Читать нас в Telegram

Реальность часто бывает слишком фантасмагоричной для того, чтобы стать сценарием или сюжетом. Очень много таких «сюжетов из реальности» приходит из самой обители сюжетов — библиотеки. Мы уже писали о сочинениях настоятеля Алеутской и Североамериканских епархий, которые нашли в библиотеке Конгресса США и фотографиях России рубежа XX и XXI века, сделанных американским исследователем Русского Севера, которые хранятся там же, в крупнейшей библиотеке мира.

Библиотекари всех стран, объединяйтесь!

Как бы странно это ни звучало, но библиотека Конгресса важна для истории нашей страны и ее изучения, с культурологической точки зрения уж точно. Библиотека Конгресса США помогала в создании Президентской библиотеки имени Ельцина, библиотеки до сих пор активно сотрудничают, благодаря предложению главы библиотеки Конгресса создана Всемирная электронная библиотека, в которую интегрированы и фонды трех российских библиотек: национальная библиотека в Санкт-Петербурге («Публичка»), Российская государственная библиотека (всем известная как «Ленинка») и все та же Президентская библиотека имени Ельцина.

Президентская библиотека имени Ельцина

В 2015 году пострадала от пожара российская библиотека Института научной информации по общественным наукам: сгорело и пострадало более двух миллионов книг, отчетов и архивных документов. Специалисты из библиотеки Конгресса помогли в восстановлении библиотеки, поделились технологиями восстановления литературы и дополнили архивы российской библиотеки из своего фонда. ИНИОН создавался по принципу библиотеки Конгресса США, поэтому участие американских специалистов выглядит… правильным?

Хранилище культуры

В 2007 году библиотека Конгресса включила в свои фонды «Тетрис», как одну из важнейших компьютерных игр в истории! В 2013 году МХТ имени Чехова передал библиотеке цифровые версии 42 книг — изданий научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ. Объем материала — восемнадцать тысяч страниц! В том же году специалисты нашли в архивах Госфильмфонда России, отреставрировали и передали библиотеке Конгресса десять американских немых картин 1828-1919 годов, утерянных в Америке.

Среди картин оказались и ранние работы Виктора Флемминга — одного из величайших режиссеров Голливуда эпохи раннего цветного кино. На фото он (сидит в центре) на съемках «Унесенных ветром»

С точки зрения обмена «опытом», создания культуры мировой библиотека Конгресса — локомотив движения за глобализацию. Почти 80% процентов фонда главной библиотеки Америки — это не книги, а видео, звуки, фото, плакаты, партитуры — в общем, все то, что и делает современную библиотеку не просто «хранилищем книг», но хранилищем культуры. Поэтому для библиотеки Конгресса важен даже «Тетрис».

В 2014 году Северо-Восточный федеральный университет и Гарвардский университет начали создание коллекции их полевых записей якутского музыкального творчества. Неудивительно, что часть записей была найдена в архивах библиотеки Конгресса США.

Вокруг России за восемь лет

Один из самых интересных проектов библиотеки Конгресса тоже связан с российской культурой: более двух с половиной тысяч цветных снимков Российской империи. Сергей Михайлович Прокудин-Горский, химик по образованию, посвятил себя поиску технологии цветного изображения и нашел ее.

Негативы Прокудина-Горского — это три фотографии, сделанные за короткий промежуток времени. Свет с объектива подавался на стеклянную пластину размером три на девять дюймов трижды — таким образом на одной пластине сразу три фото. Каждое фото — черно-белое, но сфотографированное через красный, синий и зеленый фильтры. Вот такой он, RGB начала XX века!

При поддержке Николая II Прокудин-Горский с 1908 по 1915 год путешествует по империи, фотографируя окружающий мир: архитектуру, природу, быт и людей. В результате у Прокудина-Горского скопилось огромное количество материала, в том числе и негативов, которые он не успел проявить, но забрал с собой, в эмиграцию.

В 1948 году библиотека Конгресса выкупает негативы у наследников фотографа и ученого. Фотографии пролежали в архивах до 2000 года. тогда библиотека Конгресса заключила договор с компанией JJT, которая занялась проявлением стеклянных негативов по новой технологии с разрешением 1000 dpi (точек на дюйм). Специалисты JJT оцифровали 122 негатива, а вот исправлять получившиеся фотографии пришлось вручную. Из-за несовершенства технологии тех времен и естественных ограничениях в работе Прокудина — неровное стекло светофильтра, изменившийся свет в промежутке между фотографиями — все это привело оптическим искажениям и ошибкам цветокоррекции.

Позже, в 2004 году, библиотека Конгресса заключила новый контракт с программистом Блезом Агуэра-и-Аркас (позже работал в Microsoft, сейчас — в Google), который автоматизировал процесс.

Трехмерный паззл из стекла в цифре

Теперь в библиотеке Конгресса США хранится огромное количество фотографий России начала прошлого века. А как их получили?

Каждую фотографию на негативе отсканировали в режиме Grayscale с 16-битным разрешением. Кроме того «негатив» с помощью программного обеспечения превращают в «позитив». «Негатив» — это изображение с инвертированными цветами. Получается, что инверсию цветов просто инвертировали еще раз.

В чем подвох? Обычно Grayscale используется, наоборот, для перевода цветного фото в ч/б. Это позволяет создать из каждого изображения Прокудина-Горского отдельные Red/Green/Blue-слои, а превращение в позитив позволяет работать с правильными цветами. 16-битное сканирование позволяет получить больше оттенков на получившихся RGB-слоях. Затем битность полученных слоев понижают до 8 бит — видимо, это позволяет скрыть дефекты и облегчить переход изображение в привычный нам JPEG.

Процесс проявления негатива Прокудина-Горского — экспресс-объяснение

Затем каждое изображение проверяют на дефекты, выравнивают контрастность и затем следует самое сложное: выровнять «позитивы» так, чтобы создать общий цветовой слой RGB. И вот у нас уже есть цветное изображение! Дело за малым — улучшить контрастность, так как оригинал выглядит так, будто это современный фотограф напутал что-то в настройках фотоаппарата, ретушируются оставшиеся дефекты и все, Россия начала XX века у вас на экране.

Прокудин фотографировал далеко не только Россию: