вышла из своего дома и, обвинив старейшин в бездействии, отправилась к Олоферну. Покоренный красотой вдовы, Олоферн разрешил ей жить в лагере. Страстно желая обладать молодой женщиной, он пригласил ее к себе в шатер, где Юдифь и обезглавила незадачливого военачальника. Изображение Юдифи часто встречается в мировом искусстве. Образ девушки символизирует не только твердость и смелость, но и целомудрие. Особенное распространение образ отважной вдовы получил в Италии, где Юдифь стала символом дома Медичи, правителей Флоренции. Девушка обычно изображается с мечом и отрубленной головой в руках или же в процессе обезглавливания Олоферна.

Образ иудейской царевны Саломеи тоже отсылает к идее силы «слабого» пола, но совсем по-другому, ведь главным оружием Саломеи был не меч и жажда справедливости, а красота. Согласно Евангелию, мать Саломеи, Иродиада, состояла в любовной связи с братом своего мужа. Иоанн Креститель публично осуждал Иродиаду. Уязвленная царица желала смерти Крестителя, и юная Саломея стала орудием мести своей матери. На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея исполнила танец, поразивший Антипу настолько, что он готов был выполнить любое желание юной красавицы. Наученная матерью Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Красота и сексуальность — неотъемлемые черты героини. Ее изображают обычно или в танце, прекрасную и обнаженную, или с головой Крестителя на блюде.

Вопросы и поиск ответов на них

Посетив крупнейшие художественные музеи (Уффици и Академию изящных искусств во Флоренции, Альбертину, Бельведер и Музей Истории искусств в Вене и др.), мы нашли множество изображений Юдифи и Саломеи и задались следующими вопросами:

  • Кого из этих героинь изображали чаще?
  • Каково соотношение картин, посвященных этим двум героиням, в разных странах?
  • В какой период времени был более популярен сюжет с Юдифью, а когда — с Саломеей? Или обе героини были распространены в искусстве в одно и то же время?
  • Можем ли мы связать рост популярности героинь с культурными или историческими событиями?

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили использовать одну из самых доступных и в то же время обширных баз знаний — Викиданные (англ. Wikidata). Все элементы в Викиданных представлены по модели RDF (Resource Description Framework) — это модель для представления данных в виде утверждений-триплетов «субъект — предикат — объект». Например, в предложении Пушкин написал «Евгения Онегина», Пушкин (Q7200 Alexander Pushkin — Wikidata) — это субъект, «Евгений Онегин» (Q50948 Eugene Onegin — Wikidata) — объект, а написал — предикат.

Для запросов к данным, организованным подобным образом, существует специальный язык — SPARQL. Используя этот язык, можно быстро находить объекты по заданным субъектам, или, наоборот, субъекты по объектам. Так, сделав несколько запросов, можно «вытащить» из Викиданных всех Юдифей и Саломей, а также их авторов, время создания и геолокацию текущего расположения картины. 

Сделав соответствующие запросы, мы увидели, что в базе знаний Викиданные содержится 110 картин с Юдифью, принадлежащих кисти 78 художников, а также 102 изображения Саломеи, выполненных 70 различными художниками. Для того, чтобы порассуждать о периодах популярности каждой из героинь, мы нанесли количество созданных картин на временную шкалу.

Диаграмма размещена на сайте Women of the art: Judith and Salomè (katya-avem.github.io)

Итак, согласно Викиданным, образ Саломеи появился в живописи в 1400-х годах. Юдифь же заинтересовала художников примерно на 50 лет позднее, зато ее образ быстрее стал популярен — уже с 1590 по 1640 гг. мы можем наблюдать стабильное количественное превосходство Юдифи над Саломеей. 

Причины популярности Юдифи в это время угадываются довольно легко: в 1599 году была создана знаменитая картина Микеланджело Меризи да Караваджо «Юдифь и Олоферн». Картина вызвала большой резонанс в обществе рубежа XVI-XVII вв. В отличие от предшественников, Караваджо изобразил Юдифь не с отрубленной головой в руках, а в процессе обезглавливания.

Натуралистическое изображение казни ассирийского тирана вдохновило многих художников на воплощение этого библейского сюжета на холсте. Особенную популярность сюжет получил у художников-караваджистов. Например, один из первых последователей Каравджо Луи Финсон в 1607 году представил картину «Юдифь отрубает голову Олоферну», где вслед за учителем изобразил момент убийства.

Более известный пример — картина Артемизии Джентилески «Юдифь, убивающая Олоферна» 1612-1613 гг. На полотне также изображен момент обезглавливания Олоферна. Натурализм в изображении жестокости сцены явно были переняты у Караваджо. Существует мнение, что художница изобразила саму себя в роли Юдифи, Олоферн же обладает явным внешним сходством с Агосто Тасси, художником-пейзажистом, который был осужден за изнасилование Артемизии Джентилески.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» Микеланджело Меризи да Караваджо
Источник: Judith Beheading Holofernes — Wikidata
«Юдифь отрубает голову Олоферну» Луис Финсон. Источник: Judith beheading Holofernes — Wikidata
«Юдифь, убивающая Оловерна» Артемизия Джентилски. Источник: Judith Slaying Holofernes — Wikidata

Итак, благодаря популярности картины Микеланджело Караваджо образ Юдифи получил широкое распространение в европейском художественном искусстве в начале XVII в. Небольшое количественное превосходство Юдифь над Саломеей сохранялось и позже, в XVIII в. Однако пришло и время Саломеи. Пик популярности образа иудейской царевны пришелся на 1870 гг. и был связан в первую очередь с творчеством французского художника-символиста Густава Моро. В 1870е гг. Моро создает несколько картин, где изображается танец прекрасной Саломеи перед Иродом. Самой известной является картина 1876 г. «Саломея, танцующая перед Иродом», где прекрасная царевна запечатлена танцующей в богатых одеждах на фоне невероятно колоритного дворца, соединяющего в себе черты сразу нескольких эпох.

«Саломея, танцующая перед Иродом» Густав Моро
Источник: Salomé Dancing before Herod — Wikidata

Моро не стал следовать традициям барокко и ренессанса, где Саломея изображалась с блюдом, на котором покоилась голова Иоанна Крестителя, а запечатлел момент рокового танца. После того как картины Моро получили признание и популярность, тема чарующего и вместе с тем эротичного танца юной иудейской царевны начала все чаще появляться на полотнах других художников. 

Например, в 1879 году танцующую Саломею изобразил художник-реалист Мауриций Готтлиб. Его картина сильно отличается от произведения Моро, однако их объединяет красота, женственность и сексуальность героини. 

Именно в эту сторону и стал развиваться образ Саломеи, теряя антураж опасной femme fatale с головой в руках. На картине Альфонса Мухи 1897 г. Саломея представляет собой просто прекрасную полуобнаженную танцовщицу, вызывающую мало ассоциаций с виновницей смерти Иоанна Крестителя.

«Танец Саломеи» Мауриций Готтлиб
Источник: Salome’s Dance — Wikidata
«Саломея» Альфонс Муха. Источник: Mucha-Salome-1897

Популярность Саломеи не пропала и в XX веке, однако ее образ претерпел значительные изменения, пройдя через призму пьесы Оскара Уайльда “Саломея”. Уайльд исказил сюжет библейской истории, сместив акцент с царицы Иродиады на саму Саломею. В его интерпретации Саломея влюбилась в Иоанна Крестителя, но была трижды отвергнута им. Решив идти до конца, Саломея танцует перед Иродом в надежде получить голову возлюбленного и поцеловать его губы, хотя уже и мертвые. 

Большую известность снискала картина немецкого художника Франца фон Штука «Саломея», на которой прекрасная иудейская царевна танцует топлес на фоне ночного неба, а черный слуга подносит ей голову Крестителя. На лице роковой красавицы написан восторг, близкий к вожделению. Но если картина фон Штука еще сохраняет связи с традиционным изображением библейского сюжета, то произведение Вардгеса Суренянца целиком опирается на сюжет трагедии Уайльда, а не на Ветхий Завет. На этой картине 1907 года Саломея изображена в тот момент, когда она уже третий раз была отвергнута Иоанном и входит в зал, где празднуется день рождения Ирода. Она еще не сняла с себя покрывало, чтобы исполнить танец, но лицо ее исполнено решимостью и уязвленной гордостью.

«Саломея» Франц фон Штук
Источник: Salome — Wikidata
«Саломея» Вардгес Суренянц.
Источник: Salome — Wikidata
«Юдифь и Олоферн» Густав Климт.
Источник: Judith and the Head of Holofernes — Wikidata

Поскольку во многих странах вольная интерпретация библейских сюжетов осуждалась по закону, пьесу Уайльда долгое время запрещали. Однако трагедию все же переводили и ставили на закрытых показах, вследствие чего она стала невероятно популярна.

Актуализация библейских сюжетов привлекла внимание некоторых деятелей искусства к другой пьесе — трагедии Фридриха Геббеля «Юдифь». Пьеса была написана в 1841 году, но запрещена из-за значительной переработки сюжета. В трагедии Геббеля Олоферн насилует непорочную Юдифь, и та убивает его из чувства мести, а не во имя священного долга перед Родиной. Именно такую Юдифь изобразил Густав Климт в 1901 году. На этой картине Юдифь вовсе не выглядит непорочной девой, напротив, ее изображении близко к архетипу роковой femme fatale, чья демоническая красота несет гибель, а женская слабость превращается в неодолимую силу.

Таким образом, количественный анализ распространения Юдифей и Саломей в художественном искусстве помог нам увидеть, что:

Таким образом, количественный анализ распространения Юдифей и Саломей в художественном искусстве помог нам увидеть, что:

  • Юдифь была более распространена, чем Саломея, в XVI-XVIII вв. На рубеже XVI-XVII веков Микеланджело да Караваджо сделал этот образ невероятно популярным среди художников-реалистов.
  • Образ Саломеи приобрел необычайную популярность на рубеже XIX-XX века благодаря деятельности символистов, в первую очередь, Густав Моро. 
  • В XX веке оба образа подвергаются значительной переработке благодаря интерпретациями Оскара Уайльда («Саломея») и Фридриха Геббеля («Юдифь»). Новые прочтения привлекли внимание деятелей искусства к библейским сюжетами, из-за чего в XX веке обе героини довольно часто встречаются на картинах. Диаметрально противоположные по духу героини сближаются в искусстве модерна настолько, что их становится сложно различить (Густав Климт «Юдифь» 1901 г.).

Местонахождение Юдифей и Саломей

Теперь, когда мы разобрались с тем, кто и когда рисовал Юдифей и Саломей, мы можем посмотреть на то, кто и где их хранит. Ответить на этот вопрос не так сложно, поскольку Викиданные хранят информацию о геолокации каждой картины. Сделав соответствующий запрос к базе знаний, мы можем легко получить все локации и нанести их на карту мира. На сайте мы разместили интерактивную карту. Точки на карте обозначают музеи, где хранятся картины, изображающие одну из интересующих нас героинь. При наведении курсора на точку появляется список хранящихся в этом музее картин с Юдифью и Саломеей.

Карта, показывающая местонахождение картин с Юдифью и Саломеей

Мы видим, что самое большое количество картин, изображающих наших femme fatale, находится в США, Западной Европе (в особенности во Франции, Германии, Австрии, Нидерландах) и Южной Европе (Италия). 

На основании полученных данных мы создали также тепловую карту, отражающую количественное распределение картин с Юдифью и Саломеей по странам Европы.

Итак, мы видим, что распределение картин в целом согласуется с тем, что мы уже говорили. Самое большое «скопление» картин оказывается во Франции. И почти все они посвящены Саломее. Это связано с деятельностью символистов во главе с Густавом Моро, который обращался к образу иудейской царевны более шести раз. 

Некоторые Саломеи Моро хранятся в музее Метрополитен. Как видно на карте, в музеях США содержатся большие коллекции картин с Юдифью и Саломеей. В основном, это картины итальянских, французских и немецких художников. Помимо Саломей Моро, в США хранится несколько полотен Лукаса Кранаха Старшего, «Саломея» Тициана, «Юдифь» и «Саломея» Гвидо Рени, «Юдифь» Пьетро делла Веккиа, «Юдифь» Джорджо Вазари и др.

Несмотря на то, что очень много итальянских Юдифей «переехало» в Америку, в галереях Италии осталось достаточно много картин, изображающих героиню. Как мы уже говорили, Юдифь была значимым образом в итальянской культуре. Отважная femme fatale меняла свое символическое значение (сначала была покровительницей дома Медичи, а затем символом победы народа над тиранией), но на протяжении многих веков была любима итальянскими деятелями искусства. Бронзовая скульптура «Юдифь и Олоферн» по сей день украшает главную площадь города — площадь Синьории. Закономерно, что в главной галерее Флоренции больше картин, посвященных Юдифи, нежели Саломее. К тому же, как мы выяснили, интерес к этому образу на рубеже XVI-XVII вв. пробудил Караваджо и его последователи в Италии. 

В Германии главным «почитателем» Юдифи и Саломеи был Лукас Кранах Старший, художник эпохи Ренессанса, о котором мы упоминали в начале статьи. На протяжении всей жизни Кранах создавал полотна с Юдифью и Саломеей, таким образом значительно обогатив ими музеи Германии. Как видно на тепловой карте, количественный перевес в Германии оказался на стороне Саломеи. Хотя Юдифей там тоже немало и большая часть из них снова принадлежит перу итальянских художников (Веронезе, Сарачени, Луини и др.). Работы Кранаха хранятся не только в Германии. Несколько его полотен находится в Музее истории искусств в Вене. Также Австрия может похвастаться «Юдифью» Густава Климта.

В Нидерландах хранится довольно много работ голландских художников. Например, Ян де Брай («Юдифь и Олоферн»), Лукас фон Лейден («Саломея с головой Иоанна Крестителя»), Ганс Горионс (» Саломея, танцующая для Ирода») и др. В Амстердаме хранится знаменитая картина Сандро Боттичелли «Юдифь с головой Олоферна». Как видно из тепловой карты, в Нидерландах, как и в Австрии, невозможно говорить о склонности к одной из героинь, потому что количество Юдифей и Саломей в этих странах практически одинаково. 

Итак, при помощи SPARQL-запросов к базе знаний Викиданные мы смогли:

  • увидеть, как менялся интерес художников к двум главным библейским femme fatale на протяжении почти шести веков;
  • выделить «пики популярности» каждой героини и поразмыслить над тем, с какими культурными явлениями эти «пики» связаны;
  • посмотреть, где хранятся картины, изображающие Юдифей и Саломей, и отметить, у каких стран есть явная «фаворитка».

Более подробно рассмотреть результаты нашего мини-исследования можно здесь: Women of the art: Judith and Salomè

А посмотреть, как эти результаты были получены, можно здесь: katya-avem/Judith-and-Salome

За помощь в создании и оформлении сайта я благодарю студентку Болонского университета Людовику Руссо. 

Источники

Nadine Sine. Cases of Mistaken Identity: Salomé and Judith at the Turn of the Century, German. Studies Review 11, no. 1 (1988). pp. 9-29. Cases of Mistaken Identity_ Salome and Judith at the Turn of the Century.pdf — Google Диск

Kevin R. Brine, Elena Ciletti, Henrike Lähnemann. The Sword of Judith: Judith Studies across the Disciplines. Cambridge, United Kingdom: OpenBook Publishers, 2010. The Sword of Judith: Judith Studies Across the Disciplines | Open Book Publishers

Rebecca Proppe. Donatello’s Judith and Holofernes: a Symbol of Tyranny and Virtue in Renaissance Florence. Concordia Undergraduate Journal of Art History, Vol.11, (2015): pp. 15-26. Donatello’s Judith and Holofernes: a Symbol of Tyranny and Virtue in Renaissance Florence | Rebecca Proppe — Academia.edu

Kelley Harness. Echoes of Women’s Voices: Music, Art, and Female Patronage in Early Modern. Echoes of women’s voices : music, art, and female patronage in early modern Florence : Harness, Kelley Ann, 1960- : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive