Читать нас в Telegram

Поведение аудитории — довольно популярный предмет исследований. Чаще всего для этого проводятся опросы и ставятся социальные эксперименты. Но фотографии, наполняющие социальные сети, иногда обделяют вниманием, а ведь они могут дать большое количество информации о предпочтениях и интересах аудитории.

Проект #Музей решил сделать акцент именно на анализе данных современной визуальной культуры, а именно проанализировать 82 000 фотографий из профилей Instagram посетителей государственного Эрмитажа — самого популярного музея, который ежегодно посещают до 4 млн человек.

С точки зрения данного исследования, наверное, перед входом в Эрмитаж надо было бы повесить табличку: «Уважаемые посетители, просьба фотографировать интерьеры, фасады, экспонаты и себя на фоне интерьеров, фасадов и экспонатов». Так что же именно могут сказать мобильные фотографии о предпочтениях аудитории?

Как выяснилось, очень многое. Исследовательская группа пришла к выводу, что посещение музея не ограничивается осмотром экспозиции вместе с экскурсионной группой. Культурная аналитика с использованием плагинов ImagePlot и ImageMontage для программы обработки изображений ImageJ позволили визуализировать весь массив фотографий с популярными хэштегами (вроде #hermitage_palace или #Эрмитаж) в большие коллажи. Для ручного контент-анализа, в который входила оценка изображенного предмета, общей композиции кадра, наиболее часто встречающихся геометок, использовали 10% от общего числа фотографий. Он позволил выделить основные объекты внимания посетителей и вписать фотографии в общий культурный контекст, например, в какие туристические маршруты включается Эрмитаж.

Визуализация

Первым этапом исследования является распределение фотографий по основному цвету. Плагины ImagePlot и ImageMontage автоматически измеряют тон, яркость и насыщенность каждой фотографии и позволяют создать большие коллажи из всех проанализированных фотографий. Различие фотографий по цвету напрямую связано с изображенными на них объектами (те, на которых преобладали красно-золотые оттенки, были фотографиями внутреннего убранства музея с его бархатом и позолотой, а, например, фотографии с преобладанием голубого и зеленого цвета — фотографии фасада Эрмитажа преимущественно в хорошую погоду).

Контент-анализ. Пародия и почему посетители целуют статуи?

Следующим шагом стал контент-анализ фотографий. Фотографии в первую очередь распределили по запечатленным на них сюжетам. Оказалось, что чаще всего посетители фотографируют сам музей (преимущественно интерьер или экстерьер), вторым по популярности сюжетом оказалось позирование посетителей на камеру, и лишь третье место занимают произведения искусства. Причем, предпочтение отдается наиболее «интерактивным» скульптурам или картинам, которые можно спародировать или дополнить.

«Танец» Анри Матисса — как раз такие картины посетители любят «дополнять».

Конечно, экспонаты трогать запрещено, но иногда и это не останавливает посетителей. На 0,4% всех фото посетители нарушают запреты и трогают статуи руками, иногда даже целуют их. Это своего рода способ связать себя с пространством музея, и тут в ход идет фантазия: зрители имитируют позы статуй и персонажей знаменитых полотен, отвечают на их жесты и мимику.

С этой точки зрения легко объяснить популярность атлантов с Миллионной улицы: это одна из тех скульптур, которые можно потрогать.

Туристическая фотография в музее: найди десять отличий

Кстати, что удивило исследовательскую группу, так это сравнительно небольшая доля селфи среди всех фотографий: всего 8%. Чуть чаще встречалось позирование на камеру (18,2%). Наиболее популярной у пользователей Instagram оказалась Иорданская лестница.

В ряде случаев был отмечен принципиальный отказ от позирования по всем законам современной туристической фотографии. Эти фотографии как бы сигнализируют: «я в музее!», — и акцент делается именно на присутствии конкретного человека в конкретном месте.

Нередки также и «альтернативные селфи»: ног на фоне узора паркета дворца, рук с билетами, стаканчиками кофе. Они уже указывают на круг потребностей потребителей-посетителей музея. На некоторых фотографиях, сделанных на Дворцовой площади, было даже отмечено распитие крепких спиртных напитков.

Один из вариантов отказа от традиционного позирования.

Но есть у этих фото одна особенность. Они все крайне похожи друг на друга: интерьеры и фасад дворца фотографируются с одних и тех же ракурсов, маршруты, которыми следуют посетители, одни и те же и поэтому их привлекают одни и те же экспонаты.

Но не только ограниченный выбор локаций для фотографий объясняет их сходство. Это феномен туристической фотографии: они должны быть узнаваемы для подписчиков профиля и тех, кто просто листает ленту. В результате Instagram пестрит популярными и всем известными интерьерами, ракурсами и произведениями искусства.

Музей в городе

В ходе исследования рассматривались фотографии, выложенные в радиусе 15 км от Эрмитажа. При соотнесении времени с количеством публикаций (наибольший объем опубликованных фото приходится на 13:00-14:00), можно сказать, что большинство посетителей музея — туристы, и они остаются в историческом центре города с утра до вечера.

На этой карте видно, что посетители музея часто продолжают свой день прогулкой по историческому центру города.

Аргументом в пользу популярности музея в туристических маршрутах города становится и тот факт, что исследовательской команде встречались даже фотографии, где Эрмитажа вовсе нет, однако есть соответствующий хэштег. Например, фотографии с колоннады Исаакиевского собора или Невский проспект. Вероятно, у этих туристов была долгая прогулка в том числе с посещением Эрмитажа. Зимний дворец появляется также в коллажах, которые объединяют несколько достопримечательностей Петербурга. Границы между музеем и городом оказываются весьма размыты.

Музей сегодня

Как отмечают участники исследовательской группы проекта #Музей «посещение музея выходит за рамки исключительно осмотра коллекции». То есть музей — это не только экскурсионные группы с гидом, который говорит «посмотрите налево, здесь вы видите..», или индивидуальное посещение выставки с лингафоном. Помимо самих экспозиций для посетителей важны интерьер и архитектура, пространство вокруг музея и его атмосфера.
Проект #Музей позволяет сделать вывод о том, чего не хватает аудитории, о ее потребностях и соответственно месте музея в городском пространстве, а значит, и о его проблемах, слабых местах, которым стоит уделить больше внимания.

Сайт проекта