Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Один из первых музеев современного искусства, МоМА, (Museum of Modern Art, Нью-Йорк, 1929) поделился архивом своей выставочной истории с момента основания музея по 1989 год. Довольно полные и скрупулезно собранные данные позволяют рассмотреть выставочную политику МоМА и кое-что понять об устройстве художественного мира. 

Музей современного искусства, поддерживающий концепцию открытых данных, — современен вдвойне. На сайте МоМА можно изучить архив выставок музея с момента основания до сегодняшнего дня, а на их гитхабе выложен датасет, содержащий первые 60 лет выставочной истории музея. Этот набор данных также лёг в основу такого интерактивного инструмента МоМА.

О данных и сетевом анализе

Данные содержат записи об участниках выставок. О выставках нам дано: их название, время начала и окончания, а также список всех участников. Об участниках же нам известен их гендер, национальность, роль в выставке, принадлежность к институции, дата рождения и смерти. 

Эти данные можно представить в виде сетевой модели (графа): это модель объектов (по-другому, узлы или вершины), которые имеют связи между собой. В нашей модели узлами выступают все участники выставок, от художников до кураторов, а связь между ними возникала в том случае, если они участвовали в одной выставке. 

Эта модель показывает, например, количество связей каждого участника, а также группирует их, позволяя увидеть ближайшее окружение. Соответственно, такая модель пересечений художников и организаторов выставок наглядно демонстрирует выставочную политику МоМА в первые 60 лет своего существования и подсвечивает особенности внутренней структуры.

Обработка данных

Чтобы работать с сетями, нужно подготовить определённого вида таблицу связей. Для этого нам нужно из исходного набора данных вытащить всех уникальных участников, а затем разбить их по парам, если они участвовали в одной выставке. О том, сколько раз они совместно встречались, нам говорит величина\переменная под названием «вес связи». 

В качестве программного обеспечения для сетевого анализа был использован Gephi. Краткий экскурс в Gephi можно почитать здесь. Таблицы требуемого Gephi формата были получены из исходного датасета с помощью библиотеки pandas. У нас получилось 11.605 узлов (участников выставок) и 1.048.575 связей (фактов совместного участия в выставках). Чтобы увидеть сообщества, был применён силовой алгоритм визуализации графов: ForceAtlas2. Этот алгоритм отлично работает с большим количеством узлов и позволяет, используя физическую модель притяжения-отталкивания частиц, расположить рядом тесно связанные группы узлов, тем самым выявляя сообщества. Подробнее о нём можно почитать здесь.

Полученный граф из Gephi: размер имён зависит от степени узла, цвет — от гендера.

Результаты

На более высоком уровне становится очевидным разложение узлов на 4 крупных кластера, связанных материалом работы. Так, наиболее традиционные скульптура, живопись и графика концентрируются в центральной части, архитектура в тесном переплетении с дизайном — в левой, а фото и видео на южном и северном полюсах соответственно. 

Столь явное распределение объясняется тем, что выставки чаще всего посвящены каким-то конкретным, разной степени узости, направлениям в искусстве. Кураторы оказываются в своих зонах специализации, фотографы чаще выставляются с фотографами, дизайнеры с дизайнерами и т.д. При этом чем междисциплинарнее участник, тем ближе он находится к центральной части. Например, между дизайном и живописью ожидаемо встретить больше графиков и коллажистов, на пересечении видео и живописи — представителей концептуального искусства.

Самый сплочённый — центральный кластер, он представлен наиболее традиционными видами искусства: живопись, графика, скульптура. Именно в этой области у нас находится большая часть узлов с высокой степенью, то есть те участники выставок МоМА, которые имеют больше всего связей. Это и Анри Матисс, и Жоан Миро, и Энди Уорхол, и конечно же Пабло Пикассо.

Кластер дизайна и архитектуры отличается, во-первых, большей разреженностью: мы различаем отдельные скопления. Во-вторых, здесь участвует куда больше институций: это заставляет задуматься о том, что дизайн и архитектура это более коллективный труд. Центральные фигуры этого кластера — куратор департамента архитектуры Артур Дрекслер и архитекторы модерна мирового масштаба, такие как Людвиг Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто, Ле Корбюзье. Из дизайнеров выступают известные в первую очередь своими стульями Чарльз Имз и Марсель Брёйер.

Явно выделяется небольшой кластер, посвященный новым медиа, до 1989 это преимущественно видеоарт. Это наиболее молодое направление в искусстве, которое начало развиваться в 70-е годы. Выставки видеоарта главным образом связаны с именем Барбары Лондон, кураторки МоМА (1970-2013), специализирующейся в области новых медиа. Именно в этом разделе можно найти Марину Абрамович, перфомансы которой зафиксированы на видео. Другая важная фигура этого раздела — Нам Джун Пайк, пионер видеоарта, и Билл Виола, выставка которого не так давно отгремела в Пушкинском музее.

Граф с распознанными выставками

Также, проявились небольшие плотно сгруппированные объединения, разбросанные по всему периметру графа. Они имеют самые слабые связи с общим графом — это чаще всего очень узко специализированные выставки, участники которых выставлялись в МоМА лишь раз. Благодаря этому мы и можем их относительно легко распознать. Чаще всего эти выставки посвящены каким-то узким темам, например, иллюстрациям из военных журналов или «дизайну дешевле 10 долларов». 

Центральные фигуры

Построив сеть участия в выставках, мы получили возможность вычислить в ней центральные фигуры — например, тех, кто имеет больше всего связей с другими художниками. Посмотрим на них:

Топ-20 фигур по степени. Зелёные — кураторы, синие — художники.

Степень узла говорит нам о том, кто имеет больше всего связей внутри арт-мира МоМА. Большинство представителей этого списка — имена мирового уровня, непосредственные основоположники авангарда, экспериментировавшие с разными техниками. Здесь заметно преобладание живописцев, на втором месте архитекторы и фотографы, и всего один скульптор — Александр Колдер.

Наиболее часто выставлявшийся в МоМА художник соответствует ключевой и самой плодовитой фигуре авангарда — Пабло Пикассо. От него незначительно отстаёт представитель американского социального реализма, фотограф и живописец — Бен Шан. 

Примечательно, что в список попала всего одна женщина. Это Эббот Беренис — документальная фотографка, работавшая ассистенткой фотографа-сюрреалиста Ман Рэя (Эммануэль Радзитцкий) и оставившая нам портретную галерею представителей авангарда. При том, что женская часть составляет подавляющее меньшинство (12, 35%), именно в сетевом графе становится заметно, что самый проблемный в плане половой дискриминации кластер — это кластер архитекторов.

Топ-20 фигур по betweenness centrality. Зелёные — кураторы, синие — художники.

Интересно взглянуть на показатель центральности по смежности (betweenness centrality), который указывает на так называемые мосты в графе: те узлы, через которые связано наибольшее количество других узлов. Неудивительно, что такими мостами выступают кураторы выставок, а также самые популярные фигуры каждого кластера. Бен Шан здесь обгоняет Пабло Пикассо, судя по всему, из-за своей связи с фотографами. 

Первое место здесь занимает Артур Дрекслер — лидер по продолжительности работы в МоМА. Он был куратором, а затем и директором Департамента Дизайна и Архитектуры на протяжении 35 лет (1951-1986).  Хотя подавляющее большинство выставок, которые он курировал, — архитектурные выставки (одна даже была посвящена уличному искусству), диапазон выставок дизайна необычайно широк: там и японская каллиграфия, и графический дизайн, и дизайн упаковки, плакатов, флагов, стекла, текстиля, спорта, машин. Интерес представляет кураторство не профильных выставок, например — масштабная выставка ар нуво, скульптур Исаму Нагути, а также трехкратно организованная выставка риз Анри Матисса.

Барбара Лондон курировала с 1974 по 1989 78 выставок. Большая их часть была посвящена видеоарту, но именно ею была уже тогда предпринята первая попытка в выставке sound art. В 1977 она курировала масштабную выставку “Bookworks” (зины, как мы их сейчас называем), в которой участвовало более 200 художников.

Альфред Барр — первый директор МоМА, занимал эту должность на протяжении 14 лет и курировал более 50 выставок. Специализировался на живописи и скульптуре, курировал масштабные выставки, посвященные отдельным направлениям авангарда. Что примечательно, из всех кураторов МоМА того периода только он включал исторический контекст в понимание современного искусства. Так, он организовал выставки наскальной живописи, итальянских мастеров и “Ancestral Sources of Modern Painting”. 

Вместо заключения

Работа с выставочными сетями открывает любителю искусства новый ракурс на известный материал, позволяя, например, погрузиться в сообщества и рассмотреть менее известные фигуры искусства, а научному исследователю даёт возможность изучить степень популярности тех или иных художников, а также сферу влияния тех или иных кураторов в рамках конкретного музея и многое другое.